Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Теоретические аспекты становления и развития налогового учета в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В первом и втором случаях изменения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. В первых двух случаях налогоплательщик добровольно изменяет учетную политику, а в последнем - в обязательном порядке.

Однако в учетной политике есть такие элементы, которые, будучи раз принятыми, не изменяются ни при каких обстоятельствах. Так, нельзя изменить метод определения количества добытого полезного ископаемого, который установлен в гл. 26 НК РФ. Впрочем, и он может быть изменен, но только если поправки вносятся в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии их добычи. Вот тогда можно утвердить новый приказ об учетной политике или внести изменения в его прежнюю редакцию.

Важно учесть, что налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений - как уже существующих, так и тех, которые будут созданы в будущем. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. 12 ст. 167 НК РФ.

Основными задачами налогового учёта являются:

  • формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;
  • обоснование применяемых льгот и вычетов;
  • формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;
  • обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;
  • обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.[22]

Принципы налогового учета несколько отличаются от принципов бухгалтерского учета. Так, фундаментальным в бухучете является принцип двойной записи, который обосновывает бухгалтерское уравнение, увязывающее активы организации с источниками их образования. В налоговом учете такое правило не применяется.

В главе 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учета:

  • принцип денежного измерения, т.е. в налоговом учете отражается информация о доходах и расходах, прежде всего в денежном выражении;
  • принцип имущественной обособленности - т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества;
  • принцип непрерывности деятельности организации - учет должен вестись непрерывно с момента ее регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. Если организация в течение какого-либо календарного месяца ликвидирована или реорганизована, то амортизация имущества не начисляется с 1-го числа месяца, в котором завершена ликвидация или реорганизация;
  • принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) (ст. 271, 272 НК РФ);
  • принцип последовательности применения норм и правил налогового учета - т.е. нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;
  • принцип равномерности признания доходов и расходов - предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчетном (налоговом периоде, что и доходов, для получения которых они были произведены.

2.2 Порядок формирования показателей регистров налогового учета

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учёта, закрепив её положение в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой руководителем предприятия.

Данные налогового учёта основываются на:

  • первичных документах (включая справку бухгалтера);
  • аналитических регистрах налогового учёта;
  • расчёте налоговой базы.

Аналитические регистры учета - сводные систематизации данных учета за (налоговый) период, в соответствии требованиями главы НК без распределения (отражения) счетам бухгалтерского учета. систематизируют и накапливают содержащуюся в принятых учету первичных документах.

Формы аналитических налогового учета налогоплательщиком самостоятельно устанавливаются приложениями учетной политике. этом аналитические в обязательном должны содержать реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период составления;
  • измерители операции натуральном и выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • и расшифровку лица, ответственного составление указанных регистров.[13]

налогового учета в виде форм на носителях, в виде и на любых носителях. За отражения хозяйственных в регистрах учета следят кто их и подписал. в регистре учета обнаружатся исправлять их только ответственное это лицо. исправление должно не только подписью последнего указанием даты), и письменно обосновано.

учет не обязательного требования хозяйственные операции двойной записи, это принято бухгалтерском учете. учет данных учета в должен быть организован, чтобы раскрывал порядок налоговой базы. основании итогов регистров формируются регистры по доходам, суммам начисленной амортизации другим показателям.

Таким образом, данных налогового учета быть ясно:

  • как определяют и расходы фирмы;
  • определяют долю учитываемых при в отчетном периоде;
  • сумма остатка расходов подлежащих включению в в следующих отчетных периодах;
  • размер задолженности бюджетом.

Российской Федерации по и сборам в "Система налогового учета, МНС России для прибыли в с нормами 25 Налогового Российской Федерации. налогового учета" 19 декабря г. установило принципы ведения учета и показателей регистров учета.


этому документу предусмотрено 51 регистра налогового с группировкой их 5 разделам:

Регистры промежуточных - 16 форм;

Регистры состояния единицы учета - 13 форм;

III. учета хозяйственных - 7 форм;

IV. формирования отчетных данных 12 форм;

V. Регистры целевых средств организациями - формы.

Характерно, что регистры в рекомендациях не перечисляется лишь объем информации каждого регистра. же разработка должна производиться организациями.

Налоговая база по налогу рассчитывается основании сведений в аналитических по результатам первичных документов. Расчет налоговой по налогам свои определенные соответствующими НК РФ.

Расчёт базы по на прибыль организаций должен содержать следующие данные:

  • период, за определяется налогооблагаемая (нарастающим итогом);
  • сумму от реализации (налогового) периода;
  • сумму уменьшающих доходы реализации;
  • итоговую сумму прибыль (убыток) реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • внереализационных расходов;
  • прибыль от внереализационных операций;
  • базу за (налоговый) период.[18]

При доходы и должны быть в разрезе видов, то выручка, доходы расходы от товаров, ценных имущества, доходы расходы от основных средств так далее. определяются с ст. 40 НК РФ. база исчисляется зависимости от уплаты авансовых то есть (от фактической или ежеквартально.

Налоговая по НДС по следующим реализации:

  • при реализации (работ, услуг);
  • по поручения (комиссии);
  • по взаимозачёта;
  • при расчётах применением векселей;
  • при ввозе на территорию РФ таможню;
  • экспорте и т.д.

