Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы системы мeнeджмeнта
1.1 Понятие мeнeджмeнта и управления
1.2 Понятие системы менеджмента
Глава 2. Классификация основных функций управления
2.1 Понятие функции управления
2.2. Взаимосвязь основных функций управления
Глава 3. Основные функции менеджмента на примере компании «МТС»
Глава 2. Классификация основных функций управления
2.1 Понятие функции управления
Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе мeнeджмeнта, проявляется в функциях (лат. functio − обязанность, круг деятельности, назначение, роль). Выделяют общие и специальные функции мeнeджмeнта. Под функциями мeнeджмeнта можно понимать:
− целевое назначение управленческой деятельности вообще;
− ту или иную общую задачу, которую необходимо решить (такая задача бывает основной и обеспечивающей, например планирование и мотивация);
− относительно самостоятельный вид управленческих действий;
− определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения управленческого труда, где принимаются специфические решения. Таким образом, функция мeнeджмeнта – это вид управленческой деятельности, направленный на решение конкретной задачи управления. Общие функции мeнeджмeнта, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство [Максимова И. Г., 2013].
Общие функции:
- планирование - определение целей деятельности, средств и методов их достижения, составление планов, прогнозов (что нужно сделать? кто должен сделать? сколько и когда?);
- организация - определение путей, методов и средств достижения поставленной цели (как сделать?):
- мотивация, - создание таких стимулирующих условий труда, при которых каждый работник трудился бы с наивысшей отдачей;
- контроль - количественная и качественная оценка результатов труда, прогнозирование отклонений для их своевременного предупреждения [Баркалов С.А. и др., 2008]. Данные функции изображены на рисунке 2.
Рис. 2 Функции управления
Источник: Виханский О. С. и др. 2014
Специфические (специальные) функции управления можно разделить на функции управления ресурсами, функции управления процессами и функции управления результатами.
Функции управления ресурсами:
- управление запасами;
- управление финансами [Удалов Ф.Е. и др., 2013];
- управление персоналом [Баркалов С.А. и др., 2008].
В любой организации протекает множество процессов, начиная от самого общего процесса управления и до более конкретных: процессы реализации общих функций управления, процессы коммуникаций, принятия решений, производственный процесс. Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим выделяют конкретные функции управления процессами:
- управление материально-техническим снабжением;
- основным производством;
- вспомогательным производством;
- обслуживающим производством;
- совершенствование управления;
- управление сбытом;
- маркетингом и т. д.
К результатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и т.д. Соответственно выделяют конкретные функции:
- управление качеством;
- производительностью;
- управление затратами [Удалов Ф.Е. и др., 2013].
Планирование – непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов [Виханский О. С. И др. 2014]. Задача планирования предполагает принятие конкретного варианта решения, постановку цели и разработку плана ее реализации [Удалов Ф.Е. и др., 2013].
Основные вопросы, на которые необходимо ответить для реализации функции планирования, следующие:
1) Где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны проанализировать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и трудовые ресурсы, и оценить ее реальные силы.
2) В каком направлении мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы окружающей среды (конкуренция, клиенты, законы, политические и экономические факторы, технологии, поставки, социальные и культурные изменения), менеджеры определяют более конкретные цели организации и что может помешать ей их достичь.
3) Как мы собираемся это сделать? Менеджерам необходимо решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь намеченных целей [Хедоури Ф. и др., 2006].
Задачи планирования включают в себя:
- Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.
- Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.
- Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.
- Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт – план». Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.
- Информационное обеспечение работников организации [Удалов Ф.Е. и др., 2013].
Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ. В отечественной практике наследство жестко централизованной системы государственного планирования, формализации структур и отсутствия плановой свободы породило стереотип консервативного планового мышления, что в настоящее время нередко приводит к отрицанию плановой дисциплины на предприятиях и утверждению концепции динамической импровизации. В зарубежной практике в эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и оперативной импровизацией менеджера. Обеспечивается он властностью, реализацией перечисленных принципов в плановой деятельности мeнeджмeнта [Баркалов С.А. и др., 2008].
Организация как функция управления предполагает воздействие на сознание и поведение индивидов, социальных групп со стороны субъектов управления с целью поддержания и улучшения деятельности хозяйственных систем. Содержанием воздействия обычно является совокупность приемов, способов, направленных на создание и совершенствование взаимосвязей между элементами хозяйственной системы, как по вертикали, так и по горизонтали [Виханский О. С. И др. 2014].
Задача организации заключается в разработке организационной структуры управления для выбранного варианта, наполнение ее кадрами с соответствующими функциями и ответственностью [Удалов Ф.Е. и др., 2013].
Основные требования к организации как функции управления состоят в следующем:
- обеспечение всех принимаемых решений организационными мерами по их выполнению;
- повышение персональной ответственности и исполнительской дисциплины;
- совершенствование организации трудовой деятельности;
- целесообразное разграничение обязанностей сотрудников и др. [Баркалов С.А. и др., 2008].
