Файл: Роль франчайзинга в коммерческой торговой организации (Теоретические вопросы развития франчайзинга).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Цель работы:
— характеристика механизма франчайзинга и выянить преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы.
Задачами исследования курсовой работы является:
— раскрыть определение и сущность франчайзинга.
— изучить понятие франшизы и её основные виды.
— рассмотреть преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы.
— проанализировать деятельность торговой франчайзинговой компании.
— рассмотреть механизм функционирования франчайзинга как в России, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.
Методы исследования:
— анализ и последующая систематизация данных.
— изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики по данному вопросу.
— анализ нормативно-правовой документации.
Объектом исследования курсовой работы - франчайзинг.
Предметом исследования - франчайзинговая деятельность предприятий торговли.
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как «Coca-Cola», «Adidas», «Xerox», «Shell», «MacDonalds» и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают навысокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом «Что такое франчайзинг?» к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления. Поэтому основная цель моей курсовой работы состоит в изучении данного вида организации ведения бизнеса. Изучив и проанализировав информацию, предоставленную профессиональной литературой, различными финансовыми журналами, газетами и другими средствами СМИ я постараюсь раскрыть понятие франчайзинга, выявить преимущества и недостатки данных договорных отношений, определить место и роль франчайзинга на российском рынке, сделать соответствующие выводы и заключения, а так же дать свои рекомендации и предложения.
Вся франчайзинговая система в российской экономике на данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму, для чего в ходе работы будут выявляться слабые и сильные стороны данной системы функционирования бизнеса на российском рынке в сравнении с зарубежным.
Глава 1 Теоретические вопросы развития франчайзинга
мФранчайзинг (англ. franchise, "лицензия", "привилегия"), франшиза (от фр. franchir, "преодолевать") - это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи)[1].
Смысл франчайзинга в том, что главная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.
Франчайзер - владелец исключительных прав на какую-либо идею, фирменного стиля или бренда. Как правило, франчайзер является собственником патента на свою идею бизнеса, правообладателем товарного знака и т.д. На определенных условиях, которые оговариваются в договоре, франчайзер передает сторонним компаниям - франчайзи свои права - в этом есть суть франчайзинга.[2]
Франчайзер изначально самостоятельно и за свой счет создает успешный продукт или услугу, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания, идею магазинов по продаже туристических путевок, раскручивает принадлежащий ему бренд. Франчайзер исследует рынок, создает и развивает свой бизнес, тратит деньги на его продвижение, формирует хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый "брэнд-
нэйм").
После того, как компания доказала работоспособность своей идеи на рынке, бизнес - концепции, успешную воспроизводимость этого бизнеса,она может начать предлагать сторонним предпринимателям - франчайзи, которые хотят повторить подобный успех, купить право пользования идеей, концепцией бизнеса.
Франчайзер обеспечивает купавших у него право на идею различными формами поддержки (маркетинговой, рекламно-информационной, поставками сырья и материалов, обучением специалистов, сбытом наработанной продукции и т.п.). Франчайзер следит за деятельностью фрачайзи, соблюдением условий договора, регулирует деятельность франчайзи. Это делается для того, чтобы сохранить хорошую репутацию идеи, предлагаемого бизнеса, самого франчайзера. При этом франчайзер ни в коем случае не нарушает экономической и юридической самостоятельности франчайзи.
Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.
Плата, как правило, устанавливается в пределах 1-5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше. Для малых предприятий (только возникающих) эта форма удобна, так как у головной компании есть авторитет (наработан имидж), потребитель уже привык к торговой марке и на рекламу не нужно тратить денег.3
_________________________
3 Михаил Тришин,Сергей Ватутин Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста/ООО Издательство «Питер»2014
Франчайзи несет все расходы по организации и продвижению собственной компании, под строгим контролем производителя, у которого он
закупает товар или расходные материалы, в соответствие с договором о сотрудничестве. Так же франчайзи обязан выплачивать франчайзеру ежемесячные взносы за эксплуатацию торгового знака. Взамен на это дочернее предприятие получает скидку на определенные виды продукции,помощь в становлении бизнеса, курсы, позволяющие овладеть тонкостями ведения конкретного бизнеса в полной мере.
