Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Теоретические аспекты жизненного цикла организации и управления ею).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития в России рыночной системы хозяйствования она первый план выходит вопрос эффективного управления предприятиями. Современные организации функционируют в конкурентной, динамичной и постоянно изменяющейся среде, где выживают только развивающиеся предприятия. В современной науке существует два основных подхода к определению организационного развития. С одной стороны, организационное развитие представляет собой объективный процесс, происходящий независимо от воли менеджмента. Однако в сложившейся управленческой практике под организационным развитием часто также понимают мероприятия в области менеджмента, направленные на осуществление крупных изменений в организациях. Такие изменения проводить необходимо, если организация стремится остаться конкурентоспособной в динамично меняющейся рыночной среде и эффективно развиваться.

На практике каждая организация проходит определенные этапы в своем развитии. Концепция жизненных циклов как модель развития фирмы позволяет точно определить текущее положение компании и осуществить прогноз ее будущего развития. Также посредством данной модели можно выяснить, какие явления на данный момент происходят внутри компании, и обнаружить проблемы, не дающие менеджеру возможность эффективно управлять бизнесом.

Исходя из этого, тема данной работы представляется особенно актуальной.

Цель работы – изучение жизненного цикла организации в контексте управления организацией. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

  • раскрыть понятие, сущность и признаки организации;
  • изучить модели жизненного цикла организации (организационного развития);
  • описать изменение организационной культуры в процессе
    организационного развития;
  • дать общую характеристику организации и ее системы управления;
  • оценить стадию жизненного цикла организации и провести диагностику ее организационной культуры;
  • разработать рекомендации организационных изменений для данного этапа жизненного цикла организации «Леонардо».

Объект исследования – жизненный цикл организации. Предметом исследования является жизненный цикл организации в контексте управления организацией.

Теоретической и методологической базой исследования послужили концепции и гипотезы, изложенные в работах ученых в области менеджмента, теории организации, организационного поведения, предпринимательства, экономики.


Методы исследования. В процессе исследования применялся диалектический метод познания, использовались методы индукции и дедукции, методы обобщения, сравнения, метод анализа и синтеза, метод диагностики корпоративной культуры OCAI.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, закючения, списка использованных источников и приложения.

1. Теоретические аспекты жизненного цикла организации и управления ею

1.1 Понятие, сущность и признаки организации

Термин «организация» имеет латинское происхождение и произошло от смыслового корня organizo, который означает «придаю стройный вид, устраиваю» [16].

Ныне понятие «организация» имеет различные трактовки:

  • совокупность юридических и правовых форм (ООО, ПАО, государство);
  • формальное объединение индивидов, занимающих какое-либо определенное место в обществе, с целью выполнения определенных функций; возникновение организации происходит в тот момент, когда достижение определенных целей считается возможным посредством достижения целей индивидуальных, и, возможно, посредством достижения общих целей [17].

Организацию можно поистине назвать архитектоникой, композицией экономической системы. Она представляет собой систему, общественное образование, сознательно координируемое, имеющее определенные границы и работающее в относительно постоянном режиме для достижения некоторой общей цели. Организация собирает в себе людей, и в рамках организации осуществляется координация их взаимодействий. Она повышает способность восприятия информации и увеличивает степень рациональности поведения экономических агентов за счет применения различных внутренних процедур согласования интересов. А такие аспекты ее структуры, как комплексность; формализация и соотношение централизации и децентрализации определяют, как именно будет осуществляться функционирование каждой организации [3].

К главным независимым переменным организации относятся: цели; способы их достижения; ресурсы (в т.ч. и трудовые); правила взаимодействия элементов целого (структура и культура); правила взаимодействия с внешней средой; волевой момент (гибкость – способность к реструктуризации в краткосрочном периоде) [8]. Поскольку организация находится в непрестанном взаимодействии как с внешней средой, так и с членами организации, то характеристики той или иной организации являются критическими переменными.


При помощи организации происходит сокращение трансакционных издержек, связанных с поиском информации (о ценах и контрагентах), с ведением переговоров и заключением сделок; с контролем за уровнем качества, а также издержки оппортунистического поведения; издержки координации и издержки по спецификации и защите прав собственности. Независимо от классификации трансакционных издержек, основная идея состоит в том, что функционирование рынка подразумевает некоторые затраты, а формируя организации и предоставляя некоему авторитету («предпринимателю») право направлять ресурсы, возможно сократить некоторые из этих затрат [5]. Именно организация через систему иерархии дает возможность снижать трансакционные издержки, в то время как растущие организационные издержки ограничивают полное замещение рынка иерархией.

Таким образом, организация – это форма и механизм координации взаимодействия. Она является необходимым дополнением к существующим в данных исторических условиях социально-экономическим правилам взаимодействия [14]. Благодаря организации возможно эффективное формирование социальных институтов и функционирование всей экономической системы общества.

Предпринимательская организация представляет собой главенство общей цели над остальными. Организация рассматривается как динамичная, непрестанно адаптирующаяся социальная система, которая стремится эффективно действовать во внутренней и внешней среде.

