Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты оптимизации бизнес-процессов предприятия
1.1. Понятие и сущность процессного подхода
1.2. Функции процессного подхода
1.3. Техника построения бизнес-процессов
Глава 2. Оптимизация бизнес-процессов, при помощи процессного подхода
2.1. Понятие оптимизации бизнес-процессов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в условиях глобальной интеграции мировой экономики перед современным предприятием стоят сложнейшие задачи по обеспечению эффективной работы предприятия. Новые возможности, предполагающие движение информационных потоков, привели к изменениям в принципах работы предприятий и вызвали изменение структуры управления предприятием.
Все больше появляется организаций, не имеющих четкой структуры управления, а ставшее возможным удаление не только филиалов, но и отделов организации несет в себе сложности построения технологий управления. На этом пути базой для построения системы управления становится не подразделение предприятия как при функциональном подходе, а процесс, отражающий деятельность организации посредством процессного подхода [7].
Возникающая необходимость оптимизации процессов предприятия и оценке их эффективности приводит к понятиям показателя и систем показателей управления процессами.
Одним из таких методов является управление бизнес-процессами организации. Существует множество определений управления бизнес-процессами, таких как:
- достижение целей организации путем управления, контроля и совершенствования основных бизнес-процессов;
- структурированный систематический подход к анализу, контролю и управлению процессами с целью совершенствования качества;
- методы, технологии и концепции поддержки проектирования, конфигурирования, администрирования, исполнения и анализа бизнес-процессов;
- метод эффективного выстраивания организации в соответствии с требованиями и нуждами клиентов.
Интерес к управлению бизнес-процессами постоянно увеличивается, это выражается в росте спроса на специалистов по бизнес-процессам, проведении разнообразных семинаров и конференций, издании многочисленной специальной литературы и т.д.
Таким образом, предприятие, стремящееся выжить или улучшить свое положение на рынке, должно постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации бизнес-процессов [4].
Целью написания данной курсовой работы является анализ особенностей процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.
Для достижения поставленной цели курсовой работы, в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности применения процессного подхода;
- подчеркнуть эффективность процессного подхода;
- проанализировать аспекты и этапы практической реализации процессного подхода при оптимизации бизнес-процессов.
Объектом исследования курсовой работы выступают бизнес-процессы предприятия.
Предметом исследования является внедрение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.
Теоретической базой для написания курсовой работы выступили научные труды отечественных и зарубежных авторов, компетентных в вопросах оптимизации бизнес-процессов, особую роль в данном аспекте сыграли работы таких ученых как - Нестеренко В.П., Комиссаровой М.А., Петухова В.И., Харрингтона Дж. и других, а также ряд периодических изданий и интернет-источники.
Методологической базой исследования является аналитический метод исследования.
Практическая значимость работы состоит в рассмотрении особенностей процессного подхода к управлению.
Глава 1. Теоретические аспекты оптимизации бизнес-процессов предприятия
1.1. Понятие и сущность процессного подхода
Управление бизнес-процессами – важнейший элемент системы управления современной компании. Методики процессного управления активно развиваются и появляются новые и совершенствуются существующие инструменты для описания и регламентации бизнес-процессов. Но собственникам и руководителям компаний подчас не хватает системного понимания возможностей процессного подхода и методов его внедрения.
В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуг. М. Хаммер и Дж. Лампи определяют бизнес-процесс «как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя». На рисунке 1 представим основные элементы процессного подхода.
Предприятие
Рисунок 1 – Элементы процессного подхода
Для определения процессного подхода к управлению необходимо рассмотреть так называемый цикл PDCA. Этот цикл управления традиционно носит название «цикл Деминга», в то время как сам Э. Деминг ссылается на работы У. Шухарта. Цикл Деминга включает 4 шага:
- планирование процесса (Plan),
- выполнение процесса (Do),
- анализ показателей эффективности процесса (Check),
- корректировка процесса (Act).
Пример бизнес-процесса, управляемого на основе цикла PDCA, приведен в прил. 1 (стандарт описания IDEF0, BPWin).
Процесс, показанный в приложении 1, соответствует циклу PDCA и базовым требованиям процессного подхода, сформулированным в МС ИСО 9001:2000.
Особенности построения МС ИСО 9001:2000 позволяют применить его в любой сфере деятельности, при управлении любой организацией. Требования к описанию процессов содержатся в разделах 5-8 этого стандарта. Можно выделить основные моменты требований:
1. Система управления складывается, как минимум, из двух уровней. Управленческие решения принимают:
а) высшее руководство («первое лицо»);
б) владелец процесса – руководитель, отвечающий за эффективность процесса;
2. Система управления основана на обязательных регламентированных обратных связях, описанных в цикле PDCA.
3. Все этапы цикла PDCA выполняются по регламентам.
