Файл: Правовые основы организации нотариата: понятие и назначение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1315 утверждено Положение о федеральной регистрационной службе, согласно которому в отношении нотариата федеральная регистрационная служба осуществляет следующие полномочия:

- осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата;

- открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ;

- наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;

- выдает лицензии на право нотариальной деятельности;

- удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, которые представляют физические и юридические лица в компетентные органы иностранных государств;

- в установленном законодательством порядке проводит контроль за исполнением нотариусами обязанностей;

- определяет совместно с Федеральной нотариальной палатой количество должностей нотариусов в нотариальном округе, порядок изменения территории деятельности нотариуса, порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса и иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате;

- осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы.[11]

Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. Ст. 48 Конституции России каждому гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. При отсутствии федеральной системы оказания юридической помощи в сфере гражданской юрисдикции нотариат является необходимой формой осуществления этой помощи в отношении системы нотариального производства.[12] Публично-правовые основы нотариальной деятельности нашли подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда России. Например, определение Конституционного Суда РФ16 от 6 июня 2002 г. №116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации».[13]

1.2 Источники права о нотариате

В нотариальной практике постоянно появляются вопросы выбора нормы, которой следует руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия. В связи с тем, что как нотариальное законодательство, так и нотариальное право носят комплексный характер, является необходимым выделение источников организации нотариальной деятельности и нотариального производства.


Согласно ст. 1 и 5 Основ законодательства РФ о нотариате источниками нотариального производства являются:

- Конституция РФ,

- международные договоры,

- конституции и уставы субъектов Федерации,

- Основы законодательства РФ о нотариате,

- федеральные законы,

- законы субъектов Федерации.

Основным источником всех законодательств является Конституция РФ. К нотариату относится несколько статей Конституции, самыми важными из них являются ст. 48 (закрепляющая право граждан на квалифицированную юридическую помощь) и ст. 72 (относящая нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ).

Основы законодательства РФ о нотариате приняты Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. и определили положение Российского нотариата. Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, который регулирует организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса. Вопросам содержательного характера в Основах уделяется незначительное внимание. Ставки государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям установлены Законом РФ «О государственной пошлине».[14]

Как источник нотариального законодательства, Гражданский кодекс РФ относится к содержанию нотариальной деятельности, определяя процесс конкретных нотариальных действий. Нужно отметить, что многие процедурные нормы нотариального производства изложены в разд. V «Наследственное право» ГК РФ. Это показывает ключевую роль Гражданского кодекса РФ как источника норм нотариального права и законодательства.[15]

Следует отметить, что важное значение имеют СК, НК, Законы РФ «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и многие другие федеральные законы.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы.[16] В связи с тем, что Россия входит в мировое экономическое и правовое пространство, международные договора по правовым вопросам являются необходимостью для государства. Например, нотариусами применяется Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), также другие международные соглашения и договора.

Особое значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основные права и свободы человека, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное правоприменительное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения. Например, ст. 14 Конвенции запрещает дискриминацию в какой-либо форме и виде, что распространяется и на участников нотариального производства.


Источником права нотариального производства в современных условиях становится судебная практика в различных ее формах. Хотя по этому вопросу высказываются много противоречий, большинство специалистов разделяют мнение о том, что судебная практика имеет как правообразующее, так и правореализационное значение. Она может быть выражена в форме судебных актов международных органов правосудия, постановлениях Конституционного Суда РФ, Президиума и Пленума Верховного Суда РФ и в определенной мере - Высшего Арбитражного Суда РФ. В связи с государственным устройством России на принципе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), вопрос о правотворческих возможностях суда и роли судебной практики в правовом регулировании и правоприменении можно поставить по-другому. Концепция судебного прецедента оказывается весьма плодотворной. Судебная практика не только выступает в качестве предварительной ступени к последующему нормативному регулированию, также сама становится непосредственным источником регулирования. Это связано с тем, что суды оказывают воздействие на законодательную и исполнительную власти путем принятия своих актов, контролируя акты иных органов власти. Судебная практика является ориентиром для последующего правотворчества и правоприменения, важно отметить особую роль Конституционного Суда РФ в таких процессах.

