Файл: Роль франчайзинга в коммерческой торговой организации (Теоретические вопросы развития франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Франчайзинговый пакет включает в себя рекомендации по организации производства, а так же инструкции по управлению персоналом. Франчайзи должен обеспечить выполнение всех требований, предъявляемых к складским и производственным помещениям.

Очень распространен рассматриваемый вид франчайзинга среди производства безалкогольных напитков.

Классическим примером являются предприятия, производящие розлив и упаковку продукции известнейших фирм: Pepsico, Coca Cola, Schweppes и других.

Они осуществляют свою деятельность, используя для производства напитков поставляемые франчайзером концентраты. Готовую продукцию франчайзи распределяет среди местных дилеров.

3. Сервисный франчайзинг - имеет прямое отношение к удовлетворению потребности потребителей в высоком качестве производимых услуг.

Франчайзи получает право заниматься деятельностью согласно технологии франчайзера. При этом главными чертами создаваемой сети будут являться, прежде всего, бренд, фирменность и единообразие.

Потребитель в рынке предоставляемых услуг будет иметь четкую ориентацию на то, какое количество и качество услуг он получит и за какое время, если обратится в предприятие, работающее под данной конкретной маркой.

Информированность потребителя в ожидаемом качестве обслуживания не только вызовет у него положительные эмоции, но и повысит вероятность повторного визита к франчайзи. Франчайзер осуществляет контроль обслуживания клиентов, предоставляя франчайзи соответствующее оборудование и технологии.

Франчайзинг может быть применен фактически к любой сфере услуг, так как является весьма перспективной технологией ведения бизнеса. На российском рынке он активно развивается в туристическом бизнесе, парикмахерских услугах и косметологии, в общественном питании, бытовых услугах, а так же в образовательной деятельности и в области недвижимости.

В этом плане известны такие сети, как Baskin-Robbins, Kodak, Ростикс, и многие другие. Можно сказать, что сервисный франчайзинг является
своеобразным синтезом производственного и товарного франчайзинга в сфере услуг.

Некоторые эксперты относят сеть ресторанов McDonalds (МакДоналдс) к представителям производственного франчайзинга, в других источниках ее упоминают в связи с сервисным франчайзингом. Кроме права пользования брендом, франчайзи покупают у своего старшего партнера все необходимое оборудование, рецепты фирменных блюд и многое другое, что необходимо для функционирования ресторана. При этом осуществляется обязательный контроль качества материнским предприятием.


По сути, этот элемент классификации близок к товарному франчайзингу из предыдущей классификации. Но, поскольку четкие границы в классификации не определены, порой бывает сложно определить, к какой модели франчайзинга ближе торговые компании.

4. Франчайзинг бизнес-формата - является наиболее комплексным и характеризуется наличием значительных финансовых и людских ресурсов, а так же сложностью организационной системы. Кроме всего прочего, франчайзер предоставляет дочернему предприятию не только свою торговую марку, но и собственные технологии ведения дела, технические и маркетинговые ноу-хау.

Все это должно составлять апробированную и конкурентоспособную систему. Франчайзером составляется обширный пакет документов, который будет сопровождать аренду торговой марки.

Он включает в себя многие детали ведения бизнеса, технологии и правила, которые могут коснуться буквально всего: от требований к объектам недвижимости (стоимость аренды, месторасположение), до внешнего вида сотрудников, расположения мебели и освещения.

В результате франчайзи полностью ассоциируется с франчайзером и становится фактически частью корпорации. Все франчайзи централизованно обеспечиваются поставками продуктов или сырья, у них выдерживается единый подход к технологическим процессам, ассортименту товаров или услуг, выдерживается единый фирменный стиль обслуживания. Незначительные отклонения от этих правил наблюдаются очень редко, и, как правило, вызваны необходимостью в условиях конкретного рынка.7

_____________________

7 Джим Коллинз, Мортен Хансен. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет.... / Манн, Иванов и Фербер,2013

Франчайзером бизнес-формата может быть предприятие оптовой и розничной торговли, сферы услуг, производитель товаров или добытчик сырья. Как правило, такие сети характерны для компаний, длительное время присутствующих на рынке и уже доказавших свою состоятельность.