4. При проведении анализа используются четыре основных потока информации:
а) показатели процесса;
б) показатели продукта;
в) показатели удовлетворенности потребителя;
г) результаты аудитов процессов;
5. Стандарт требует установить эти показатели, методики сбора, обработки информации, границы показателей для нормального хода процесса и критерии для принятия корректирующих действий. Управленческое решение об изменении регламентов или ресурсов должно приниматься на основании строгих фактов.
6. Необходимо назначить ответственных – владельцев процессов, которые управляют процессами, отвечают за их результативность и обладают необходимыми ресурсами и полномочиями. Их взаимодействие должно быть определено и формализовано.
7. Принцип PDCA тиражируется на нижние уровни управления (принятия решения), если это целесообразно.
Процесс, представленный в приложении 1, соответствует всем перечисленным требованиям.
Теперь дадим определение процессного подхода к управлению организацией.
Применение для управления деятельностью и ресурсами организации системы взаимосвязанных процессов может называться процессным подходом [16, стр. 37-39].
При внедрении процессного подхода к управлению используются следующие методики:
- создания сети бизнес-процессов;
- определения владельцев бизнес-процессов;
- моделирования (описания) бизнес-процессов;
- регламентации бизнес-процессов;
- управления бизнес-процессами на основе цикла PDCA;
- аудита бизнес-процессов.
Ключевыми моментами для внедрения процессного подхода к управлению являются:
1) определение и описание существующих бизнес-процессов и порядка их взаимодействия в общей сети процессов организации;
2) четкое распределение ответственности руководителей за каждый сегмент всей сети бизнес-процессов организации;
3) определение показателей эффективности и методик их измерения (например, статистических);
4) разработка и утверждение регламентов, формализующих работу системы;
5) управление ресурсами и регламентами при обнаружении отклонений, несоответствий в процессе или продукте или изменений во внешней среде (в том числе изменение требований заказчика).
С внедрением процессного подхода к управлению организации имеются следующие возможности:
- Возможность 1. Процессный подход позволяет оптимизировать систему корпоративного управления, сделать ее прозрачной для руководства и способной гибко реагировать на изменения внешней среды. При внедрении процессного подхода регламентируются:
- порядок планирования целей и деятельности;
- взаимодействие между процессами и подразделениями организации;
- ответственность и полномочия владельцев процессов и других должностных лиц;
- порядок действий сотрудников во внештатных ситуациях;
- порядок и формы отчетности перед высшим руководством;
- система показателей, характеризующих результативность и эффективность деятельности организации в целом и его процессов;
- порядок рассмотрения результатов деятельности и принятие управленческих решений по устранению отклонений и достижению плановых показателей.
Внедрение в организации процессного подхода в первую очередь подразумевает работу по описанию и регламентации бизнес-процессов, в рамках которой:
1) проводится распределение ответственности за результаты работ, входящих в состав процессов;
2) определяется система взаимодействия процессов между собой, а также с внешними поставщиками и потребителями;
3) определяется перечень документации, необходимой для функционирования процессов (инструкции, регламенты, положения, методики, должностные инструкции и т.д.);
4) составляется график разработки и внедрения этой документации;
5) устанавливаются показатели деятельности процессов, способы и формы сбора информации и порядок отчетности перед руководителями;
6) определяются границы показателей, характеризующие нормальное течение процессов;
7) устанавливаются критерии, по которым начинается работа по устранению причин отклонения.
- Возможность 2. Процессный подход позволяет получить и использовать систему показателей и критериев оценки эффективности управления на каждом этапе производственной/управленческой цепочки. Система показателей, построенная в рамках процессного управления, структурируется по четырем направлениям:
- показатели результата деятельности отдельных процессов и организации в целом (достижение запланированных результатов по объему, качеству, номенклатуре и срокам);
- показатели эффективности деятельности отдельных процессов и организации в целом (отношение полученных результатов к затратам времени, финансовых и других ресурсов);
- показатели продуктов, производимых процессами организации;
- показатели удовлетворенности клиентов результатами деятельности организации.
При внедрении процессного подхода разрабатывается двухступенчатая система показателей:
а) показатели, по которым владелец процесса оценивает результативность и эффективность своего процесса и работ, входящих в его состав;
б) показатели, по которым владелец процесса отчитывается перед высшим руководством о результатах деятельности процесса.
В число процессов, которые существуют в организации, входит также процесс управления организацией. Владельцем этого процесса является генеральный директор. Управление деятельностью организации производится на основе отчетных показателей, которые владельцы процессов передают высшему руководству.
- Возможность 3. Процессный подход обеспечивает уверенность соучредителей организации в том, что существующая система управления нацелена на постоянное повышение эффективности и максимальный учет интересов заинтересованных сторон, поскольку:
1) система основана на измерении показателей деятельности организации, планировании и достижении непрерывного улучшения результатов деятельности;
2) система направлена на удовлетворение потребностей пяти групп лиц, заинтересованных в деятельности организации:
- соучредители (инвесторы);
- потребители на рынке;
- персонал организации;
- поставщики;
- общество.