Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом решение лидерами молодежных общественных организаций предложенных нами задач позволяет сделать вывод об умении респондентов проанализировать сложную социальную проблему за короткий период времени и быстро найти варианты (в значительной части случаев несколько вариантов) и нестандартные методы для ее решения. Опрашиваемые умеют быстро переключаться с решения одной задачи на другую.

По нашим данным, на развитие личности лидера значительно повлияли: факторы микросреды (семейные отношения: социальный статус родителей, эмоциональный и экономический состояния семьи, в которой воспитывался лидер; образование: посещение кружков, летние лагеря, школа; друзья), Стратегическое (культурная разнообразие, религия (духовность), потоки получаемой информации, путешествия) и макросреды (общественно-политический строй государства).

По результатам исследования креативности в решении социальных проблем и общении, а также по результатам оценки социального, эмоционального интеллекта, гибкости в общении и мотивации мы получили три типа лидерской одаренности: инновационный лидер, лидер-вдохновитель, лидер-динамический стратег.

Для инновационного лидера характерно: высокий уровень развития эмоционального интеллекта выше среднего социальный интеллект, высокий уровень креативности в решении социальных проблем, высокая креативность в общении и высокая мотивация достижения успеха. Креативность инновационного лидера проявляется в умении быстро менять свои действия в меняющейся ситуации, освобождаясь от закрепленных в предыдущем опыте способов и приемов решения проблемы [62].

Для лидера-динамического стратега характерны средний или выше среднего уровня социального интеллекта, эмоциональный интеллект выше среднего (направляется к высокому), средний уровень креативности в решении социальных проблем, выше средней гибкость в общении и доминирование мотивации избегания неудачи. Креативность лидера-динамического стратега проявляется в эффективном планировании, умении нарисовать путь достижения конечной цели, проанализировав его с разных сторон. Такой лидер воплощает свой план и решения путем нахождения новых продуктивных методов, удачного подбора исполнителей и четкого распределения обязанностей между ними. Он видит возможности людей и развивает их потенциал. Быстро переключается с одного способа решения задачи на другой, меняет тактику и стратегию их решения, умеет прогнозировать. Для динамического стратега характерно сочетание демократических и авторитарных стилей руководства (с преобладанием авторитарного).


У лидера-вдохновителя уровень социального интеллекта выше среднего (или средний), эмоциональный интеллект направляется к высокому, высокий уровень гибкости в общении, средний уровень креативности в решении социальных проблем, преобладает мотивация избегания неудачи. Креативность лидера-вдохновителя проявляется в умении мотивировать других на выполнение задания и достижения цели. Такой лидер быстро понимает собеседника (распознает его эмоции и намерения) и находит нужный тон общения, умеет убедить в правильности собственного решения, подать неинтересную информацию в оригинальной форме, анализировать сложные ситуации в отношениях людей, обладает высокой ролевую пластичность. Для лидера-вдохновителя характерно сочетание демократических и авторитарных стилей руководства (с преобладанием демократического).

Типы динамического стратега и инновационного лидера чаще всего встречаются в общественно-политических молодежных общественных организациях. Тип лидера-вдохновителя - в духовных и управленческих молодежных общественных организациях [63].

Результаты корреляционного анализа полученных экспериментальных данных позволили выявить взаимосвязь между исследованными параметрами. Коэффициент положительной корреляции существует между социальным и эмоциональным интеллектом (0,51). Положительная корреляционная взаимосвязь также существует между социальным интеллектом и гибкостью в общение (коэффициент 0,38). Корреляционная связь (-0,46) существует между гибкостью в общении и статью: высокие показатели по параметру "гибкость в общении" соответствуют лидерам женского пола и наоборот, лидеры-мужчины имеют более низкие показатели по результатам данной методики.

Проведенный по окончании формирующего эксперимента сравнительный анализ результатов в обеих группах показал, что у лидеров, входящих в экспериментальной группе после проведения тренинга произошло повышение уровня социального интеллекта [64]. В контрольной группе повышения не произошло, результаты остались примерно одинаковыми. Если проанализировать уровень социального интеллекта лидеров экспериментальной и контрольной групп по индивидуальным показателям каждого участника, то результаты можно представить следующим образом: к проведению тренинговой работы в экспериментальной группе в 26,67% участников уровень социального интеллекта был ниже среднего, а в 73,33% - средний (рис. 1). После проведения тренинга в этой же группе в 33,3% лидеров уровень социального интеллекта стал выше среднего, а в 67,7% - средний (рис. 2).


