Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Теоретические аспекты становления и развития налогового учета в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными задачами учёта являются:

1. полной и информации о предоставления данных величине объектов налогообложения;

обоснование применяемых и вычетов;

формирование полной и информации об определении налогооблагаемой базы отчётного периода;

обеспечение раздельного при применении ставок налога различного порядка налогообложения;

обеспечение своевременной, и полной внутренних и пользователей, за правильностью и перечисления в бюджет.[20]

На момент налоговый обязателен к при определении базы по налогам как:

налог на добавленную (гл. 21 НК РФ) по данному обязательно ведется учет в с п. ст. 167 НК РФ;

2) на доходы лиц (гл. НК – по виду обязательно налоговый учет соответствии со 210 НК РФ;

3) налог прибыль (гл. НК – по виду обязательно налоговый учет соответствии со 315 НК РФ;

4) упрощенная налогообложения – данному виду ведется налоговый в соответствии ст. 346.24 НК РФ.

Налогоплательщики налоговую базу итогам каждого отчетного (налогового) на основе налогового учета, положениями главы НК предусмотрен порядок и учета и хозяйственных для целей отличный от группировки и в бухгалтерском установленного правилами учета.

Несмотря это уточнение, вести налоговый учет только тех случаях, когда отличается от бухгалтерского, ли возможно - целей налогообложения необходима информация о доходах расходах организации, а только выборочные данные, корректировке.

рациональной является организация налогового при которой результаты всех операций, но часть операций не на первичных документов, на основании - бухгалтерских составленных по самой организацией и других документов.

видов учета к тому, расчеты с являются объектами как бухгалтерского так и учета, но отражением в учета, методикой и соответственно в отчетности.

налогового учета несколько от принципов бухгалтерского В налоговом учете двойной записи не применяется.

главе 25 НК РФ отражения следующие ведения налогового учета:

принцип денежного сформулирован в 249 и НК РФ;

принцип имущественной (ст. 256 НК РФ);

3. непрерывности деятельности (ст. 259 НК РФ);

4. временной определенности хозяйственной деятельности начисления) (ст. НК РФ);

5. принцип применения норм и налогового учета (ст. НК РФ);

6. принцип признания доходов расходов (ст. НК РФ).[1]

Налоговым кодексом установлено, что организации вести налоговый учет которые оказывают влияние формирование налога га Такое требование обусловлено что не все отраженные в бухгалтерском относятся в том размере и в же периоде на налогообложения. Поэтому ведение учета является обязательным в бухгалтерии любого – плательщика налога прибыль.


Поскольку данных налогового обычно являются органы налогового необходимо построить участок учета чтобы свести минимуму все вопросы. Прежде необходимо определить, вести налоговый в своей Обычно используется из двух Сущность первого в ведении учета на бухгалтерского. Его заключается в что необходимо идентифицировать сходства различия правил и налогового для осуществления учетных операций, даже это всегда позволяет разграничить два Однако такой позволяет вести учет только тем объектам, которых есть с бухгалтерским. Кроме того, дает возможность использовать регистры бухгалтерского учета.

Второй метод ведение налогового обособленно от бухгалтерского. Этот дает возможность определять необходимые однако для необходимо вести по всем в том дублировать уже в регистрах учета.

Информацию о каким методом организация, она в учетной для целей налогообложения.

же учетная организации предполагает учетных регистров, организация планирует для отражения налогового В первую – это документация, касающаяся базы по на прибыль. определения налоговой данные первичной систематизируются в регистрах налогового Вся информация в них итогом с года. Кроме необходимо производить налоговой базы, чего следует соответствующий регистр.

Для удобства отражения и систематизации учетного процесса организации могут создавать так же другие регистра налогового учета.

Законодательство довольно четко устанавливает, какие данные должны содержаться в документах, предоставляемых в налоговые органы. Прежде всего, это информация о порядке и методике формирования доходов и расходов, в том числе для целей определения налоговой базы отчетного периода, данные о расходах, имевших место в отчетном периоде, но относимых для целей налогообложения на будущие периоды, порядок создания резервов предприятия, а также текущий остаток задолженности по налогу на прибыль.

2 Система функционирования налогового учета в России

2.1 Основные задачи и принципы налогового учета

Как учетная система налоговый учет имеет свои объекты, цель, задачи и принципы. Объектами налогового учета являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, формирующие или оказывающие влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.


Цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Таким образом, цель налогового учета определяется интересами пользователей информации.

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учета внутренние пользователи могут проанализировать расходы, которые не учитываются для целей налогообложения (например, расходы в виде сумм материальной помощи). Уменьшая такие расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации, формируемой в системе налогового учета, являются прежде всего налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей. Определяют направления налоговой политики организаций.[10]

Для выполнения функций и задач, стоящих перед налоговым учетом, налоговым законодательством определены специальные приемы и способы, образующие методологию налогового учета.