Формы и методы реализации организации как функции управления весьма разнообразны. Прежде всего следует отметить форму рационализации организационной деятельности, выдвинутую и апробированную еще Ф. Тейлором, в основе которой лежало оптимальное распределение административных функций и ответственности между звеньями управленческого аппарата [Баркалов С.А. и др., 2008].
Существенный вклад в исследование проблем организации как функции управления внес М. Вебер. По Веберу организация представляется как произвольное соглашение людей, которые объединены в процессе работы, с распределением и закреплением за каждым членом определенных функций для более эффективной деятельности всей организационной системы. У всех объединившихся людей предполагается наличие общих интересов, а в идеальном типе организации, кроме того, совпадение ее целей с целями каждого ее члена. Ныне накоплен определенный опыт реализации организации как функции управления. В нем выделены, например, такие направления, как рациональное разделение и изучение потоков информации, используемых при подготовке и принятии решений; механизм обоснования, принятия и изменения целей, выявления расхождений между действительными и декларируемыми целями организаций; мотивация деятельности управленческого персонала; разрешение внутрисистемных конфликтов и т.д. [Виханский О. С. И др. 2014].
Организация как функция управления предполагает сочетание методов убеждения и принуждения в процессе воздействия на отдельных сотрудников, социальные группы, хозяйственные системы и организации. Важно своевременно информировать сотрудников об изменении их должностных обязанностей, о нормах поведения и санкциях за нарушение общих норм. При этом нельзя забывать, что социальные нормы бывают различных видов, они специфичны по отношению к конкретной сфере деятельности. Обычно к оргметодам относят оргпланирование, приказы, распоряжения, инструкции, регламенты, инструктирование, ориентацию и реорганизацию. Названные организационные методы чаще всего используются комплексно, с учетом специфики деятельности субъекта и объекта управления, что позволяет обеспечивать их оптимальное сочетание, последовательное подключение на отдельных этапах решения управленческой проблемы [Баркалов С.А. и др., 2008].
Мотивация – использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью [Иванова Е. А., 2014]. Поведение каждого человека определяется мотивами, т.е. внутренними силами, побуждающими человека к осуществлению определенных действий. Мотивы проявляются в виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия окружающей среды, внешней обстановки, ситуаций, условий. Каждый человек обладает собственной структурой мотивов, которая формируется в процессе его развития, проявления и самооценки своих способностей, достижения каких-либо результатов. Мотивы определяются потребностями человека, осознанием степени и возможностей их удовлетворения [Виханский О. С. И др. 2014]. Но, кроме этого, человеку присущи еще интересы, которые отражают его стремление к изменению структуры своих потребностей по эталону идеального представления о возможном образе жизни в современных условиях. Интересы рождают в поведении человека стимулы, т.е. мотивы особого вида – заинтересованность. Реализация интересов сопровождает любую деятельность человека. На этом строится стимулирование.
Самая общая концепция мотивации сводится к следующим положениям. Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественны ми и количественными характеристиками. На рис. 3 схематически показан этот процесс [Виханский О. С. И др. 2014].
Рис. 3. Мотивационный процесс
Источник: Виханский О. С. И др. 2014
Мотивация – это не только использование в управлении мотивов, побуждающих человека к активности и повышению производительности труда [Гвоздев Н.И. и др., 2011]. Мотивация включает и формирование мотивов в процессе деятельности человека, и закрепление их в качестве постоянно действующей доминанты. В этом большая и сложная задача менеджера. Конечно, в процессе мотивации состав потребностей человека не меняется, но их структура и взаимодействия зависят от управления и влияют на его эффективность. Поэтому в своей деятельности менеджер должен думать не только о том, на какие мотивы опираться, но и какие мотивы развивать, учитывая конкретные обстоятельства и условия развития, учитывая цели управления и оценивая последствия различных вариантов мотивирования. Таким образом, задача мотивации заключается в стимулировании действий работников к деятельности по достижению целей предприятия [Удалов Ф.Е. и др., 2013].
В этом отношении для менеджера главными вопросами являются следующие:
- Какие мотивы определяют деятельность человека?
- Как они влияют на результат его деятельности?
- Каковы возможности изменения их структуры и соотношения?
- Как соотносятся внешние и внутренние мотивы деятельности человека? [Гвоздев Н.И. и др., 2011].
Существуют различные концепции мотивации, в основе которых лежит знание факторов, определяющих действие и возможности использования в управлении тех или иных мотивов. Эти концепции имеют разные названия, чаще всего связанные с именем их разработчика. Теория иерархии потребностей А. Маслоу построена на иерархической дифференциации основных потребностей человека. Данная теория изображена на рисунке 4.
Рис. 4 Пирамида А.Маслоу
Источник: Виханский О. С. И др. 2014
В соответствии с такой дифференциацией выделяется пять групп потребностей: физиологические, безопасности, принадлежности и причастности, признания и самоутверждения, самовыражения. В этом перечне нетрудно заметить пирамидальное их соотношение, возрастание их значимости в деятельности человека, разделение потребностей нижнего и высшего уровня, различие возможных средств их удовлетворения. Например, потребности самоутверждения и самовыражения требуют таких условий, которые сильно отличаются от условий реализации физиологических потребностей [Виханский О. С. И др. 2014].