Налогоплательщик должен обеспечить раздельный учёт налоговой базы, облагаемых по разным ставкам НДС. В противном случае обложение будет проводиться по максимальной ставке. Кроме того, должен быть организован учёт сумм, получение которых связано с реализацией товаров (работ, услуг) (авансы полученные, финансовая помощь и т.п., денежные суммы, которые также входят в расчёт налоговой базы). Цены реализации определяются с учётом положений ст. 40 НК РФ.

Налоговая база по НДФЛ определяется по каждому получателю доходов в разрезе различных источников получения доходов. Налоговые агенты обязаны организовать учёт налоговой базы по каждому получателю индивидуально. Также следует организовать раздельный учёт доходов, облагаемых по разным ставкам. Особого внимания требует определение налоговой базы при исчислении дохода, полученного в натуральной форме и с материальной выгоды (ст. 40 НК РФ). Налоговые агенты организуют индивидуальный учёт стандартных налоговых вычетов.


Налоговая база исчисляется налоговыми агентами по мере начисления оплаты труда физическим лицам.

2.3 Совершенствование налогового учета в России

Одним из главных преимуществ параллельного ведения налогового учета совершенная независимость от изменений в правилах ведения бухгалтерского учета. Этот подход включает в себя внесение одних и тех же документов (первичные) в разные (несвязанные) между собой регистры. Заполнение декларации и формирование налоговой базы происходит на основе самостоятельных налоговых регистров.

В недостаткам данного подхода можно отнести:

  1. Многократное повторение данных бухгалтерского учета, что в итоге приводит к массивному налоговому учету;
  2. Большое количество документации при ведении учета ;
  3. Отсутствие согласованности данных налогового и бухгалтерского учетов и в итоге трудоемкий процесс учета.

В итоге можно сформулировать вывод, что создание данной системы налогового учета приведет к неточности данных налогового учета, к нерациональному росту затрат и более медленной организации учета и его своевременности.

При рассмотрении метода налогового учета на основе бухгалтерского можно выделить некоторые достоинства:

  1. Независимость и гибкость основного учета при возможных изменениях в налоговом законодательстве, сформированного по правилам бухгалтерского учета;
  2. Возможность для предприятия сохранить первичную финансовую информацию;
  3. Меньшая трудоемкость по сравнению со специальным налоговым учетом.

Но в настоящее время система бухгалтерского учета претерпевает изменения, постоянно улучшаясь. Меняется также и правила отражения операций. В итоге у данного подхода имеются также свои недостатки.

В настоящее время позволяет увидеть отклонения в суммах налога, исчисленных по правилам бухгалтерского учета, а так же формирование прибыли по правилам налогового законодательства ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

С введением ПБУ 18/02 сильно изменилось ведение бухгалтерского учета. Формирование налоговых регистров идет параллельно с определением отклонений между бухгалтерской и налоговой величиной активов.[4]

В текущем законодательстве статья 313 НК РФ устанавливает обязанность ведения налогового учета для целей налогообложения.


На данном этапе многие организации используют для формирования налоговых данных на основе бухгалтерского учета. Так как организация вправе самостоятельно устанавливать порядок ведения налогового учета.

Бухгалтерский и налоговый учет взаимосвязаны друг с другом, и поэтому налоговый учет рекомендуется строить на информационной базе бухгалтерского учета. Так как в бухгалтерском учете уже существует множество различный регистров учета, то и разработка налоговых регистров на предприятии является основным моментов в налоговом учете. На данный момент это достаточно неотработанная и трудоемкая работа. Для избежание различных ошибок при учете организации оснащают работников техническими средствами, расширяют штат бухгалтерии и отправляют на курсы повышения квалификации. Но не всегда данный метод оправдывает себя и предприятию приходится обращаться к аудиторским фирмам.

При составлении налоговой отчетности на основании бухгалтерского учета нецелесообразно. Это можно объяснить различиями между регистрами бухгалтерского и налогового учета. Эти различия заключаются в таких элементах как налоговые преференции и отдельные виды расходов, используемые для минимизации налоговых платежей.

На данном этапе развития компьютерных технологий, существует много компьютерных программ, которые облегчают ведение налогового и бухгалтерского учета. Одной из самых популярных программ является программа «1С: Бухгалтерия предприятия». Не считая того, компания 1С выпускает большой пакет других программных товаров, относящихся не только к бухгалтерскому учету, но и налоговому учету.

Данная программа:

  1. Структурирует все данные о ведении деятельности организации;
  2. Обрабатывает первичные документы, все экономические и финансовые отчеты, в итоге чего облегчает человеческий труд и практически полностью сводит к нулю ошибки в расчетах.

При нахождении организации на ведении налогообложения при упрощенной системе, предприятие, в соответствии со статьей 346.11 НК РФ, освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, и НДС. А индивидуальные предприниматели освобождаются от НДС, налога на имущество физических лиц и НДФЛ, тем самым делая налоговый учет на своем предприятии намного легче.

Минфин России подготовил законопроект, предусматривающий упрощение налогового учета. Упрощение заключается в следующих действиях:

  • признание убытков от уступки прав требования на дату уступки права требования;
  • возможность амортизации малоценного имущества в зависимости от учетной политики.