1.2 Преимущества и недостатки франчайзинга

Преимущества франчайзинга:

Капитализация. Самый эффективный способ расширения своего присутствия на рынке – открытие собственных представительств и филиалов. Однако эти способы очень ресурсозатратны. Малое число предприятий могут себе его позволить. В то же время, франчайзинговая схема развития не требует больших вложений, и даже позволяет заработать на открытии новых точек. Все затраты по открытию дела несет покупатель франшизы, а продавец продает ему своеобразную сформированную и отлаженную бизнес-модель. Франчайзи берет на себя затраты на аренду или покупку помещения, покупку аппаратуры и оборудования для работы, подбор и заработную плату персоналу. Франчайзер получает за франшизу определенную сумму (в зависимости от компании и от вида деятельности сумма может быть различной, в среднем порядка 10000$). Плюс к этому возможны ежемесячные отчисления (роялти), которые идут на централизованную рекламу, развитие дополнительных сервисов.8


Эффективность управления персоналом. При организации большой сети сбыта становится очень сложно управлять персоналом. Чем больше компания – тем больше путаница и тем сложнее организовать правильное управление всеми структурными подразделениями. Франчайзинг позволяет решить эту проблему.

________________________

8 Говард Бехар. Дело не в кофе/ Альбина Паблишер 2013

Как правило, франчайзинговые предприятия – самостоятельные юридические и экономические единицы, которые не подчиняются головной структуре напрямую. Штат каждого такого франчайзингового предприятия небольшой, управлять им можно достаточно эффективно.

Так, если компания имеет, например, 100 представительств с численностью работников каждого из них 20 человек, то при стандартной схеме развития (с помощью открытия собственных филиалов и подразделений) суммарно было бы 2000 работников.

Процесс ркуоводства и построения плана работы для такой численности очень сложен. При франчайзинговой схеме – у каждого предприятия есть свой, не подчиняемый никому, руководитель, который занимается развитием именно своего подразделения.

Мотивация труда. При франчайзинговой схеме у руководителей предприятий есть стимул работать лучше и эффективнее. Т.к. они являются владельцами бизнеса, то их доход будет напрямую зависеть от качества работы. По этой же причине руководители заинтересованы в грамотном подборе кадров и их обучению.

Высокие темпы развития бизнеса. Т.к. покупатель франшизы заинтересован в как можно более скором начале работы его бизнеса и, соответственно, в возврате вложенных денег, то скорость развития франчайзингового предприятия значительно отличается от других форм развития. Франзайзи знает свой регион и его особенности, что позволяет ему быстрее и эффективнее организовать бизнес. Да и франчайзору не нужно искать средства на открытие новых филиалов. А поиск средств, порой, занятие, отнимающее много времени.

Недостатки франчайзинга:

Отсутствие поддержки. Представление о франчайзиге у нас в стране несколько отличается от исходного. Изначально, франчайзинг позиционировался, помимо всего остального, как своеобразная форма взаимодейтсвия и поддержки парнеров как центральным офисом, так и друг другом. Эта система успешно работает в Америке и большинстве стран Европы. У нас же франчайзинговые предприятия выживают сами. Часто головная структура не только не поддерживает франчайзи, но и в случае возникновения проблем для уменьшения негативного влияния на имидж бренда может отказаться в дальнейшем обслуживании франшизы.


Невозможность контролировать качество в полном объеме. Т.к. фрнчайзи является независимым юридическим лицом, то вполне логично, что хочет принимать ряд решений самостоятельно.

Это может отрицательно сказаться на имидже бренда в целом и данного филиала в частности. Поэтому ряд франчайзинговых структур перед заключением сделки четко оговаривают пункты, которым должен в обязательном порядке следовать покупатель франшизы. В случае нарушения условий договор, франчайзор в праве прекратить с франчайзи всяческие отношения.

Таким образом, в мире существует три основных формы развития бизнеса – слияние более мелких компаний в одну крупную, открытие собственных филлиалов и франчайзинг. У нас, к сожалению, понятие франчайзинга утратило свои первоначальные векторы и сейчас является не заработком на продаже системы ведения дел, а методом расширения присутствия определенной торговой марки на рынке.

