Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Сущность конфликта и особенности его проявления).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения конфликтов в коллективе и способов их разрешения
1.1. Сущность конфликта и особенности его проявления. Типология конфликтов
1.2. Причины возникновения конфликтов, их последствия
1.3. Пути разрешения конфликтов и способы их предотвращения
2. Анализ опыта эффективного управления конфетными в организации в ООО «Росс-Тур»
2.1. Организационная характеристика предприятия ООО «Росс-Тур»
3. Рекомендации по повышению эффективном и управлению конфликтными ситуациями ООО «Росс-Тур»
3.1. Мероприятия по повышению предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в ООО «Росс-Тур»
3.2. Экономическая и социальная эффективность предложенных мероприятий
3) Устранение социально-психологических причин конфликтов;
4) Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Профилактика большинства видов конфликтов должна вестись одновременно по всем четырем направлениям.
Пути разрешения конфликта:
Формальные: обращение в суд; увольнение; перевод на другую работу; административные решения;
Неформальные: беседа; просьба; убеждение; разъяснение.
Существует несколько эффективных методов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Структурные методы управления конфликтами.
1. Разъяснение требований к работе — разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения.
2. Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение.
3. Общеорганизационные комплексные цели.
4. Структура системы вознаграждений.
Таким образом, управленческая деятельность включает конфликт по определению, целенаправленно влияет на объект и субъект управления. Однако нельзя абсолютизировать возможности управленца, т. к. в социуме фактор неопределенности действует в большей степени, чем в иных областях.
Более 85% конфликтов в системе управления разрешаются внеюридическими методами. Существует ряд точек зрения на методы обращения с конфликтом. Есть упрощенные видения методов, когда все сводится к трем типам: уходу от конфликта; подавлению конфликта; управлению конфликтом
2. Анализ опыта эффективного управления конфетными в организации в ООО «Росс-Тур»
2.1. Организационная характеристика предприятия ООО «Росс-Тур»
Туристская фирма «Росс-Тур»[1] осуществляет свою деятельность с 2000 года. Миссия туристской фирмы «Росс-Тур» сформулирована следующим образом: «Наша компания стремится быть лучшей в сфере туризма».
Туристическая фирма «Росс-Тур» в начале своего пути занималась посредничеством и реализацией турпродуктов по направлению внутреннего туризма, туристическое и экскурсионное обслуживание как иностранным, так и нашим туристам (россиянам).
Дополнительный упор с 2012 года сделан на сегмент делового туризма, на обслуживании отечественных компаний, реализуя и организовывая для них деловые поездки за границу. Также одним из ключевых направлений деятельности является реализация и в некоторых ситуациях организация VIP-туров для частных клиентов.
Как было отмечено выше, компания «Росс-Тур» предлагает своим клиентам широкий спектр услуг в сфере туризма, в том числе по реализации и организации VIP туров по всему миру.
Туристская фирма «Росс-Тур» собирается и далее более активно развивать новые направления деятельности для себя на рынке: формирование и реализация готовых турпродуктов; реализация авиа и ж/д билетов; организация корпоративных мероприятий; организация конференций, семинаров, симпозиумов и т.д.; комплексное сопровождение участников и гостей.
Компания «Росс-Тур» функционирует в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью.
Организационная структура туристской фирмы представляет собой линейно – функциональную систему управления. Структура управления представлена с помощью иерархического графа на рисунке. 2.1.
Директор
Отдел по работе с физическими лицами
Отдел по работе с корпоративными клиентами
Специалист по работе с корпоративными клиентами
Менеджер по работе с корпоративными клиентами
Специалист по работе с клиентами
Менеджер по работе с клиентами
Курьер
Рисунок 2.1 - Управленческая структура туристской фирмы «Росс-Тур»
Общее количество сотрудников компании составляет 80 человек (в челном по сети), что является достаточным для данного этапа деятельности компании «Росс-Тур» на рынке. Существующая организационная структура характеризуется следующими нормами управляемости: высший менеджмент – 6 (шесть) подчиненных; средний менеджмент – 3-8 (три-восемь) подчиненных.
Единоличным исполнительным органом предприятия является директор.
В подчинении у директора находятся подразделения основного и вспомогательного производства.
Основные экономические показатели деятельности предприятия ООО «Росс-Тур», составленные на основе бухгалтерской отчетности за 2014-2016 гг. представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные экономические показатели деятельности ООО «Росс-Тур» за 2014-2016 гг. (по всей сети филиалов в регионе)
Показатель |
Годы |
Изменение |
|||||
2014 |
2015 |
2016 |
+,- |
Темп роста, % |
|||
2015 от 2014 |
2016 от 2015 |
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
||||
1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. р. |
51453 |
41052 |
65235 |
-10401 |
24183 |
79,8 |
158,9 |
2. Полная себестоимость проданной продукции, работ, услуг, тыс. р. |
38262 |
35774 |
55720 |
-2488 |
19946 |
93,5 |
155,8 |
3. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. р. |
13191 |
5278 |
9515 |
-7913 |
4237 |
40,0 |
180,3 |
4. Чистая прибыль (убыток), руб. |
9830 |
3429 |
4454 |
-6401 |
1025 |
34,9 |
129,9 |
5. Стоимость активов, тыс. р. |
24130 |
29144 |
24149 |
5014 |
-4995 |
120,8 |
82,9 |
6. Ресурсоотдача, (выручка / активы) руб. |
2,13 |
1,41 |
2,70 |
-0,72 |
1,29 |
66,2 |
191,5 |
7. Чистая рентабельность активов, % |
40,74 |
11,77 |
18,44 |
-28,97 |
6,67 |
28,9 |
156,7 |
Ресурсоотдача в 2014-2016 гг. увеличивается, что свидетельствует о повышении эффективности использования финансовых ресурсов предприятием.