К методам ведения налогового учета следует отнести:

  • введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;
  • установление методики формирования налоговых показателей;
  • определение способов ведения налогового учета;
  • установление специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового учета.[19]

Методология налогового учета раскрывается в учетной политике для целей налогообложения.

Под учетной политикой организации для целей налогообложения следует понимать принятую совокупность методических и организационно-технических способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о налоговых обязательствах.

В процессе формирования учетной политики обосновываются и устанавливаются организационно-методические аспекты ведения налогового учета:

  • порядок организации раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;
  • принципы и порядок организации налогового учета видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;
  • способы ведения налогового учета;
  • технология обработки налоговой информации;
  • формы аналитических регистров налогового учета и другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета;
  • организация документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета.[7]

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации к вопросам: определения налоговой базы по налогу на прибыль и формированию налоговых обязательств перед бюджетом; оценки имущества с целью определения выручки от его реализации; распределения убытков между налоговыми периодами.

Налоговым кодексом РФ определены способы ведения налогового учета по следующим элементам учетной политики:

  • классификация доходов и расходов;
  • порядок признания доходов и расходов;
  • методы оценки сырья и материалов;
  • методы оценки покупных товаров;
  • методы оценки остатков незавершенного производства;
  • методы оценки остатков готовой продукции;
  • метод начисления амортизации;
  • порядок формирования резервов;
  • порядок переноса убытка на будущее;
  • периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль.[1]

Принятая учетная политика утверждается соответствующим распоряжением руководителя организации. Выбранные организацией способы ведения налогового учета применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения в учетную политику могут вноситься в случае изменения налогового законодательства либо способов налогового учета. Принятой в организации учетной политикой должны руководствоваться все ее подразделения.

Выбранная налоговая политика обязательно должна быть согласована между главным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут полную ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть отражена в документации организации как организационно-распорядительный документ. Как правило, это приказ об учетной политике организации.

Можно утвердить налоговую учетную политику отдельным приказом, а можно в совокупности с учетной политикой для целей бухгалтерского учета. Первый вариант представляется более верным, так как в гл. 21 и 25 НК РФ прямо содержится требование о формировании специальной учетной политики для целей налогообложения.

Организация может выбрать один из двух вариантов составления учетной налоговой политики:

  • отразить отдельные вопросы по каждому налогу в соответствующих разделах единого приказа об учетной налоговой политике;
  • составить для каждого налога отдельную учетную политику и утвердить их в качестве приложений к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Учетная политика организации для целей налогообложения должна содержать три основных момента:

1. Организационно-технические вопросы:

  • организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии; путем создания отдельного специализированного подразделения; аутсорсинг и т.п.);
  • разработка системы налоговых регистров для расчета налога на прибыль организаций;
  • разработка системы документооборота для заполнения налоговых регистров и т.д.

Если у организации-налогоплательщика есть филиалы, представительства или другие обособленные подразделения, то в ее учетной политике следует предусмотреть целый ряд вопросов, касающихся взаимодействия между головной организацией и ее подразделениями:

  • сроки представления данных в головную организацию;
  • порядок уплаты налогов;
  • порядок ведения книг покупок и продаж;
  • порядок выставления счетов-фактур и т.п.;

2. Выбор способа налогового учета из нескольких возможных. Это самая главная часть налоговой учетной политики.

3. Дополнительные разъяснения по ряду важных вопросов исчисления налогов, по которым нормы налогового законодательства отсутствуют или не содержат определенного порядка действий.[12]

Грамотное решение последнего вопроса поможет избежать многих конфликтов с налоговой инспекцией. Если вдруг спор с налоговым органом перейдет в судебную плоскость, то налоговая учетная политика организации послужит серьезным аргументом в ее пользу. При этом следует помнить, что разработка налогоплательщиком своих собственных способов или методик налогового учета возможна только в тех случаях, когда нормы налогового законодательства или не определены вообще, или не допускают однозначного толкования (что зачастую приводит к конфликту с налоговиками).

Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах НК РФ:

  • гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" (ст. 167 НК РФ);
  • гл. 25 "Налог на прибыль организаций" (ст. 313 НК РФ);
  • гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" (п. 2 ст. 339 НК РФ);
  • гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" (п. 16 ст. 346.38 НК РФ).

Для изменения однажды принятой политики (по аналогии с бухгалтерским учетом) необходимо возникновение одного из следующих обстоятельств:

  • изменение применяемых методов учета;
  • существенное изменение условий деятельности организации;
  • изменение законодательства о налогах и сборах.