При всем разнообразии видов, масштабов и сфер деятельности различных существующих на данный момент организаций, они имеют ряд общих признаков, а именно [19]:

  1. имеют цель своей деятельности;
  2. между членами организации существуют устойчивые связи, а также присутствуют правила и нормы, которые определяют порядок взаимоотношений между членами (так называемая организационная структура и культура);
  3. происходит регулярное взаимодействие с внешней средой организации [15];
  4. для достижения целей организации используются разного рода ресурсы.

Таким образом, из рассмотренных определений можно сделать вывод, что сущность организации выражается в таких элементах, как цель, деятельность, субъекты деятельности (индивиды), а также внешняя и внутренняя среда.

1.2. Модели жизненного цикла организации (организационного развития)


Развитие – необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Под развитием обычно понимают [3]:

  • увеличение сложности системы, появление новых элементов;
  • улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);
  • увеличение масштабов явления (развитие вредной привычки, стихийного бедствия);
  • количественный рост и качественное изменение структуры объекта (например, рост экономики, социальный прогресс).

Закономерности развития следующие [19]:

  • необратимость (развитие предполагаем стабильность, постоянство изменений);
  • качественное изменение (переход от одного состояния к другому);
  • неравномерность (различные элементы, функции, свойства развиваются неравномерно);
  • гетерохронность (асинхронность фаз развития);
  • неустойчивость (развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, что выражается в кризисах развития);
  • кумулятивность (результат развития предшествующей стадии включается в последующую) [7].

Существует два основных подхода к определению организационного развития. С одной стороны, организационное развитие (развитие организации) – объективный процесс, происходящий независимо от воли менеджмента. Однако в сложившейся практике под организационным развитием часто также понимают мероприятия в области менеджмента, направленные на осуществление крупных изменений в организациях [3].

Основные этапы развития и роста организации называются жизненным циклом организации. Переход от одного этапа к другому может осуществляться постепенно, или достаточно резко и болезненно. Как правило, переход от одного этапа к другому сопровождается кризисами развития организации.

Рассмотрим основные модели организационного развития (жизненного цикла организаций).

Согласно общей модели, развитие организации представляется в виде ломаной линии, звенья которой отражают стадии, которые организация проходит в своем развитии.

Так, модель включает 5 стадий [6]:

  1. Возникновение;
  2. Рост;
  3. Стабильность;
  4. Спад;
  5. Ликвидация.

Наглядно указанные стадии изображены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Общая модель развития организации

Рассмотрим подробнее каждую из указанных стадий жизненного цикла организации.

Стадия создания – это государственная регистрация фирмы в качестве юридического лица. На данном этапе выясняется, в какой области будет функционировать фирма, разрабатывается ее стратегия и цель, организационная структура, а также осуществляется набор сотрудников, закупка оборудования, сырья и материалов [4].


Стадия роста связана с расширением деятельности компании. Ее товар уже занял достаточно прочную позицию на рынке, имеется наработанная клиентская база; на данном этапе фирма обычно проводит мероприятия по повышению прибыльности своей деятельности.

Стадия зрелости, или стадия стабильности, подразумевает успешную и эффективную финансово-хозяйственную деятельность компании на базе уже внедренной технологии, отобранных методов управления и активного маркетинга. Если организация своевременно реагирует на возникающие изменения и гибко адаптируется к меняющимся потребностям своих клиентов, то она продолжительное время может находиться на данной стадии и успешно, эффективно и прибыльно функционировать [6].

Стадия спада в жизненном цикле организации имеет несколько вариантов проявления. Наименее жестким из них является реорганизация с целью оживления деятельности фирмы. В таком случае проводят разработку плана по выведения фирмы из кризиса. Решением может быть реструктуризация, то есть мероприятия, нацеленные на совершенствование управления, эффективности производства, конкурентоспособности продукции фирмы, производительности труда и т.д. [18]. Данный процесс помогает восстановить платежеспособность и ликвидность предприятия.

Также на данном этапе возможно проведение слияния, присоединения или же преобразование компании, в результате чего изменяется организационно-правовая форма предприятия.

В случае же, когда компания находится на грани банкротства, проводят ее санацию, которая включает в себя разного рода мероприятия, нацеленные на предотвращение банкротства. При этом функции управления передаются уполномоченному госоргану. Методы санации могут быть: организационные (смена управленческого состава, сокращение штата и т.д.) и финансовые (эмиссия акций, увеличение объема кредитов, реструктуризация долга и т.д.). Если же санация не повлекла за собой нормализации финансового состояния компании, то проводится процедура банкротства.

Стадия ликвидации организации характеризуется полным прекращением хозяйственной деятельности фирмы в результате ее банкротства по решению ее владельцев или суда [18].

Еще одной моделью организационного развития является модель Грейнера. Она была создана в 1972 году профессором Гарвардской школы бизнеса Ларри Грейнером. По его мнению, на построение модели жизненного цикла организации оказывают влияние 5 факторов [9]:

  • возраст организации;
  • размер предприятия;
  • этапы эволюции предприятия;
  • стадии революции фирмы;
  • темпы роста сферы действия.