Файл: Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров (Теоретические аспекты экспертизы качества продовольственных товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях экспертиза качества продовольственных товаров приобретает особое значение. Рыночные отношения обусловили предъявление повышенных требований не только к формированию и рациональному управлению ассортиментом потребительских товаров, но и к их качеству и совершенствованию системы контроля, а также применения современных методов экспертизы.

Для того чтобы иметь преимущество среди аналогов товара, нужно иметь сертификаты качества продукции, которые можно получить посредством прохождения экспертизы современными методами, что дает наиболее точный результат при оценке качества продукции и делает его конкурентоспособным на рынке.

А также экспертиза является способом борьбы с магазинами, которые всячески стараются избавить себя от материальных потерь. Тем самым, экспертиза устанавливает ценность товара, его пригодность и возможность использования. В связи с этим экспертиза имеет важное значение на современном этапе.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ экспертизы продовольственных товаров и определение товароведных характеристик образцов молочной продукции.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть цели, задачи, методы товароведной экспертизы качества однородных групп продовольственных товаров: цели, задачи, методы;
  • выявить значение товароведной экспертизы в обеспечении качества и повышении конкурентоспособности продовольственных товаров;
  • привести характеристику и изучить особенности экспертизы кисломолочной группы товаров;
  • дать оценку содержания маркировки образцов кисломолочных товаров;
  • провести исследование органолептических показателей качества образцов;
  • дать оценку конкурентоспособности образцов кисломолочной продукции.

В качестве объектов исследования были выбраны образцы кефира различных производителей с массовой долей жира 2,5%, которые широко представленные в розничной тортовой сети г. Москва. Причиной широкого спроса на кефир является его высокая пищевая и энергетическая ценность, полезность, помимо этого кефир обладает лечебно-профилактическими свойствами и приемлемой ценой. В связи с этим тема курсовой работы весьма актуальна.

Предмет исследования – маркировка и качественные характеристики кисломолочного продукта.

Комплекс обозначенных задач обусловил выбор методов исследования: аналитического, абстрактно-логического, монографического, статистического, сравнительного и др.


Информационной базой для исследования послужили труды отечественных авторов, ресурсы сети Интернет, ГОСТы, а также справочные материалы из лабораторных исследований по каждому отобранному образцу кефира.

Курсовая работа объемом 35 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты экспертизы качества продовольственных товаров

1.1 Товароведная экспертиза качества однородных групп продовольственных товаров: цели, задачи, методы

В оценочной деятельности довольно часто прибегают к экспертизе. Экспертиза представляет собой профессиональную исследовательскую деятельность, состоящую в организационном, материальном, информационном обеспечении и непосредственном проведении исследований и оценок различных объектов.

Экспертиза – это исследование, целью которого является определение состояния объекта оценки и его соответствие заданным параметрам. Экспертиза товаров представляет собой оценку основных характеристик исследуемой продукции с применением познаний в соответствующих областях науки, технологий и стандартов.[1]

Целью экспертизы является получение ответов на конкретно заданные вопросы в определенные, четко оговоренные (чаще сжатые) сроки.

Заканчивается экспертиза подготовкой документа, в котором изложены следующие сведения: краткое содержание исследования, его основные результаты и выводы, которые являются ответами на заданные вопросы.

Основными задачами экспертизы товаров являются:

  • объективное комплексное исследование объектов экспертизы;
  • проверка соответствия объектов экспертизы требованиям и нормам действующего законодательства Российской Федерации;
  • оценка соответствия объектов экспертизы обязательным требованиям и принципам экономической целесообразности;
  • подготовка обоснованных экспертных заключений;
  • привлечение научной общественности к решению вопросов научных исследований для повышения эффективности экспертной работы.[2]

Методы товароведной экспертизы – это способы достижения конечных результатов экспертной оценки товаров.

Объективные методы основаны на определении характеристик товаров путем измерений или регистрации каких-либо несоответствий установленным требованиям. Общим для объективных методов является выражение результатов в принятых единицах измерения, при этом результаты сопоставимы, воспроизводимы и проверяемы. Различия между измерительными и регистрационными объективными методами заключаются в том, что при измерительных методах используются технические устройства, т. е. простейшие приспособления, сложные измерительные приборы, системы и преобразователи, а при регистрационных методах используется визуальный подсчет.

Эвристические методы основаны на совокупности логических приемов и методических правил теоретических исследований. Общим для всех эвристических методов является субъективный подход к оценкам, построение гипотез, предположений. Методы каждой подгруппы не заменяют, а дополняют друг друга или имеют самостоятельные сферы применения.

Эвристические методы оценки качества товаров основаны на использовании органов чувств, интуиции и обобщенного опыта людей.

1) Органолептический подразделяется на пять групп: обонятельный, вкусовой, аудио метод, визуальный, осязательный, сенсорный (для оценки качества продуктов питания – цвет, запах, вкус), дегустационный метод – предполагает апробирование пищевых продуктов.

Достоинствами данного метода является доступность и быстрота, а также отсутствие дорогостоящего оборудования и простота. Недостатками же является субъективность, безразмерные величины, несопоставимость и недостаточная воспроизводимость результатов.

2) Экспертный – метод оценки, проводимый группой экспертов в условиях неопределенности или риска. Основан на принятии решений, основанных на знании и опыте экспертов.

Достоинства: воспроизводимость, более высокая объективность, возможность принимать решения, отражает мнения потребителей.