В современных условиях правовая система усложняется. Имеются определенные границы детализации законодательных актов, за пределами которых она теряет смысл. Гегель замечал, что «в частном праве так называемое совершенство есть постоянное приближение». В настоящее время невозможно дать в федеральных законах и иных нормативных правовых актах полную и исчерпывающую кодификацию всего законодательного материала, решить все возможные вопросы, особенно взаимодействия с другими правовыми актами. Этим обясняется, что судебный прецедент выполняет важные функции, указывая субъектам гражданского оборота и нотариусам вполне определенные варианты правопонимания и правоприменения.[17]

Практика международных органов правосудия. Основное значение приобретает международная судебная практика, которая выражается в судебных актах Европейского суда по правам человека.

В данном случае обязательное значение имеют не только те решения, которые были вынесены против Российской Федерации, но и в целом вся практика Европейского суда по правам человека, независимо от того, кто являлся заявителем - российские либо иностранные лица, в которой выражена его правовая позиция по тем либо иным вопросам толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Также не важна и сфера решения - касается ли оно результатов правоприменительной деятельности судов общей юрисдикции либо арбитражных судов. Например, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, регулирующая право на справедливое судебное разбирательство, распространяется на все имущественные иски, основанные на предполагаемом нарушении имущественных прав, независимо от того, в соответствии с каким законом (гражданским, административным и т.д.) должен разрешиться спор и какой орган его рассматривает.[18]


Практика Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений (ст. 6). Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Для деятельности нотариусов значение Решения Конституционного Суда РФ заключается в том, что признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 87).

Практика Верховного Суда РФ. В случае когда судебный орган реализует свои полномочия по проверке соответствия федеральным законам актов Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, а также разрешает гражданские дела в кассационном и надзорном порядке, важное значение имеют решения Верховного Суда РФ.

Практика толкования Верховным Судом РФ и нижестоящими судами общей юрисдикции применяемого в нотариальной деятельности материального законодательства является важным для нотариусов. Эта практика обобщается и используется в работе нотариусов, публикуется в виде обзоров. Определенное правовое значение имеет и практика Высшего Арбитражного Суда РФ.[19]

1.3 Принципы нотариальной деятельности

Принципами являются основополагающие идеи, закрепленные в нормах нотариального законодательства, что определяет их нормативный характер. Принципы закреплены в содержаниях Конституции РФ и федеральных законов, прежде всего Основ законодательства РФ о нотариате. Принципы вырабатывались на протяжении всей истории развития нотариата. поэтому они становятся элементом человеческой культуры, являются ценностями идеологического порядка, отражают идеи разделения властей, правового государства, гражданского общества, равенства, независимости и диспозитивности субъектов гражданского оборота.


Принципы нотариального права тесно связаны и с нотариальным производством, и с организацией нотариата. Некоторые принципы, например, законности имеют двойственную природу, отражая как организационные, так и содержательные характеристики нотариата.

Принципы нотариального права отражают публично-правовую природу нотариальной деятельности, осуществление нотариусом полномочий, делегированных ему государством. Нотариус выполняет государственную функцию независимо, хотя не является государственным чиновником.

Система принципов - это совокупность всех принципов нотариального права в их взаимосвязи и взаимной обусловленности. В нее входят следующие принципы организации нотариата и принципы нотариальной деятельности:

-законности;

- независимости нотариуса;

- самофинансирования;

- национального языка нотариального производства;

- диспозитивности;

- содействия нотариуса в осуществлении прав;

- беспристрастности нотариуса;

- обеспечения тайны совершения нотариальных действий;

- объективной истинности нотариальных актов;

- предупреждения правонарушений и споров.

Особое внимание следует уделить принципу законности. Его основным содержанием является тезис о верховенстве закона в системе всех нормативных актов, соблюдение закона всеми субъектами, как нотариальной деятельности, так и субъектами, осуществляющими государственное регулирование в сфере нотариата.[20]

Законность при осуществлении нотариальных действий - значит правильная реализация действующего законодательства, это возможно при соблюдении иерархии нормативных актов в правоприменении, в необходимых случаях использования иностранного права, отсутствия давления и независимости нотариуса в нотариальном производстве.

В ст. 5 Основ отражены круг источников и иерархия законодательства, которым руководствуется нотариус в своей деятельности. Это Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Также нотариус использует и применяет нормативные акты, изданные федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

В случае подлежащего разрешению нотариусом при совершении нотариального действия, имеется несколько законодательных и иных правовых актов, решающих его по-разному, нотариус исходит из установленной Конституцией РФ, законом или иным актом иерархии правовых актов. Нотариус в необходимых случаях применяет в соответствии с законом иностранное право, международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, а также международно-правовые акты.