Франчайзер и франчайзи образуют тандем, усилия которого приводят к взаимовыгодным результатам. Франчайзер выдает лицензию или передает право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж. После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.4
На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса.
Франчайзинг распространяется за последние сорок лет как предпочтительный, по сравнению с другими бизнес-форматами, вариант осуществления сбыта и распределения по объективным причинам:
____________________
4 Меркулов А., Фокин В., Ватутин С., Тришин М., Соколова Т. Франчайзинг от А до Я./ Феникс, 2013
выгодность для франчайзера и франчайзи; благоприятные факторы в социально-экономической сфере.
Франчайзинг охватывает многие отрасли экономики, но все его многообразие находит отражение в нескольких схемах, или видах, в зависимости от состава франчайзингового пакета.
В приведенной ниже таблице 1 сравнительной характеристикой различных видов взаимноотношений начинающего предпримателя с крупной фирмой, показаны плюсы и минусы различных видов взаимотношений начинающего предпринимателя с крупной организацией.
Таблица 1
Сравнительная характеристика предпринимателя с крупной организацией
Что вы имеете |
Дилер |
Франзайзи-дилер |
Сотрудник или торговый представитель |
Владение своей собсвенностью |
+ |
+ |
- |
Получаете ли Вы основную часть прибыли |
+ |
+ |
- |
Не нужно вкладывать большой начальный капитал |
- |
+ |
+ |
Есть ли у Вас независимость от других фирм |
+ |
+ |
+ |
Вы хозяин своего бизнеса, Вас не могут уволить |
+ |
+ |
- |
Нет риска потерять свои собственные деньги |
- |
+ |
+ |
Как видно из таблицы 1, франчайзинг вбирает в себя все лучшие черты других видов организации бизнеса: уверенность в завтрашнем дне, прибыльность, независимость. Это позволяет малому, начинающему бизнесу очень быстро развиваться, что и подтверждает международная практика.На мировых рынках известны франчайзи с самой разной специализацией.
Рассмотрим виды франчайзинга:
1. Товарный фарнчайзинг - самый распространенный вид в России. При этом франчайзер может либо вовсе не иметь собственных торговых точек, либо развивать свою сеть, уже имея достаточно собственных магазинов. Франчайзи получает на льготных условиях от франчайзера товары для реализации.5
Франчайзером выступает, чаще всего, крупная компания, которая предоставляет право франчайзи на продажу и сервисное обслуживание товаров, используя бренд франчайзера. Изготовителем этих товаров может являться либо сам франчайзер, либо сторонние компании.
В договоре по франчайзингу оговаривается ассортимент поставляемого товара, детально прописываются все требования к технологии продаж и условиям использования товарной марки франчайзера. Франчайзер предоставляет дочерней фирме услуги обучения персонала, а так же его стажировки.
В случае приобретения или строительства компанией-франчайзи объектов недвижимости, франчайзер обеспечивает финансирование.9 Кроме того, им оказывается помощь в рекламной сфере,
а так же консультирование и информационная поддержка франчайзи. Все эти меры рассчитаны на то, чтобы гарантировать производителю сохранение качества товаров, а так же репутации в глазах потребителей. При таком подходе бренд будет приносить и успех компании, и выгоду покупателям. Товарный франчайзинг, по мнению экспертов, более выгоден франчайзеру, так как обеспечивает ему при минимальных затратах продвижение товарной марки и расширение рынка сбыта продукции.6
____________________
5 Иванов.Г,.Холин.Е Франчайзинг в торговле:Учебное пособие/ М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 104 с.: 60x90 1/16.
6 Ричард Румельт. Хорошая стратегия, плохая стратегия/Манн,Иванов и Фербер 2013
Такой вид франчайзинга чаще всего используют производители горюче-смазочных материалов, бензина, оборудования и техники, одежды, обуви, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров.
2. Производственный франчайзинг - предполагает роль франчайзера как поставщика оборудования, запатентованных технологий, а так же сырья для производства продукции. Очень часто при этом компания-франчайзер предоставляет франчайзи в качестве сырья ингредиенты собственного производства.
Технология создания таких ингредиентов, как правило, не разглашается. В рамках соглашения между партнерами франчайзи предоставляется право приобретения на льготных условиях необходимого производственного оборудования, а так же право использования запатентованных технологий и торговой марки франчайзера.