Файл: Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров (Теоретические аспекты экспертизы качества продовольственных товаров).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты экспертизы качества продовольственных товаров
1.3 Характеристика и особенности экспертизы кисломолочной группы товаров
Глава 2. Экспертиза качества исследуемых образцов кисломолочной продукции
2.1 Оценка содержания маркировки образцов кисломолочных товаров
2.2 Исследование органолептических показателей качества образцов
2.3 Оценка конкурентоспособности образцов кисломолочной продукции
В акте осмотра полагается указывать сведения о: времени и месте проведения; участниках; характеристиках исследуемого товара; обнаруженных недостатках/отсутствии дефектов; поданных во время проведения ходатайствах, поданных заявлениях и сделанных замечаниях. Акт подписывается экспертом и прочими участниками осмотра. В экспертном заключении указывают: дату и время составления; инициатора проведения; параметры исследовавшего товара; полученные результаты; выводы – ответы на поставленные перед специалистом вопросы технического характера.
Эти сведения должны быть проверяемыми, т. е. при назначении повторной экспертизы они должны быть подтверждены с учетом определенной погрешности, которую обязательно стоит учитывать.
1.2 Значение товароведной экспертизы в обеспечении качества и повышении конкурентоспособности продовольственных товаров
Проблема качества товаров была и остается актуальной. Эта проблема носит стратегический характер. От ее решения зависит стабильность экономики нашего государства. Ведь реальная экономика, т. е. экономика жизни людей, – это совокупность их хозяйственной деятельности по производству, распределению и использованию необходимой продукции. Причем эта продукция должна удовлетворять потребности населения, т. е. обладать потребительной стоимостью. А мерой потребительной стоимости является качество.
Качество – это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением.[8]
Высокое качество изделий необходимо не только для того, чтобы они могли выполнять присущие им функции, но, и чтобы, став товаром, они в наибольшей степени удовлетворяли потребителя.
Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять значительное внимание вопросам качества. В рыночной экономике потребитель имеет выбор между товарами различных производителей. Ни одно предприятие не сможет успешно существовать, если его продукция не найдет своего потребителя. Качество товара формирует спрос и потребление. Чем выше качество товара, тем полнее он удовлетворяет потребности. Повышение качества товаров выгодно как изготовителю, так и потребителю. Качество является объектом управления. Управлять качеством следует на различных стадиях жизненного цикла товара. В целом эти этапы можно объединить в следующие группы: предпроектный этап; производственный этап; этап по реализации; этап потребления; этап утилизации.
Рисунок 1. Жизненный цикл продукции[9]
Понятно, что такое объединение весьма условно, но оно позволяет подробнее рассмотреть факторы, обеспечивающие качество товаров.
Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение.
Факторы формирования качества:
- исследование покупателей, их запросов и потребностей;
- исследование конкурентных товаров;
- составление перечня требований, предъявляемых к товару;
- использование для производства данного товара сырья и материалов соответствующего качества;
- осуществление контроля за производством товара и готовыми к отгрузке и продаже партиями. [10]
Факторы стимулирования качества:
- эффективность производства;
- социально-экономическая обоснованность;
- система установления цен;
- тип и особенности осуществления координации и управления на предприятии;
- вовлеченность и заинтересованность персонала в поддержании должного качества товара;
- штрафы и наказания за производство бракованной продукции или продукции, произведенной с нарушением регламента. [11]
К факторам, способствующим сохранению качества товаров, относятся:
- упаковка и маркировка;
- условия транспортирования;
- условия хранения;
- условия реализации и использования товаров
- техническая помощь в обслуживании;
- утилизация после использования.[12]
Качество товаров обусловлено экономической ситуацией в стране, которая определяет формы и методы управления качеством, характер производственных отношений, а также характер ценообразования и т. п.
Сегодня изготовитель и поставщик продукции, которые стремятся поднять репутацию своих товаров, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандартов. В этом смысле стандарты становятся важным инструментом коммерческой деятельности. Однако недостаточно строго следовать требованиям стандартов, надо подкреплять выпуск товаров сертификатом соответствия и качества. Сертификат создает уверенность в стабильности качества, его безопасности, достоверности и точности измеренных показателей качества.
Таким образом, обеспечение качества продукции – это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выпуска товара, удовлетворяющего требования потребителей.
Изучение факторов, влияющих на качество товаров, является важной задачей товароведения.
1.3 Характеристика и особенности экспертизы кисломолочной группы товаров
Ассортимент кисломолочных напитков в нашей стране весьма разнообразен. Общим в технологии всех кисломолочных напитков является сквашивание подготовленного молока заквасками и при необходимости созревание продукта. Наиболее распространенными в нашей стране кисломолочными напитками являются кефир, простокваша, ряженка, йогурт. На эти продукты разработана серия национальных стандартов России.
