Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом (История развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты защиты прав потребителей
1.1 История развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом
1.2 Основные права потребителей
2.1 Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения
2.2 Деятельность организаций по защите прав потребителей в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей защиты прав потребителей является информирование о товарах и услугах, встречающиеся на рынке, об их изготовителях (исполнителях, продавцах). Более этого, законодательство рассматривает имущественную (гражданско-правовую), административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.
Под "потребителем" нужно понимать не только гражданина, прибредшего товар или заказавшего работу (услугу), но и гражданина, пользующегося ими.
Продавцами, изготовителями, исполнителями могут быть организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности, а также индивидуальные предприниматели. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать только из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг. А также, в частности, из договоров купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи, продажи недвижимости, комиссии, хранения, из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, договоров возмездного оказания и других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.
Для обеспечения защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества, нужно создать такие организационно-правовые формы защиты, которые должны быть достаточно эффективными. К ним можно отнести: осуществление контроля над выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных (при нарушениях которые повлекли тяжкие последствия применять уголовное законодательство); рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др.
Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов. Актуальность этой темы появилась по причине большого количества нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых иногда противоречат друг другу. Разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможностью привлечения нарушителей к ответственности за указанные нарушения в судебном порядке согласно действующему законодательству. В связи с этим очевидна необходимость научного обоснования систематизации законодательства в рассматриваемой области, в соответствии с основным законом - «о защите прав потребителей»
Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, который непосредственно связан с преобразованием экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что раньше законодательство охватывало в основном только интересы изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы интересов потребителя просто были заблокированы и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.
Целью данной курсовой работы является рассмотреть закон о защите прав потребителей РФ и определить, насколько он совершенен, а также рассмотреть опыт зарубежных стран в формировании этого закона и на основе всего предложить пути его развития в будущем.
Методы исследования:
— анализ и последующая систематизация данных.
— изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики по данному вопросу.
— анализ нормативно-правовой документации.
Объектом исследования является - законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Предмет исследования - общественные отношения, складывающиеся при продаже товаров не надлежащего качества.
Главные задачи работы:
— проследить становление и формирование закона.
—определить существующие механизмы защиты прав потребителей.
—проанализировать, как проводится контроль и надзор защиты прав потребителей.
—рассмотреть актуальные проблемы в области защиты прав потребителей,
—рассмотреть, где используются права о защите прав потребителей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в проектах законов о внесении изменений в некоторые законодательные акты России о защите прав потребителей.
Глава 1. Теоретические аспекты защиты прав потребителей
1.1 История развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом
С появлением частной собственности, возникает и получает большое распространение договор, направленный на обращение вещей, на переход их из одного хозяйства в другое. То, что потребитель нуждается в защите, люди признали еще в древности. Поэтому практически во всех сводах законов уже с тогда присутствовали нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Люди старались защищать права покупателя уже в древние времена. Первым примером такого рода служили законы Хаммурапи - царя, правившего Вавилоном в 18 в. до н.э. Так законы Хаммурапи решали вопросы в отношении кредита, качества товаров и услуг и ответственность за продажу некачественных товаров. В средние века процесс купли-продажи жестко регулировался городскими властями во многих странах. Например, в Австрии в 15 в. продавец разбавленного или прокисшего молока обязан был выпить все некачественное молоко. Во многих странах существовали специальные должности "рыночных инспекторов"[1]
И все же особую роль в становлении и развитии Закона о защите прав потребителей сыграла Римская империя. Римское частное право достаточно детально регулировало права покупателей и обязанности продавца в случае недостатков проданного товара. Уже здесь присутствовали нормы, присущие современному потребительскому законодательству. Так продавец должен был гарантировать покупателя от эвикции, то есть истребования вещи ее действительным собственником, а также предупредить покупателя о скрытых недостатках вещи, не могущих быть обнаруженных при первом осмотре.
