Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ проблемы исследования психологических особенностей лидера и его авторитета
1.1. Состояние изученности проблемы исследования личности лидера и ее психологических особенностей
1.2 Личность и авторитет руководителя как важный фактор эффективной управленческой деятельности
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей личности лидера
2.2. Изучение структуры молодежных общественных организаций
3. Результаты эмпирического исследования психологических особенностей лидера
Исследователи выделяют следующие формы авторитета: харизматичный, традиционный, авторитет роли или положения, юридический или правовой, авторитет квалификации [49]. В зависимости от рода деятельности в каждом конкретном случае преобладает одна из указанных форм, однако другие можно рассматривать как составляющие общего авторитета руководителя.
Руководитель быстро обеспечивает и утверждает свой авторитет тогда, когда он стоит на позициях правильного стиля общения с подчиненными и коллегами по работе. В таком случае установлены функциональные обязанности находят понимания, границы необходимых компетенций - согласие, методы руководства - одобрение, а личные качества – уважение [50].
Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют, что лучшие результаты дает индивидуальный стиль руководства, сочетающий уважение к подчиненным с разумной требовательностью к ним. Уважение может скрываться под внешней суровостью, требовательностью, но если она искренняя и настоящая, то подчиненные ее почувствуют сами. Об этом убедительно писал О. Бальзак: «Строгость, которая оправдана сильным характером, безупречным поведением, которая изящно соотносится с любовью, вряд ли способна вызвать озлобленность» [51].
Авторитет - величина переменная: его уровень может расти или снижаться под влиянием различных факторов по мере реализации своего профессионального и нравственного потенциала. Когда руководящее лицо переступает дозволенные границы поведения, она может потерять авторитет. Сохранение авторитета предполагает постоянный самоконтроль за каждым своим действием как вербальным, так и невербальным [52].
Авторитет руководителя является синтезом его врожденных и приобретенных качеств и состоит из многих компонентов [53]. Чтобы достичь высокого уровня авторитета в современных условиях, менеджер должен быть компетентным в своей профессии, социально зрелым, креативным, предприимчивым, конкурентоспособным [54].
Бесспорно, что авторитет сам не приходит. Его становление зависит от многих факторов. В каких же направлениях важно работать над собой руководителю, чтобы получить авторитет?
Выводы по главе
В главе охарактеризовано личность руководителя как систему индивидуальных качеств. Чтобы выйти на эффективный уровень управленческой деятельности, необходимо оказывать влияние и само воздействие на систему в целом, задействуя и приводя в движение все ее элементы. Нами была предпринята попытка обеспечить целостное и системное видение структурных компонентов личности в их взаимосвязи и взаимозависимости, а именно: ее базового уровня, который включает в себя глубинные психические структуры (характер, темперамент, способности, интеллект, эмоционально-волевую сферу) гностического уровня, к которому относятся знания и опыт; информативного.
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей личности лидера
2.1 Организация эксперимента
В сферу исследования входили молодежные общественные организации (объединения граждан в возрасте от 14 до 35 лет), целью которых является осуществление деятельности, направленной на удовлетворение законных социальных, экономических, творческих, духовных и других общих интересов. Всего в исследовании приняли участие 15 молодежных общественных организаций. Из них две управленческие, одна экологическая, две духовные (религиозные), две правозащитные, восемь общественно-политических.
С целью определения общей структуры молодежной общественной организации был использован метод социометрии, дополнительными методами были наблюдение, беседа, контент-анализ. По результатам социометрии построено социограммы, каждая из которых фиксирует и отображает картину коммуникативных и эмоциональных связей, систему предпочтений между членами в организации.
2.2. Изучение структуры молодежных общественных организаций
По результатам изучения структуры молодежных общественных организаций, получено 3 типа структуры: централизованный (53,3% от всех объединений), нецентрализованный (33,3%), смешанный (16,3%).
В организациях с нецентрализованным типом управления существует преимущественно два региона лидерства (лидер и под лидеры). Членский актив представлен одним регионом [55]. Такой тип структуры характерно для небольших молодежных общественных организаций. Коммуникативный обмен происходит свободно на основе потребностей и взаимного желания участников общения.
