Файл: Понятие системы менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Причина выбора темы заключается в стремлении автора понять основные функции управления для применения их в своей рабочей деятельности.

Прикладная значимость данной темы курсовой работы обусловлена тем, что ни одна организация не может эффективно осуществлять свою деятельность без управления. Функции управления – это составляющая часть процесса управления в любой организации. Понимание функций управления и правильное их использование оказывает влияние на основные финансовые показатели организации: выручку и прибыль. Поэтому там необходимо изучать данную тему.

Объект курсовой работы – это система менеджмента. Предмет курсовой работы – это основные функции управления.

Цель курсовой работы – выявить основные функции управление и их влияние на эффективность организации. Задачами данной курсовой работы являются:

1) дать определение термину «мeнeджмeнт» и «система мeнeджмeнта»;

2) выявить элементы системы менеджмента;

3) описать классификацию функций мeнeджмeнта;

4) выявить взаимосвязь между функциями мeнeджмeнта;

5) описать практическое значение функций мeнeджмeнта на примере компании «МТС».

Основными источниками литературы при написании данной курсовой работы являются учебники и научные издания по предмету «менеджмент». Автором были использованы труды наиболее известных ученых в России (Виханский О. С., Наумов А. И.) и зарубежом (Хедоури Ф., Альберт М., Мескон М.). Данные учебники используются для преподавания дисциплины «Менеджмент» в ведущих российских вузах, поэтому данные источники автор считает надежными.

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрываются такие понятия, как «менеджмент», «управление», «система менеджмента», необходимые для последующего понимания темы курсовой работы. Во второй главе автором рассматривается понятие функции управления и подробно описываются такие функции, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация. В третьей главе рассматривается взаимосвязь функций управления и описывается их практическая значимость. В качестве примера автором была использована розничная сеть МТС.

Глава 1. Теоретические основы системы мeнeджмeнта


1.1 Понятие мeнeджмeнта и управления

Мeнeджмeнт - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путём рационального использования имеющихся ресурсов [Иванова Е. А., 2014]. В современной теории и на практике под мeнeджмeнтом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой, организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «мeнeджмeнт» как процесс достижения цели собственника организации «руками других людей» [Максимова И. Г., 2013]. В специальной экономической литературе даются различные толкования понятию «мeнeджмeнт». Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания мeнeджмeнта рассматриваются с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления [Баркалов С.А. и др., 2008].

1) Мeнeджмeнт как вид деятельности человека, обеспечивающий концентрацию усилий людей для достижения заранее определенного результата (цели или целей) [Хедоури Ф. и др., 2006].

2) Мeнeджмeнт как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные люди формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

3) Мeнeджмeнт как управление персоналом, предполагающее организацию работы людей, сотрудников, коллектива для достижения цели наиболее рациональным способом [Виханский О. С. И др. 2014].

4) Мeнeджмeнт как система управления на основе взаимных связей между подразделениями организации, рассматриваемыми в качестве единого целого.

5) Мeнeджмeнт как процесс принятия управленческих решений на основе анализа ситуаций, возникающих в процессе управления, и постановки задач.

6) Мeнeджмeнт как иерархически организованная структура, в рамках которой реализуются функции управления [Гвоздев Н.И. и др., 2011].

7) Мeнeджмeнт как категория специально подготовленных людей (менеджеров), профессионально занятых управлением [Максимова И. Г., 2013].

Многие считают, что менеджмент — это просто синоним понятия «управления» и не больше, аргументируя дословным переводом английского термина на русский язык. Общеизвестно, что в основе термина «менеджер» лежит английский глагол «to manage» – управлять, происходящий от латинского «manus» – рука, хотя есть мнение, что глагол первоначально означал «искусство объезжать лошадей». Однако термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление велосипедом, подачей электричества, управление дорожным движением и т.д.); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Обобщая все эти виды управленческой деятельности, можно сделать вывод, что управление – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники. Управление – это процесс, ориентированный на достижение определенных целей [Удалов Ф.Е. и др., 2013].


Основными задачами управления являются следующие:

  • организация взаимодействия трудовых и технических элементов в процессе производства продукции и (или) услуг;
  • организация трудовых и производственных процессов (включая основные, вспомогательные и обслуживающие) в пространстве и времени;
  • разработка и поддержание регламентированных режимов производства, а также труда и отдыха персонала;
  • нормирование потребления всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, информационных и основных фондов) в процессе производства заданного объема продукции и (или) услуг;
  • программирование и планирование темпов, ритмов и объемов запуска-выпуска продукции [Гвоздев Н.И. и др., 2011].