В дальнейшем ходе истории Германское феодальное право также устанавливало ответственность за обман покупателей. Так, например, «Земское право» (первая из двух книг Саксонского зерцала (нем. Sachsenspiegel) - старейший правовой сборник Германии, составленный судьей Эйке фон Репковом в 1221-1225 гг.) Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право Саксонии. В параграфе третьем статьи тринадцатой книги второй указывает, что за неверные меры и неверные весы, за обман в торговле (если это раскрывается) преступника следует повесить.
Французский гражданский кодекс 1804 г. Пристальное внимание уделял вопросу об эвикции вещи. Явные недостатки вещи, в наличии которых покупатель мог убедиться сам, не влекли ответственность продавца, а за скрытые недостатки проданной вещи продавец обязан был дать гарантию.
В начале XX века защита прав потребителей стала подниматься на качественно новый уровень. Именно в то время появилось понятие «потребитель».
Потребительское право - комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по защите и удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан.
Защита прав потребителей зародилась в США. С 60-х годов ХХ века это движение развивалось и перешло во многие страны Европы. Оно стало играть большую роль, как в бизнесе, так и в политике. США опирались на консюмеризм, который являлся общественным движением, отражающий права потребителей, одной из целей которого является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников рынка. Именно в США первыми начали бороться с недоброкачественной продукцией, потом они перешли к антимонопольной борьбе, задачей которого являлось облачить в нормативную форму прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты потребителей, как одной из сторон подобных сделок.
Вследствие чего были сформулированы четыре основных принципа, некоторые, из которых стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей:
- Право на безопасность, что подразумевает гарантию безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также то, что товар не причинит вред имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранении, транспортировки и утилизации
- Право на информацию, что гарантирует потребителю достоверную и полную информации о любом приобретаемом товаре. Безусловно, с правом на потребительскую информацию связано право на выбор, поскольку информация - критерий правильного выбора.
- Право быть услышанным, что означает, гарантию каждого потребителя право на свободу слова, убеждения и выражение их. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами.
- Право на здоровую окружающую среду, что подразумевает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.
В 70-е годы в рамках Комиссии ЕС был создан «Консультативный комитет по защите прав потребителей», а приблизительно через 10 лет, в 80-е годы, Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции были одобрены Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые послужили основой для потребительского законодательства большинства стран, в них вошли такие принципы как:
• право на выбор;
• право на безопасность;
• право быть выслушанным;
• право на информацию;
• право на потребительское образование;
• право на удовлетворение базовых потребностей;
• право на качество;
• право на возмещение ущерба.
В России же на тот период времени защита прав потребителей была недостаточно развита, регулирующие нормы, отвечающие принципам защиты прав потребителей содержались в основном в гражданском законодательстве, в частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком».
Первой вехой в законодательстве, тогда еще Советского государства, в решении вопросов правового регулирования в сфере охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей», а Закон СССР «О защите прав потребителей» положил начало реализации прав потребителя.[2]
Однако, закон так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР, хотя долгое время этот, не вступивший в законную силу, нормативно правовой акт оставался моделью нормотворчества в этой сфере для стран-участников СНГ. В 1992 году был принят Закон «О защите прав потребителей», что дало возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
Принятый Закон Верховным Советом Российской Федерации «О защите прав потребителей» стал одним из первых норм, имеющих прямое отношение к преобразованию гарантий защиты прав граждан на удовлетворение потребностей в области обеспечения безопасной и качественной продукции.
Закон так же содержит определенные принципы нормирования качества продукции, гарантийных и других сроков, в сфере информирования о качестве о продукции, ответственности за нарушение прав потребителей и пр.
На современном этапе развития норм в области защиты прав потребителей включают в себя определенный ряд нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующие потребительские правоотношения и охватывающее все отрасли права.
Кроме того, начиная с 1961 г.,15 марта отмечается как Всемирный день защиты потребителей.
1.2 Основные права потребителей
Согласно Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 года, Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.[3]