Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (Эффективность и уровни процессного подхода).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
В этом документе описаны возможные выгоды для потребителей, совмещенные с такой ценовой политикой, которая, с одной стороны, будет привлекательна для потребителей, а с другой — обеспечит достижение финансовых целей предприятия.
Следующий шаг — выделение бизнес-процессов процессов менеджмента и вспомогательных процессов, действующих на предприятии. Один из подходов к идентификации бизнес-процессов связан с изучением материальных и информационных потоков между предприятием и внешним миром.
Например, заказ потребителя может находиться в состоянии «получен», «заказано», «выпущено», «отобрано», «упаковано», «отгружено», «оплачено». Каждое изменение состояния является результатам процесса.
Когда идентификация процессов завершена, их необходимо описать. В описание для начала могут быть включены следующие пункты:
- Название. Используем конструкцию глаголов и объектов, например: «разработать изделие» или «выполнить заказ».
- Цель. Описываем основную (определяющую) цель процесса, начиная с первоначальной идеи и заканчивая изменениями, которые повышают ценность производимого продукта.
- Границы. Отделяем процесс от окружающей его среды. Лучше всего это сделать с помощью границ взаимодействия между потребителем и поставщиком.
- Взаимозависимости. Описываем ключевые взаимозависимые отношения между процессом и другими процессами.
Следующие пункты могут быть включены в описание только после того, как будут определены:
- собственник (владелец) процесса — лицо (лица), которое ответственно за разработку и функционирование процесса;
- цели деятельности — главным образом направлены на реализацию предложения по созданию ценности, а также на ключевые источники и желаемые результаты бизнес-деятельности;
- характеристики деятельности — включают системы измерений и соответствующие стандарты, используемые для управления процессами;
- управление функционированием процессов — описываются методы, используемые для управления процессами;
- механизмы обратной связи — определяются основные методы выявления степени удовлетворенности потребителей и реагирования на их жалобы.
Функционирование процесса оценивается по трем направлениям:
- результативность — синоним качества. Этот показатель показывает, насколько результаты процесса соответствуют нуждам и ожиданиям потребителей. Результативность важна, в первую очередь, для потребителя;
- эффективность отражает, насколько минимизированы ресурсы и устранены потери при достижении необходимого результата. Эффективность, в первую очередь, нужна предприятию для обеспечения необходимой прибыльности;
- гибкость характеризует способность процесса приспосабливаться к изменениям. Это не эквивалент действиям по управлению изменениями.
Эти аспекты используются как основа для классификации зрелости процессов и выработки рекомендаций по разработке критериев оценки процессов.
Третий шаг - определение значимости процесса.
Характер процессов используется для описания их важности с точки зрения двух аспектов: пригодности для создания ценности и пригодности для решения стратегических задач.
Процессы можно характеризовать по их способности создавать ценности, используя для этого три категории.
- Процессы, создающие ценности.
- Процессы, создающие возможности для создания ценности.
- Поддерживающие процессы.
Процессы, создающие ценности, как правило, связаны с основной специализацией предприятия и являются ключевыми для реализации его миссии. Эти процессы наблюдают внешние потребители и ощущают их на себе. Другой аспект — значимость процесса для стратегии. В этом измерении процессы классифицируют в зависимости от их важности для долгосрочных стратегий предприятия.
Дальше выявляем проблемы, связанные с процессами.
Проблемы можно выявить, если оценивать функционирование процессов по двум критериям:
1. С точки зрения потребителя (измерение результативности), что позволяет выяснить наличие и содержание проблем, касающихся полученных ими продукции или услуг.
2. Стоимостной аспект функционирования (измерение эффективности) позволяет оценить производственные затраты на ключевые процессы. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) — лучший для этого метод.
Дальнейшая классификация процессов по их зрелости позволяет предложить простой путь для оценки зрелости и выбора стратегии улучшения процесса.
На этом шаге определения приоритетных процессов и стратегий используют информацию о характере (степени важности) процессов, их функционировании и зрелости, полученную на этапе выявления цепочек создания ценностей, чтобы определить процессы, которые требуют немедленной заботы.
Самая высокая степень приоритетности будет у процессов, имеющих важное значение, но низкие показатели функционирования. Именно эти процессы являются основными объектами для более активных действий, таких как перепроектирование и реинжиниринг.
Традиционно внимание руководства сосредоточено на главной иерархической единице компании — департамент. Однако бизнес-процесс часто нарушает внутрифирменные границы, пересекая в ходе своей реализации целый ряд подразделений, каждое из которых отвечает только за одну сторону его функционирования и поэтому имеет односторонний и зачастую ограниченный взгляд на процесс в целом. В результате никто не несет ответственности за весь процесс.[3] Здесь очень важно установить собственника процесса.
Собственник процесса несет ответственность за его разработку, документирование, измерение функционирования, а также за обучение сотрудников и взаимосвязи участвующих в реализации процессов.
Следующий шаг – это надзор и оптимизация, где постоянно происходит анализ со стороны руководства
К этому моменту руководство компании уже выделило приоритетные процессы, определило собственников процессов и установило цели функционирования.
Шаг оптимизации организационных структур и систем появляется по мере того как накапливается опыт управления процессами и улучшения деятельности. Тогда становится необходимым установить более тесную связь внутренних структур и систем предприятия с ключевыми бизнес-процессами.
Управление и улучшение процессов – это реализация системы итераций по управлению и улучшению процессов, которая отражает цикл «план — осуществление — проверка — действие». Ключевое положение этого этапа — измерение функционирования и мониторинг. На этом этапе основную ответственность несет собственник процесса.
