Файл: Правовое положение общества с ограниченной ответственностью (МЕСТО ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ПРАВОВАЯ ОСНОВА ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. МЕСТО ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ПРАВОВАЯ ОСНОВА
1.1 Методологическая основа классификации юридических лиц
1.2 Признаки любого юридического лица
1.3 Особенности правового положения общества с ограниченной ответственностью
2. СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО
2.1 Порядок выхода участника ООО
2.2 Анализ возможности исключения участника ООО
2.3 Современные проблемы правового регулирования деятельности ООО
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что основным двигателем любых экономических процессов в нашей стране является сфера предпринимательства. Именно частный бизнес выступает в роли главного инструмента, благодаря которому увеличивается число рабочих мест и происходят процессы роста в экономике.
В последнее время предпринимательство процветает и активно развивается. На сегодняшний день одним из наиболее распространенных хозяйственных товариществ является общество с ограниченной ответственностью. Именно поэтому следует поподробнее рассмотреть этот вид предпринимательской деятельности.
Также актуальность темы данной курсовой работы подчёркивает и то, что нормативная и правовая база, на основе которой формируется работа общества, подвергается непрерывным переменам ввиду усиления функционала по контролированию со стороны страны, соблюдения нормативов в процедуре образования этой конструкции социума.
В качестве основных источников работы выступили нормативно-правовые акты, регулирующие правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, такие как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью и т.п. Также в работе использовались труды таких учёных, как И.А. Гладкова, А.В. Трусова, В.О. Сокур В.О., рассматривающие в своих работах основные аспекты правового регулирования обществ с ограниченной ответственностью.
Объект работы – общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования создания и деятельности юридических лиц, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью.
Предмет работы – особенности правового регулирования создания и деятельности юридических лиц, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, в современных условиях.
Цель курсовой работы заключается в выявлении специфики правового регулирования обществ с ограниченной ответственности в современных условиях.
В соответствии с указанной целью, в работе поставлены следующие задачи:
- изучить методологическую основу классификации юридических лиц ;
- рассмотреть признаки, присущие всем юридическим лицам;
- определить особенности правового положения общества с ограниченной ответственностью;
- проанализировать порядок выхода участника ООО из состава участников ООО;
- провести анализ возможности исключения участника ООО;
- выявить современные проблемы правового регулирования деятельности ООО и пути их решения.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение и др.
Поставленные цель и задачи работы предопределили следующую её структуру: введение, основная часть, состоящая из двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключение, список использованных источников, приложения.
1. МЕСТО ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ПРАВОВАЯ ОСНОВА
1.1 Методологическая основа классификации юридических лиц
В рыночной экономике юридическое лицо является основным субъектом гражданского права, именно поэтому так важно определить виды и статус юридических лиц[1]. Сегодня круг юридических лиц, являющихся субъектами гражданских правоотношений, значительно расширился. Поэтому в ГК РФ количество норм, определяющих правовой статус юридического лица, значительно возросло. Несмотря на то, что Глава 4 ГК РФ, которая содержит нормы, посвященные юридическим лицам, в целом отличает прогрессивные подходы, заимствованные из законодательства европейских стран, его положения в значительной степени страдают от несовершенной юридической техники и концептуальной неопределенности.[2]
ГК РФ законодательно закрепил деление юридических лиц, в зависимости от порядка их создания, на юридических лиц публичного права и юридических лиц частного права. Поскольку гражданское право относится к области частного права, оно регулирует порядок создания и деятельности именно юридических лиц частного права. ГК РФ также регулирует и гражданско-правовые отношения, в которые вступают юридические лица публичного права.
ГК определяет классификацию юридических лиц в зависимости от их организационно-правовой формы. В соответствии со ст. 52 ГК юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и в других формах, установленных законом[3].
Согласно ГК, учреждение - это организация, созданная одним или несколькими лицами (учредителями), которые не принимают участия в его управлении, путем объединения (выделения) их имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества. Учреждения делятся в свою очередь на общественно полезные и частно-полезные.[4]
Обществом является организация, созданная путем объединения лиц (участников), которые имеют право участия в этом обществе. Общество может быть создано одним человеком, если иное не установлено законом.