Конечной целью мeнeджмeнта является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника [Иванова Е. А., 2014].

1.2 Понятие системы менеджмента

Организация представляет собой обособленное объединение людей, взаимодействующих для достижения определенных целей и задач. Организация — это открытая система (в условиях динамичного рынка и активного влияния внешней и внутренней среды), состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек. В научной литературе часто вместо слова «организация» используется понятие «хозяйствующий субъект», отражающее сущность создания и функционирования организации [Баркалов С.А. и др., 2008]. Любую организацию как систему можно рассматривать с различных точек зрения, или аспектов, к основным, из которых относятся следующие: производственно-технический (организационный), экономический, маркетинговый, правовой, социально-психологический, природоохранный (экологический), информационный (управленческий). Цель управления в такой системе - обеспечить получение заданного объема продукции и услуг необходимого ассортимента с определенными свойствами и качественными характеристиками [Удалов Ф.Е. и др., 2013].

Любая организация представляет собой единство двух подсистем: управляемой и управляющей. Вместе они образуют систему управления [Баркалов С.А. и др., 2008]. Cхематически система управления изображена на рисунке 1.


Рис. 1 Система управления

Источник: Максимова И. Г., 2013

Система (греч. «systema») означает целое, составленное из частей, или соединение множества элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Такое определение понятия «система» является наиболее распространенным, хотя первоначально системой считался комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. В широком понимании система — это множество элементов, для которого определены (заданы, выявлены) некоторые отношения.

К параметрам, оценивающим состояние системы, относятся количественные характеристики производственной мощности, оснащенности различными видами машин, механизмов, оборудования, поточных линий, обеспеченности материальными, в том числе энергетическими ресурсами, персоналом (кадрами) в натуральном выражении. Результатами деятельности системы служат количественные и качественные показатели произведенной продукции в регламентированные сроки [Баркалов С.А. и др., 2008].

Рассмотрим элементы системы управления. Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. Субъект управления – это физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Объект управления - на что направлено властное воздействие субъекта управления: это могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы [Максимова И. Г., 2013].

Процесс управления характеризуется следующими особенностями:

• управление - процесс, осуществляемый непрерывно во времени и пространстве;

• управление - целенаправленный процесс, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей.

В результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью. Чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления. Если объект управления никак не реагирует на управляющие воздействия − никакого управления нет [Баркалов С.А. и др., 2008].

Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью механизма управления, который соответствующей частью принадлежит каждой из них [Виханский О. С. И др. 2014]. Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с направителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, совет директоров). К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено. Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать рядовых исполнителей, процесс, отношения и т. д. [Максимова И. Г., 2013].


Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления. Система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как бы в виде реально существующей субстанции, посредством которой управление приобретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления — практическую реализацию. В реальной действительности управленческая деятельность — это функционирование системы управления [Виханский О. С. И др. 2014].

Цель системы управления — обеспечить удовлетворение постоянно растущих потребностей целевых рынков потребителей (клиентуры) товарами определенного ассортимента с высоким уровнем качества и по доступной цене, а также обеспечить соблюдение прав организации в процессе ведения производственно-хозяйственной, финансово-экономической, торгово-закупочной, сбытовой и иной деятельности и выполнение обязанностей перед соответствующими субъектами права микросреды — поставщиками, потребителями, маркетинговыми посредниками, государственными, общественными и иными органами и организациями [Хедоури Ф. и др., 2006].

Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективности можно отнести:

1) высокую оперативность, надежность, качество принимаемых решений;

2) минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой;

3) экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления;

4) улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда;

5) снижающуюся долю административных работников в персонале организации.

Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей; своевременности и полноты информации; учета социально-психологических особенностей участников; обеспечения оптимального размера подразделений [Максимова И. Г., 2013].

Таким образом, менеджмент – это сложный процесс управления человеческими ресурсами для достижения целей организации. Организация представляет собой систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем: управляющей и управляемой, называемых вместе системой менеджмента. Ключевое место в организации занимает человек. Для того, чтобы обеспечить эффективную деятельность людей и превратить их из хаотичной толпы в управляемую группу необходимо использовать систему менеджмента. Эффективное внедрение системы менеджмента в организацию позволяет поддерживать конкурентоспособность организации на рынке, обеспечивая рост таких финансовых показателей, как прибыль и выручка.