Файл: Развитие малого бизнеса в сфере торговли: перспективы и проблемы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основная цель управления предпринимательской деятельностью — увеличение прибыли, повышение эффективности, достижение устойчивости и конкурентоспособности организации на рынке. В процессе управления осуществляется оптимизация планирования поиск средств, возможностей и резервов улучшения работы организации, повышения конкурентоспособности, улучшения финансового состояния и достижения более высоких конечных результатов.

Предпринимательская деятельность чаще всего относится к так называемому малому бизнесу, к экономике малых форм, осуществляется в рамках небольших коллективов и малых предприятий с численностью работников до нескольких десятков или сотен человек. Часто предприниматель работает в одиночку, привлекает к своему труду членов семьи. Поэтому численность предпринимателей довольно велика.

За последние 20 лет в России малый бизнес прошел достаточно тяжелый путь становления и сегодня его считают одним из необходимых и главных механизмов становления общества, решающего социально-экономические проблемы на высоком уровне.

В литературе достаточно большое внимание уделяется проблемам поддержки малого предпринимательства со стороны государства и общества, при этом анализу формирования потенциала за счет внутренней среды предприятия, в частности управления малым предприятием уделяется недостаточно внимания.

При общей простоте организационно-управленческих структур малых фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Успех функциониро­вания таких фирм основывается по сути дела на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. Однако в современных условиях одно­го энтузиазма недостаточно.

Необходимость углубленного изучения вопросов развития малого бизнеса, обусловлива­ет актуальность выбранной темы работы.

Целью курсовой работы является изучение анализ развития малого бизнеса и разработка рекомендаций по дальнейшему развитию малого бизнеса.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- исследовать и развить теоретические основы управлениям малым предприятием;

- изучить понятие, роль и правовой статус малых форм организации бизнеса;

- изучить специфику системы управления малым предприятием;

- провести анализ развития малого бизнеса;

- исследовать направления перспективного развития малого бизнеса;

- рассчитать эффективность предлагаемых мероприятий.

Объектом исследования является малый бизнес в России.


Предмет – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе развития малогобизнеса.

Теоретической и методической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области методов управлениям малым предприятием и системных исследований, а также по вопросам общего стратегического и экономического анализа.

ГЛАВА 1. Теоретико-метедологиские аспекты развития малого бизнеса

1.1 Понятие, роль и правовой статус малых форм организации бизнеса

Современный период развития теории предпринимательской функции по мнению В.М. Власовой можно отнести к новому этапу, появление которого связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно – с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.[1]

Значительную ясность в понимание сущности предпринимательства вносит американский экономист Б.Карлофф, который характеризовал современного предпринимателя как человека, способного понять структуру потребностей, сочетать свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ и творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагающего капиталом, энергией и несущего расходы, необходимые для организации бизнеса.

В соответствии с ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» изменены основные критерии отнесения организаций к малым предприятиям в зависимости от численности работников.[2]

Вводится деление организаций на средние, малые предприятия и микропредприятия. Ранее рассматривалась только одна категория – малые предприятия. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. Ранее ГУПы и МУПы могли получить статус малого предприятия.


Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать установленные предельные значения. Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству, работников представительств, филиалов и обособленных подразделений.

К субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП) относятся:[3]

- хозяйственные общества и партнерства;

- производственные и потребительские кооперативы;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- индивидуальные предприниматели.

Так, в частности, к субъектам малого предпринимательства (СМП) в 2017 году может быть отнесено любое ООО, отвечающее всем критериям, перечисленным в таблице (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Статус малого предприятия утрачивается, когда сумма дохода или среднесписочная численность работников превышает предельные значения три календарных года подряд (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07. 2007 № 209-ФЗ). Однако компанию исключат из реестра не ранее 1 июля 2019 года (письмо ФНС России от 23.08.2016 № СА-4-14/15480).

Таблица 1

Критерии малых и миро предприятий

Критерий

Предельное значение

Микро предприятие

Малое предприятие

1

Суммарная доля участия в уставном капитале ООО РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов

25%

2

Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций

49%

3

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

15 человек

100 человек

4

Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год

120 млн руб.

800 млн руб.

Обязательное условие отнесения к малому или среднему предприятию суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 процентов. При этом доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не должна превышать 25 процентов. Новым условиям является то, что выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать установленные значения.


Предельные значения устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет. Категория субъекта можно изменить только в том случае, если значения становятся выше или ниже предельных и остаются такими на протяжении двух календарных лет.