Недостатки: субъективный, ограниченность применения, высокие затраты и трудоемкость.

3) Социологический (сбор мнений потребителей); Единственный недостаток этого метода – это неточность. Социологические методы чаще всего основаны на опросе и анкетировании определенной группы лиц.[3]

Аналитические методы – работают на основе мысленного или фактического разложения целого на составные части. Выбирая аналитический метод для осуществления оценки, специалист-эксперт должен подготовиться к тщательному выполнению самостоятельной работы. Ему предстоит анализировать тенденции, оценивать состояние и возможные пути развития объекта, по отношению к которому применяется прогнозирование. Система экспертных оценок предусматривает изучение всей информации об объекте, которая доступна эксперту. Результат оформляется как докладная записка. Основным преимуществом аналитического метода становится то, что специалист может проявить все свои индивидуальные способности. Правда, этот способ не подходит для анализа крупных и сложных систем, так как эксперту может не доставать знаний из смежных областей.


Измерительные методы основаны на определении показателей качества с помощью технических средств. В свою очередь, они делятся на физические, физико-химические, физико-механические, теплофизические, термомеханические, электрические, оптические, акустические, микробиологические, токсикологические, которые более подробно представлены в таблице 1. Достоинство этого метода – точность, объективность оценки, сопоставимость. Недостаток – высокие затраты на проведение испытаний и на высококвалифицированный персонал.

Таблица 1

Классификация измерительных методов и показателей[4]

Методы

Определяемые показатели

Физические

Плотность, масса и др.

Химические

Содержание отдельных компонентов. химическая стойкость

Физико-химические

Вязкость, водопоглощение, водородный показатель

Физико-механические

Твердость, модуль упругости, предел прочности при растяжении (изгибе)

Теплофизические

Температура кипения, испарения,

Микробиологические

Общее количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных бактерий

Токсикологические

Токсичность, сенсибилизирующее действие. класс опасности

Регистрационный метод основан на наблюдениях и подсчетах числа объектов, выбранных по определенному признаку. В качестве классификационного признака могут быть конкретные виды дефектов или градации товаров, а также их наименования, виды, подгруппы и группы. Если в задачи товарной экспертизы входит экспертная оценка эффективности ассортиментной политики торговой организации, то с помощью регистрационного метода устанавливаются основные показатели ассортимента (широта, полнота, новизна, ассортиментный минимум и т. п.). Результаты определений показателей заданных объектов регистрационным методом выражаются в абсолютных или относительных величинах.

Экспертные методы применяют для оценки качества товара в условиях неопределенности или риска. Используются для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов их весомости, для измерения показателей качества и их оценки органолептическим методом. Оценка показателей качества измерительным, регистрационным, расчетным методами применяется для определения комплексных показателей качества различных уровней иерархии. 
Предназначены для экспертной оценки товаров в случаях, когда другие, ранее перечисленные методы неприменимы или неэкономичны. 


Экспертные методы основаны на принятии эвристических решений, базой для которых являются знания и опыт, накопленные экспертами в конкретной области в прошлом.

Экспертным методам присущи определенные достоинства и недостатки. 
Преимуществами является то, что они позволяют принимать решения, когда объективные методы невосприимчивы. К другим преимуществам относится их восстанавливаемость. Сфера применения этих методов — не только оценка качества товаров, но и исследование операций технологического цикла, принятие решений, управляющие, прогнозирования. 

Экспертные методы, применяемые квалифицированными экспертами, позволяют дать точную оценку товаров. К недостаткам экспертных методов относятся субъективизм, ограниченность применения, высокие затраты на их проведения. Экспертные методы подразделяются на три подгруппы: 1) методы группового опроса экспертов; 2) математико-статистические методы обработки экспертных оценок 3) методы экспертной оценки показателей качества.

Независимо от типа исследуемого товара эксперт должен руководствоваться основными правилами и положениями проведения оценочных мероприятий. Товароведная экспертиза включает в себя ряд обязательных этапов:

  • определение стандартных показателей и эталонных характеристик исследуемого объекта, а также изучение нормативной документации;
  • определение метода исследования и основных показателей;
  • отбор проб или контрольной партии в соответствии с установленными нормами;
  • при неоднородности партии специалист должен определить процентное соотношение дефектного товара;
  • оценка состояния тары или упаковки;
  • определение соответствия с эталонными образцами или сравнение показателей товара;
  • составление акта установленного образца с развернутым заключением и надлежащим оформлением согласно законодательным нормам.[5]

Для проведения экспертизы товаров разного рода и типа применяется различный набор исследований и методологий, что определено свойствами и показателями объектов оценки. Но специалист должен соблюдать основные правила и этапы оценки в соответствии принятыми нормами и законодательством.[6]

Целью экспертизы выступает так называемый анализ и оценка результатов, которые были получены с документальным сопровождением. Недостаточность, недостоверность результатов и нечеткость их аргументации могут поставить под сомнение правильно проведенную экспертную оценку. Результаты экспертизы могут быть оформлены в виде акта экспертизы или протокола дегустации либо в иной форме. Для оформления результатов экспертизы применяют бланки специальной формы, которые могут быть утверждены руководством вышестоящей экспертной организации. Кроме того, бланки могут быть разработаны для проведения конкретной экспертизы. Возможно также оформление актов экспертизы в произвольной форме, выбираемой экспертом. Но в акте должны быть отражены все необходимые сведения об ассортиментной, количественной и качественной характеристиках объекта экспертизы. [7]