Для определения перечня основных личностных качеств, которые необходимы эффективным лидерам, был разработан вопросник с перечнем умений и качеств лидера. Респондентами исследования выступили две группы людей: 10 экспертов и 30 лидеров молодежных общественных организаций. В группу экспертов входили руководители властных структур, народные депутаты, депутаты городского и областного советов, руководители политических партий. После проведения анкетирования было сравнительно результаты, полученные в обеих группах. Во время обработки данных отмечено как рейтинговость избранных респондентами умений и качеств, так и количество выборов, существенно влияет на картину результатов [56]. Сравнив и обобщив результаты обеих групп, мы определили первую десятку самых рейтинговых, умений и качеств, необходимых эффективному лидеру: 1 - уверенность в себе, 2 - умение подобрать людей и работать в команде, 3 - умение быть инициатором изменений, 4 - высокая мотивация, 5 - стремление к успеху, 6 - умение общаться, 7 - настойчивость, ответственность, 8 - успешное решение сложных проблем в критической ситуации, 9 - самокритичность, 10 - эмоциональная стабильность.
По результатам анкетирования на определение перечня умений и качеств, необходимых эффективному лидеру в группе экспертов важнейшим умением, которым должен обладать лидер, избран "умение подобрать людей и работать в команде". В группе лидеров важнейшим качеством избран "уверенность в себе". В целом результаты исследования в обеих группах несколько отличаются. Нами обнаружено различное отношение респондентов обеих групп к лидерским качествам "ответственность" (в группе экспертов по рейтингу на 2 месте в группе лидеров - на 12), "эмоциональная стабильность" (в группе экспертов - на 12 месте, у лидеров - на 6), "чувство юмора" (в группе экспертов - на 13 месте, у лидеров - на 8). Однако в обеих группах одинаковое значение оказали качествам "уверенность в себе", "высокая мотивация", "стремление к успеху", "умение общаться" [57].
Таким образом, управленческие молодежные общественные организации курируют молодежное движение в определенном социальном пространстве и определяют направление молодежной работы. В исследовании, приняли участие 19 юношей и 11 девушек в возрасте от 17 до 30 лет.
Респондентами выступали:
1) лидеры общественно-политических молодежных общественных объединений - 20 человек,
2) лидеры экологических молодежных общественных организаций - 2 человека,
3) лидеры управленческих молодежных общественных организаций - 2 человека,
4) лидеры правозащитных молодежных общественных организаций - 3 человека
5) лидеры духовных молодежных общественных объединений - 3 человека.
В целом в исследовании приняли участие 30 лидеров. Уровень образования респондентов - от средней до высшей.
Результаты исследования уровня социального интеллекта по методу социометрии (третий этап) показали, что у 36% лидеров социальный интеллект выше среднего, что свидетельствует о высоком уровне тех их способностей, которые определяют адекватность понимания поведения людей. Средним является уровень социального интеллекта у 50% опрошенных лидеров, а у 14% он ниже среднего (середнеслабый). В целом во всех лидеров лидируют способности к предвидению поведения, стратегического планирования и поведения для достижения поставленной цели, ролевая пластичность и понимание вербальной экспрессии в контексте различных ситуаций, а способности к расшифровке невербальной экспрессии и понимание структуры и логики развития межличностных коммуникаций развитые меньше.
Четвертым этапом нашего исследования было определение уровня эмоционального интеллекта лидеров по методике Н.Холла, которая содержит 5 шкал: эмоциональная компетентность, управление своими эмоциями, само мотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. По результатам исследования у 6,5% лидеров от всего количества респондентов выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта. Столько же лидеров получили показатель, который стремится к высокому. У 20% опрошенных эмоциональный интеллект выше среднего, еще у 20% - средний с тенденцией к повышению, у 14% респондентов средний с тенденцией к снижению, в 20% уровень ниже среднего. В 6,5% эмоциональный интеллект направляется к низкому, в остальных - очень низкий уровень эмоционального интеллекта.