1.3 Особенности и специфика управления франчайзинга в России

Франчайзинг является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся видов бизнеса в России. В последние три года рост числа франчайзинг компаний составил около 98%, что делает российский рынок лидером в данной области относительно других стран мира. В то же время, Россия имеет много особенностей в ведении бизнеса по франчайзингу, определение которого даже не закреплено законодательно.

Для франчезера очень важно иметь хорошего партнера, способного взять на себя налаженную систему бизнеса и дать ему обратную связь о том, как система адаптируется на рынке, какие изменения необходимы для совершенствования бизнеса. Для франчайзи необходимо найти надежного партнера с эффективной бизнес моделью, способного оказать ему максимальную поддержку в развитии франшизы.9

Финансовый кризис 2008 года показал, что франчайзинг может быть ключом к установлению эффективного партнерства и защиты капитала в условиях инфляции и нестабильной экономики. Компании, развивающиеся по системе франчайзинга, оказались более жизнеспособными. Согласно данным Международной Ассоциации Франчайзинга во время кризиса потерпели неудачу только 6% предприятий развивающихся по франчайзингу. В то время как, более 30% компаний малого и среднего бизнеса, работавших самостоятельно разорились.


В настоящее время в России около 500 компаний франчайзеров и почти 20000 франчайзи. Большинство франчайзинговых компаний представляют сферы продуктов питания и ресторанного бизнеса; розничной торговли одеждой и обувью; достаточно широко представлена сфера услуг. При этом доля иностранных франшиз на российском рынке порядка 40%. Можно назвать такие известные бренды как: KFC, Subway, Baskin Robbins, Burger King, Синнабон, Pizza Hut; из ритейла это - Terranova, TOM TAILOR GmbH, CALLIOPE, Tommy Hilfiger, Mango и другие.Наш рынок весьма привлекателен для развития новых западных брендов, которые в поисках партнеров в России. Международная Ассоциация Франчайзинга совместно с компанией «Деловой базар» представляет сегодня интересы следующих брендов для развития в нашей стране на условиях мастер франшизы: Fatburger, Dressed, Coffee Planet, Bar-B-Cutie, The Cheesecake Cafe.

_____________________

9 Майкл Э. Гербер.Малый бизнес.От иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства/Олимп-бизнес 2012

Каждая из предложенных концепций уникальна в своем роде. Это бренды доказавшие своим успехом на рынке эффективность своей концепции, что является лучшим доказательством надежности бизнеса.

Отечественные компании франчезеры также показывают завидный прирост партнеров в последние 2 года. На конец 2011 года российская компания «Экспресс Ритейл», развивающая франчайзинг сети «ПЕРЕКРЕСТОК ЭКСПРЕСС» и «Копейка», насчитывала 29 партнеров и 61 франчайзинговый магазин. Увеличение количества магазинов происходит как за счет увеличения количества партнеров, так и за счет увеличения количества магазинов одного франчайзи, что свидетельствует об успешности проекта. На начало 2012 года по схеме обратного франчайзинга в сети уже работают 8 партнеров и 24 магазина.

В индустрии фаст фуд следует выделить такие компании как Елки Палки, Пельмешки Да Вареники, Иль Патио, Планета Суши, BurgerCLUB. Последняя демонстрирует просто фантастический рост в отрасли с высокой конкурентной средой: 29 франшизных предприятий за 2 года и заявка на открытие 20 новых ресторанов на ближайший год.

Область ритейла достойно представляют такие отечественные бренды как: Oggi, Savage, ТВОЕ, Sela, Gulliver, Буду Мамой, Love Republic и др. Традиционно наиболее активно развивающаяся отрасль франчайзинга.

Особо следует отметить прирост франшизных компаний в сфере услуг. Например, молодая компания Fast & Shine, открыла более 50 представительств за прошедший год, в некоторых городах действует несколько партнеров. Компания вышла на рынки Украины, Киргизии, Туркменистана и на данный момент готовит международный сертификат для поставок химической продукции в Европу. Все это благодаря новому уникальному продукту на рынке услуг.