Рентабельность активов в 2016 г. составила 18,44%, это свидетельствует о том, что на 100 руб. стоимости активов предприятие получило в 2016 г. 18,44 руб. чистой прибыли.
2.2. Анализ причин возникновения конфликтов и поведения сотрудников в конфликтных ситуациях ООО «Росс-Тур»
В ООО «Росс-Тур», как и в любой другой организации, отмечается появление разногласий в разных формах проявления. Сами по себе разногласия и противоречия в коллективе могут выступать и как положительный фактор для развития предприятия, но оставаясь неразрешенными они могут препятствовать успешной работе коллектива и приводить к конфликтным ситуациям в нем.
Выделим 4 типа конфликтов, имеющих место в ООО «Росс-Тур» (Анкета опроса представлена в приложении Б):
1. Между работниками и служащими (внутриличностный) - самый распространенный тип конфликта в коллективе.
Руководство ООО «Росс-Тур» иногда не соблюдает технологические требования предприятия, которые отражены в коллективном договоре. Например, работник может взять отпуск только тогда, когда руководитель дает одобрение на это (обычно зимой или поздней осенью). Это не устраивает работников, и как результат, возникает конфликт между работником и руководством. Персонал предприятия, в свою очередь, пытается отстаивать свои интересы.
2. На предприятии, как и в любой другой организации, работают люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями и на этой почве возникают конфликты.
3. Коллектив устанавливает нормы поведения и каждый сотрудник должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой.
4. Конфликты между подразделениями организации. ООО «Росс-Тур» состоит из нескольких структурных подразделений, работа которых взаимосвязана. Не своевременное выполнение рабочих заданий одного структурного подразделения сказывается отрицательно на результатах работы остальных подразделений.
Нами было проведено исследование типичных конфликтных ситуаций в ООО «Росс-Тур».
Схема проведения исследования представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Схема проведения исследования на предприятии
Первый шаг в исследовании нужно определить возникают ли вертикальные конфликты на предприятии (На основе схемы проведения исследования на предприятии).
Анализируя полученные в результате диагностики показатели, мы приходим к выводу, что:
- 2 респондента обладают высоким уровнем общительности – эти люди всюду чувствуют себя в своей тарелке, но не всегда доводят дело до конца;
- 4 человека обладают средним уровнем общительности, их характеризует любопытность, разговорчивость, однако им не достает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами;
- 2 человека отличатся низким уровнем общительности – они замкнуты, предпочитают одиночество (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 - Уровень общительности, %
Рассматривая уровень самоконтроля в общении, мы приходим к выводу, что:
- большинство сотрудников (4 человека) обладают высоким уровнем коммуникативного контроля;
- у 2 человек выявлен низкий уровень самоконтроля в общении, что характеризует их поведение как устойчивое, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, некоторые считают их «неудобными в общении» (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 - Уровень коммуникативного контроля в группе, %
Анализируя показатели стиля конфликтного поведения, мы выявили, что:
- 5 человек предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации, характеризующееся тем, что участники конфликта приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон, 1 человек из них помимо сотрудничества также могут пойти на компромисс в конфликтной ситуации.
- соперничество в конфликте характерно для 2 сотрудников;
- 1 человек предпочитают избегать конфликтов, хотя, если этого не удается, способен пойти на компромисс (рисунок 7).
Таким образом, в общем, для респондентов характерен средний уровень общительности, высокий коммуникативный самоконтроль и поиск сотрудничества в конфликтной ситуации.
Рисунок 2.5 - Стили конфликтного поведения
Результаты исследования методом социометрических измерений Дж. Морено представлены в групповой матрице (таблица 2.2)
Таблица 2.2 - Групповая социометрическая матрица
№ п/п |
Кто выбирает |
Кого выбирают среди членов группы |
Количество отданных выборов |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
«+» |
«-» |
всего |
||
1 |
А |
+ |
- |
0 |
- |
0 |
0 |
+ |
2 |
2 |
4 |
|
2 |
Б |
+ |
0 |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
2 |
2 |
4 |
|
3 |
К |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
0 |
2 |
4 |
6 |
|
4 |
И |
0 |
- |
- |
+ |
+ |
0 |
- |
2 |
3 |
5 |
|
5 |
П |
- |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
5 |
|
6 |
Л |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
- |
0 |
3 |
1 |
4 |
|
7 |
П2 |
0 |
0 |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
3 |
3 |
|
8 |
Т |
+ |
0 |
0 |
- |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
|
«+» |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
0 |
1 |
14 |
|||
«-» |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
18 |
|||
всего |
4 |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
2 |
2 |
33 |