На шаге мониторинга функционирования процессов собственник процесса регулярно наблюдает и оценивает результаты функционирования процесса, выявляя далее потребности в улучшении.
Потребности в улучшении определяются на основе значимости, а также показателей функционирования и зрелости процессов.
Собственники процесса должны выбирать и внедрять улучшения, основываясь на приоритетах бизнеса и уровнях функционирования процесса. Здесь происходит инициирование и управление улучшениями.
Выбор стратегии улучшения — очень важное решение. Оно должно учитывать как степень требуемых улучшений, так и текущий уровень зрелости проблемного процесса. В общем случае существует три способа улучшений:
- Решение проблемы.
- Непрерывное улучшение процесса.
- Инновации процесса.
- Закрепление достижений.
Улучшения нужно закреплять и распространять внутри компании, чтобы использовать весь их потенциал.
Закрепление улучшений. Существует несколько предпосылок для того, чтобы эффективно перенести предложение с чертежной доски на производственную линию, например:
- полностью разработанный, развернутый план с указанием исполнителей;
- четкую систему отчетности;
- распределение ответственности.
Все три элемента очень важны — ни один не может компенсировать отсутствие другого. В реализации первых двух элементов напрямую участвуют команды, занимающиеся улучшением процесса. А вот сделать так, чтобы заработал третий элемент, может только высшее руководство
Дальнейшее продвижение улучшений внутри предприятия — это самостоятельный набор задач, который включает:
- определение того, где улучшения могут принести выгоду;
- определение, как распространять улучшения;
- передачу умений и знаний, необходимых для внедрения улучшений.
Здесь также участие высшего руководства является жизненно важным для того, чтобы распространение улучшений состоялось.
3.2 Внедрение функционирования бизнес-процессов
В настоящее время многие российские компании используют методики процессного подхода к управлению. Он стал для них реальным инструментом совершенствования систем управления и повышения эффективности бизнеса. Почти все руководители слышали о процессном подходе, некоторые знают его методы и инструменты. В тоже время, каких-либо исследований состояния дел по применению процессного подхода в российских компаниях не проводилось. Однако консалтинговая компания «ФИНЭКСПЕРТ.РУ» решила организовать и провести такое исследование. Было опрошено более ста руководителей высшего и среднего звена российских компаний.
Очевидно, что процессный подход применяется практически во всех отраслях, но в первую очередь в торговле и промышленности.
Большинство опрошенных руководителей воспринимают процессный подход как комплексное решение, связанное с изменением системы управления организации в целом. Многие (30%) справедливо считают неотъемлемым элементом процессного похода определение сквозных (межфункциональных) процессов и управление этими процессами.
Процессный подход рассматривается, в первую очередь, как средство повышения эффективности бизнеса компании или отдельных направлений ее деятельности. На втором месте стоит задача оптимизации отдельных процессов. Третье место занимает описание и регламентация. Дополнительно отмечу, что по экспертной оценке только 15% проектов внедрения процессного подхода достигают всех поставленных руководителями компании целей.
Рисунок 3 Сложности внедрения процессного подхода в отечественных предприятиях
В декабре на портале ИТ-директоров (Global CIO) было проведено обсуждение аналитического исследования “Российский рынок управления бизнес-процессами (BPM)”, осуществленного Global CIO, Software AG и IDC Россия путем опроса ИТ-директоров и менеджеров по бизнес-процессам. Представление результатов данного исследования начинается словами “Процесс ради процесса или процесс ради бизнес результата?”. Некоторые размышления о том, ради чего, собственно говоря, осуществляется компьютеризация предприятий, можно найти в недавних заметках “Как расходы на ИТ влияют на рентабельность предприятия?”
В 70% случаев описание бизнес-процессов ведется ради автоматизации этих бизнес-процессов. То есть имеет место “процесс ради процесса”, а не ради бизнес-результата.
Всё большее число компаний уделяет вопросам регламентации существенное внимание, создает базу нормативно-методических документов.
По результатам исследования видно, что процессный подход, как инструмент совершенствования бизнеса, в настоящее время активно применяется в российских компаниях. Однако эффективность его использования все ещё недостаточно высока. С одной стороны, причиной низкой эффективности является слишком формальный подход руководителей, а с другой - недостаточный уровень компетенции сотрудников. Так же существенным является дефицит знаний, опыта и навыков внедрения процессного подхода.
Заключение
Целью любой предпринимательской деятельности есть максимизация прибыли. Тогда возникает необходимость поиска путей достижения поставленной цели. Одним из таких путей есть оптимизация работы организации с целью сокращения издержек.
Наибольшую трудность в понимании, что такое Процессный подход к управлению вызывает само понятие Процесс. В русском языке это слово имеет слишком иного значений и оттенков. В терминах ISO 9000:2000: «Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы». Определение слишком общее и неконкретное. Вкладывать в такое определение свой смысл, или применять его для нужд конкретной (своей) организации под силу далеко не каждому менеджеру.
Большинство российских организаций имеют функциональную структуру управления и надеются повысить эффективность управления путем внедрения процессного подхода. По оценке западных экспертов, организация функционального управления на современных российских предприятиях очень далека от совершенства. Поэтому в качестве первых шагов предлагается посмотреть на свою организацию со стороны и навести в ней элементарный порядок, четко определив ответственность, полномочия, ресурсы, информационные и управленческие связи. Данный подход не отвергает существующей системы управления, а определяет пути ее улучшения и постепенного перехода к процессной системе управления.