Определение общества стало новшеством для российского законодательства, поскольку ранее такой организационно-правовой формы юридического лица не было, а существовало только понятие хозяйственного общества. Хозяйственными обществами признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на основе соглашения юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности для получения прибыли. Таким образом, согласно ГК Российской Федерации, учреждение никак не может быть хозяйственным обществом.[5]
В зависимости от цели деятельности обществ в науке принято разделять общества на предпринимательские и непредпринимательские. Предпринимательские общества, осуществляют предпринимательскую деятельность для получения прибыли и последующего ее разделения между участниками, могут быть созданы только как хозяйственные общества (полное, коммандитное, акционерное, общество с ограниченной или дополнительной ответственность) или производственные кооперативы[6]. Непредпринимательские общества (потребительские кооперативы, объединения граждан) - общества, которые не имеют целью получение прибыли для дальнейшего распределения между участниками - предприятиями.[7]
Предприятие - это субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода). Существуют следующие виды предприятий в зависимости от формы собственности:
1) личное, основанное на собственности физического лица;
2) коллективное, основанное на собственности трудового коллектива предприятия;
3) хозяйственное общество;
4) предприятие, основанное на собственности объединения граждан;
5) коммунальное предприятие;
6) государственное предприятие, основанное на государственной собственности, в т.ч. казенное предприятие.[8]
Итак, хозяйственное общество было и есть одним из видов предприятия, не отраженное в новом законодательстве. Однако ГК РФ вообще не проводит классификацию юридических лиц по формам собственности. Остается непонятным место государственного предприятия среди юридических лиц согласно ГК Российской Федерации. Несмотря на разгосударствление, в Российской Федерации остаются предприятия с государственной формой собственности, ведь каждое государство с рыночной экономикой имеет от 10 до 40 % государственных предприятий, которые обеспечивают существование государства.[9]
Анализируя положения ГК Российской Федерации, в которой юридические лица классифицируются в зависимости от порядка их создания, можно сделать вывод, что государственное предприятие является юридическим лицом публичного права.
Предприятия, которым предоставлен статус государственных, не подлежат акционированию и находятся в прямой административной подчиненности соответствующим органам государственного управления.[10] Деятельность государственного предприятия невозможна без вступления в гражданские правоотношения[11].
В отличие от Гражданского кодекса Российской Федерации, НК Российской Федерации определяет не понятие юридического лица, а понятие субъекта хозяйствования, к которым относятся: предприятия, их объединения, а также другие субъекты хозяйственной деятельности, созданные для ее осуществления и зарегистрированные в установленном порядке как хозяйствующие субъекты; граждане Российской Федерации и другие физические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном порядке как предприниматели; подразделения (структурные единицы) субъектов хозяйствования, созданные ими для осуществления хозяйственной деятельности.
В Российской Федерации могут действовать:
- Частные предприятия (индивидуально-частные, основанные на собственности физических лиц и исключительно их труда; семейно-частные, основанные на собственности и труда членов одной семьи, проживающих совместно; частные, основанные на частной собственности одного или нескольких граждан Российской Федерации с использованием наемного труда);
- Коллективные предприятия (кооперативные - основанные на собственности и совместном труде членов кооператива; народные, основанные на собственности трудового коллектива);
- Предприятия общественных организаций, основанные на собственности объединения граждан и религиозных организаций;
- коммунальные предприятия;
- государственные предприятия, действующие в формах государственного коммерческого предприятия или казенного предприятия;
- предприятия, основанные на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества разных владельцев), к которым относятся хозяйственные товарищества и общие частные предприятия с участием иностранного капитала;
- Иностранные предприятия.[12]
Кроме того, в стране могут действовать и предприятия других видов (например, арендные), создание которых не противоречит законодательству Российской Федерации.
При этом предприятия могут быть унитарными и корпоративными. К унитарным относятся государственные; коммунальные; предприятия, основанные на собственности объединений граждан или на частной собственности физических лиц[13]. К корпоративным - кооперативные предприятия; предприятия, созданные в форме хозяйственного товарищества, совместные предприятия, а также другие предприятия, в частности основанные на частной собственности двух или большего числа физических лиц. Хозяйственные общества подразделяются на акционерные общества (открытые и закрытые); общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; полные товарищества; коммандитные общества. Среди других субъектов хозяйствования в ГК упоминаются объединения потребителей, кредитный союз, благотворительные организации.[14]
Отдельно в ГК рассматриваются виды объединений предприятий, к которым относятся хозяйственные организации, а также государственные коммунальные объединения[15]. В свою очередь, хозяйственные организации могут создаваться как ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны и другие объединения предприятий, предусмотренные законом. Кроме того, законодательством могут быть установлены и другие организационные формы объединения интересов предприятий, в том числе и промышленно-финансовые группы и холдинговые компании.
Но несмотря на то, что сам по себе разделение в ГК РФ юридических лиц на частных и публичных является прогрессивным явлением в нашем законодательстве, однако, возникает вопрос о практическом применении такого разделения (ведь для имущественных и личных неимущественных отношений, составляющих предмет гражданского права, не имеет значения, юридические лица - частного или публичного права - участвуют в них).
Неясным остается вопрос о том, почему в ГК нет такого вида предприятий как частные предприятия. На наш взгляд, это необходимо даже потому, что частные предприятия весьма распространены в Российской Федерации. Как недостаток можно выделить несовершенное раскрытие особенностей статуса некоммерческих или предпринимательских организаций[16].
В целом же классификация юридических лиц в нашем законодательстве крайне запутана и неудобная для правоприменительной практики. Законодателю следует сделать шаги к унификации классификации правовых норм, регулирующих вопросы видового деления юридических лиц.