Пятым этапом нашего исследования было диагностирование гибкости в общении модифицированным нами тестом американского психолога Арнольда Гольдштейна, который предназначен для определения уровня развития умений, которыми обладает личность. По результатам оценки особенностей коммуникативной сферы лидеров молодежных общественный организаций в 25% выявлены высокие показатели гибкости в общении, у 68% уровень развития коммуникативных умений выше среднего и лишь в 7% - ниже среднего. Такие результаты свидетельствуют о высоком уровне развития у лидеров умений устанавливать и развивать контакты с людьми, обмениваться информацией, отрабатывать определенную стратегию взаимодействия, воспринимать и понимать других.
Коммуникативный компонент в структуре лидерской одаренности занимает одно из ведущих мест среди других параметров личности лидера [58]. У женщин-лидеров коммуникативные способности развиты значительно лучше, чем у мужчин.
Для диагностики креативности лидеров при решении социальных проблем (шестой этап) нами был подготовлен перечень задач, которые определяют особенности решения ситуаций в сложный, переломный период, в период острых, экономических изменений, при политической (социальной) кризиса. Ответы оценивались по двум критериям: мыслительная скорость (текучесть) и оригинальность. Результаты исследования показали, что в 26,67% лидеров молодежных общественных организаций высокий уровень креативности, в 60,33% - средний уровень, а в остальных (13,3%) - низкий. В ответах прослеживается гендерное различие: для респондентов-мужчин характерны системный подход в решении проблемы, склонность к стратегическим шагам, формирование собственного позитивного имиджа (путем "уничтожение" оппонента), наличие решения предложенных проблем с привлечением военных сил [59].
Седьмым этапом нашего исследования было определение мотивации лидера по методике А. Мехрабиана "Мотивация достижений". Только в 13,33% лидеров молодежных общественных объединений доминирует мотивация стремления к успеху, а в остальных 86,67% доминирует стремление избежать неудачи. Ни у одного из респондентов не выявлено отсутствие доминирования одной из тенденций.
Выводы по главе
Итак, для лидеров характерно высокий уровень развития всех составляющих компонентов коммуникативных умений: словесной и мыслительной скорости, оригинальности высказываемой мысли, гибкости мышления и тщательности.
3. Результаты эмпирического исследования психологических особенностей лидера
Экспериментальное исследование проводилось как с целью уточнения теоретических положений проблемы, так и для выявления психологического механизма активизации компонента лидерства в структуре личности и ее потенциала.
Результаты данного этапа исследования показали, что 30% респондентов росли в благополучных семьях, где экономическое положение семьи варьировал между выше среднего и средним уровнями. 20% лидеров росли в неполных семьях, где материальный достаток был между средним и низким уровнями, остальные, 50% - в семьях, где один из родителей отмечался асоциальными проявлениями, и состояние семьи колебался между средним и низким уровнями [60].
Характерным для лидеров молодежных общественных организаций является раннее знакомство с культурами разных стран, о чем свидетельствует путешествия 70% опрошенных соседними странами в раннем возрасте, а странами Европы - 5%. 10% респондентов проходили школьное обучение за рубежом, 5% стажировку в органах власти европейских стран во время обучения в вузе. 40% лидеров посещали в детстве 3 и более кружков, 30% - 2 кружки, а остальные - один.
Социальная активность была присуща респондентам еще в раннем школьном возрасте во время участия в органах ученического самоуправления (20%), занятии лидерских позиций в неформальных группах (10%). Значимыми событиями, которые повлияли на жизнь опрошенных, были смерти одного из членов семьи (20%), поступление в вуз (60%), зарубежные поездки (10%), начало деятельности в молодежном движении (40%).
Результаты исследования основных психологических особенностей респондентов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Обобщенные результаты исследования психологических особенностей [61]
Уровни развития психологических особенностей лидеров молодежных общественных организаций (в%) |
|||||||||
высокий |
направляется к высокому |
выше среднего |
средний с тенденцией к повышению |
средний |
средний с тенденцией к снижению |
ниже среднего |
направляется к низкому |
низкий |
|
Социальный интеллект |
36 |
50 |
14 |
||||||
Эмоциональный интеллект |
6,50 |
6,50 |
20 |
20 |
14 |
20 |
6,50 |
6,50 |
|
Гибкость в общении |
25 |
68 |
7 |
||||||
Креативность |
26,67 |
60,33 |
13,30 |