С точки зрения особенностей управления малыми предприятиями можно выделить следующие: [4]

При небольшой численности управленческого персонала руководству приходится реализовывать те же функции, практически в том же объеме, что и крупным предприятиям.

Предприниматель (он же собственник) являет­ся одновременно менеджером, экономистом, маркетологом, фи­нансистом, производственником, юристом и должен уметь самостоятельно принимать решения с учетом каждой из перечислен­ных ролей. Сложнее обстоит дело с информационным обеспечением и им нередко не хватает средств для проведения хорошего маркетинга.

Организационно-управленческая деятельность требует наличие у менеджера профессиональных знаний, навыков и опыта работы. Если личностные и профессиональные качества предпринимателя отвечают требованиям, предъявляемым к менеджеру, то он может успешно выполнять функции менеджера и быть предпринимателем. В противном случае предприниматель, будучи собственником (хо­зяином или держателем контрольного пакета акций), передает функции управления профессиональному менеджеру. Мировая практика подтверждает, что людей, склонных к предприниматель­ству, не выше 7—8% всех работающих.[5]

В связи с многообразием малого бизнеса он различается по многим факторам, и каждый из них в той или иной степени влияет на осо управления конкретной . К таким факторам сятся размер , численность и работающих, форма собственности, деятельности, объем и выпускаемой продукции и , организационная предприятия, спроса и потребления, и предоставляемых . На малых с небольшой численностью щих (до 15—20 человек) отсутствует специальное ленческое , а само управление на элементарном уровне, бухгалтерский учет, за рентабельно хозяйственной деятельности, работой. На пред с численностью до 70 человек специальное под, способное организованно хозяйством. Прак технология управления , сбытом, и финансами. На предприятиях с до 100 человек могут специализированные управленческие . Каждое из подразделений обладает высокой технологией в своей области.

В организациях, как , функции управления на себя руководитель, , что их лучше выполнять са, чем перепоручать . Однако отказ от полномочий (или их ) влечет за собой времени на деятельность и отрицательно на результатах работы . К тому же руководителю необходимо не заниматься текущей фирмы, но и видеть ее деятельности. Поэтому потра время на обучение , способного выполнять функции, и делегировать ему , чем постоянно эту работу самому.


По роста масштабов предприятия появляется в привлечении по управлению, т.е. менеджера, или в создании специальной группы. Если структура становится разветв, т.е. коллектив делится на ряд , может возникнуть не выделения и функциональных специалистов по . Роль управляющего в таком случае во сводится к действий линейных и нальных служб.[6]

В , можно сделать о том, что на способы, и методы управления малого бизнеса влияние оказывают факторы. За менеджера (руководителя ) заключается в том, чтобы с всей совокупности факторов предприятия определить систему управления в достижения успеха.

1.2. Специфика системы управления малым предприятием

деятельности предприятий не стремлением менеджеров или достигнуть тех или размеров, а предопределены факторами и, прежде , требованиями рынка и из условий борьбы.

Малое определяет стиль в облике фирм. характеристика стилей, используемых в структурах характеризуются в 2.

Предпочтительная структура для малого зависит от степени внешней среды.

управляющая система по иерархическому, уровневому принципу. управления определяется тами системы, удаленными от структурного звена и схожие права. Для функций управ системы специальный аппарат, которого определяется его звеньями и количеством хических управления. Структура должна обес единство устойчивых между ее и надежное функционирование в целом. Это положение на деятельность любого коллектива, социума, включая и отношения.

созданная структура управления в значи мере определяет ее , так как обеспечивает связей между составляющих компонентов управления и обеспечивает системы. Она отдельные элементы в единое целое, ственно влияет на и организацию , оперативного , способы организации и их координацию, дает измерить и результаты деятельности звена системы.

Таблица 2

производственного и предпринимательского

Характеристики

Производственный

Предпринимательский

Оптимизация прибыльности

потенциала прибыльности

достижения

Экстраполяция прошлых

Взаимодействие возможностей прибыли и качеств

Ограничения

По среде и внутренним

По способности изменить среду, создать специализации, способы поведения

стимулирования

За стабильную и прошлую деятельность

За и инициативу

Внутренняя: результаты

Внешняя: глобальные

Внутренняя: возможности.

: долгосрочные

Стиль руководства

, обеспечение единства

Допущение риска, вдохновить на изменений

Организационная

Стабильная или расширяющаяся, на масштабах производства

увязка деятельности

Подходы к управленческих проблем

на возникшую проблему, прошлого с минимумом отклонений от , рассмотрение одной альтернативы

Активный возможностей, проблем, большие от статус-кво, поиск из многих альтернатив

к риску