К существующим методам оценки качества кисломолочной продукции относится определение органолептических показателей, определение кислотности, определение физико-химических показателей, а также такие методы, как изучение необходимой литературы, нормативных документов, анализ маркировки и упаковки.[13]
С 2016 года все молоко должно соответствовать единым для Таможенного союза стандартам без деления на сорта. Однако многие крупные переработчики предъявляют свои требования к качеству сырого молока. Часто они гораздо жестче технического регламента и учитывают содержание белка, витаминов и других показателей. Однако по техническому регламенту Таможенного союза основные требования такие:
– сырое молоко не должно подвергаться термической обработке более 40ºС или обработке;
– сырое молоко после доения сельскохозяйственных животных должно быть очищено и охлаждено до температуры 4°С ± 2°С в течение не более 2 часов;
– до начала промышленной переработки допускается хранение сырого молока при температуре 4°С ± 2°С, сырых сливок – при температуре не выше 8°С не более 36 часов включая время перевозки;
– не допускается содержание антибиотика левомицетина (хлорамфеникол), стрептомицина и пенициллина в сыром молоке, а также антибиотиков тетрациклиновой группы;
– количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов для сырого молока, сырого обезжиренного, сырых сливок, сыров и стерилизованного молока не должно превышать 5х103 КОЕ (колониеобразующих единиц)/г, патогенных организмов – не более 25;
– содержание соматических клеток сыром молоке не более 7,5х10 см3/г. В обезжиренном сыром молоке и сливках их вообще не должно быть.
В системе контроля качества молока и молочных продуктов, наряду с контролем безопасности продукции и физико-химическими исследованиями важная роль принадлежит органолептической оценке. Особенно возросла роль органолептических исследований в связи с введением технического регламента на молоко и молочную продукцию. Органолептические характеристики, такие, как внешний вид, вкус, запах, консистенция и др., идентифицируют конкретный продукт, вид, сорт, наименование, служат инструментом его распознания и играют определяющую роль в формировании качества любого пищевкусового продукта. Общепринятые химические и физические методы анализа позволяют определить качественный и количественный состав продукта, однако они не отражают его полной характеристики.
Кефир – это кисломолочный продукт, произведенный путем смешанного (молочнокислого и спиртового) брожения с использованием закваски, приготовленной на кефирных грибках, без добавления чистых культур молочнокислых микроорганизмов и дрожжей. Продукт, в зависимости от молочного сырья, изготавливают из цельного, нормализованного, обезжиренного, восстановленного молока или их смесей. В зависимости от используемого молока и массовой доли жира, кефир делится на жирный и нежирный. По требованиям ГОСТ 31454-2012 «Кефир. Технические условия» жирный кефир должен содержать массовую долю жира не менее 0,5; 1,0; 1,2; 1,5; 2,0; 2,5; 2,7; 3,0; 3,2; 3,5; 4,0; 4,5; 4,7; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5; 7,0; 7,2; 7,5; 8,0; 8,5; 8,9 %%. Нежирный кефир изготавливается из обезжиренного молока. Как правило, на прилавках торговых сетей мы видим кефир жирностью 1%, 2,5% и 3,2%.
Цвет качественного кефира должен быть молочно-белым равномерным по всей массе. Желтый цвет продукта указывает на то, что он испортился, и срок его годности уже вышел. Если же у кефира прослеживается какой-либо оттенок, значит, в него добавлены красители под видом пищевых или фруктовых добавок.
Свежий качественный натуральный кефир имеет запах молочного продукта. Если кефир отдает кислотой или каким-либо неприятным запахом, значит, он уже забродил. У настоящего кефира должен быть слегка острый вкус, отдающий слегка уловимой кислинкой. Допускается дрожжевой привкус. Сильная кислота или прогорклость кефира говорит об испорченности продукта. Также не должен отдавать кефир и горчинкой. Также у кефира не должен быть сладковатый привкус или какое-либо послевкусие.
У кефира должна быть однородная консистенция с нарушенным или ненарушенным сгустком. Допускается газообразование, вызванное действием микрофлоры кефирных грибков. Наличие на поверхности кефира сыворотки, а в самом продукте – хлопьев или комочков говорит о том, что он уже начал портиться или забродил. Такой кефир не годен к употреблению.
Физико-химические показатели: кислотность кефира 85-120º Т, фруктового – 85-110° Т. Не допускают к приемке кефир с дефектами: с горьким, аммиачным, кормовым и другими привкусами и запахами, а также грязный.
Фасуют кефир в бутылки или бумажные пакеты с полимерным покрытием. Хранят кефир при 2-6° С в течении 36 ч.
Что касается маркировки упаковки кисломолочных товаров, то информация для потребителя о молочных и молокосодержащих продуктах, согласно ТР ТС 033/2013 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции»[14], в обязательном порядке должна содержать следующие данные:
1) наименование продукта;
2) значение массовой доли жира в процентах;
3) сорт (при наличии);
4) наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(-а) производств(-а) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);
5) товарный знак изготовителя (при наличии);
6) значение массы нетто или объема продукта;
7) состав продукта;
8) пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;
9) пищевая ценность. В информации о пищевой ценности продуктов, в составе которых имеется сахароза, кроме количества углеводов, указывают содержание сахарозы в 100 г (мл, см3) продукта;
10) содержание в готовом продукте молочнокислых бактерий (при наличии), пробиотических культур (при наличии), дрожжей (при наличии) (КОЕ в 1 г продукта) при наличии этих требований в документе, в соответствии с которым изготовлен продукт;
11) условия хранения;
12) дата изготовления и дата упаковывания;
13) срок годности;
14) способы и условия приготовления для готовых блюд (для полуфабрикатов и концентратов);
15) условия применения, при необходимости указывают противопоказания;
16) обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
17) информация о подтверждении соответствия.