Рисунок 1. Уровень социального интеллекта в экспериментальной группе до проведения тренинга

Рисунок 2. Уровень социального интеллекта в экспериментальной группе после проведения тренинга

Так, когда мы предложили нарисовать лидера и его атрибуты, то 67% руководителей изобразили лидера в центре композиции как лицо в костюме, с галстуком и дипломатом, то есть они часто отождествляют лидерство и руководство, формальное и неформальное лидерство [65]. Только часть руководителей (18%) воспринимают лидера в инновационном образе, как преобразователя мира.

Среди лидерских качеств подавляющее большинство руководителей (69%) выделяет: целеустремленность, коммуникабельность, уверенность в себе, ответственность, тогда как лидерские умения (умение влиять на окружающих, их поведение), организаторские умения (способность к организаторской работы, организаторская проницательность, способность активно влиять на других, умение принимать ответственные решения в любых ситуациях, решительность, готовность к самостоятельному выполнению задач, к риску, умение управлять собой) и рефлексивные умения (способность к самопознанию, самоанализ и анализ деятельности других, адекватная самооценка, самоконтроль и саморегуляция) выделены только в 8% ответов.

Выводы по главе

Результаты эксперимента показали, что у лидеров молодежных общественных организаций, которые по результатам констатирующего эксперимента вошли к экспериментальной группе и имели низкие показатели, произошло повышение уровня социального интеллекта. Высокие показатели, полученные опрашиваемыми выполнения второго и третьего субтестов методики, свидетельствуют и о том, что у лидеров состоялось развитие умения понимать также эмоциональное состояние других.

Заключение

1. На основе теоретического анализа научных источников и эмпирических исследований проблемы лидерства, лидерская одаренность определена в диссертации как вид одаренности, который характеризуется особым сочетанием качеств, умений и психологических особенностей личности, обеспечивающих влияние, успех и ведущие в системе межличностных отношений, эффективное управление группой, а также творческий подход к решению социальных проблем.


2. Установлено, что успешное функционирование группы обеспечивается четкой структурированности организации. В молодежных общественных объединениях четко отделено несколько регионов лидерства и членства. Чем больше организация, тем больше регионов членства и лидерства и тем больше вероятность централизации ее структуры, и наоборот. Тип структуры молодежной общественной организации зависит от нескольких факторов: личностных качеств лидера, характера деятельности организации, количества членов объединения, личностных характеристик членов группы.

В большинстве молодежных общественных организаций наблюдается централизованный тип структуры, который характерен особенно для объединений политического и религиозного направления. Члены организации по большей части не имеют влияния на решение лидера (органа правления) и не участвуют в принятии решений, а привлекаются к выполнению решений лидера или органов управления. Лидер разрабатывает план работы организации, решает по каким направлениям она будет работать. В молодежных общественных организациях, в которых наблюдается смешанный тип структуры, лидер не всегда четко выявляет свою позицию в принятии решений, здесь присутствуют элементы и демократического, и авторитарного лидерства. В таких организациях лидер учитывает мнения членов группы, большее значение приобретают органы правления, четко выражено несколько регионов лидерства. В молодежных общественных организациях, для которых характерно нецентрализованного тип структуры, важные решения принимаются членским коллективом и лидером совместно на заседаниях совета. Учитываются мнения и пожелания всех членов организации. Лидер приобщается к выполнению принятых решений вместе с последователями.

3. На развитие личности молодежного лидера значительно влияют факторы макро-, мезо-, и микросреды. Формирование лидерских качеств может происходить при различных социальных условиях. Лидеры молодежных общественных организаций, которые в детстве переживали семейные травмы (асоциальные проявления поведения родителей, неполная семья, низкий материальный статус), пытаются определенным образом компенсировать негативные факторы микросреды через мотивацию достижения в будущем высокого социального и материального статуса и достижения социальной справедливости.

4. Модель лидерской одаренности включает факторы развития лидерского потенциала в течение жизни личности, высокую мотивацию, высокий уровень эмоционального и социального интеллекта и креативный подход к решению сложных социальных проблем, общения, стратегического планирования, нахождение методов для воплощения плана, нахождение способов решения задачи как в стабильной, так и в меняющейся ситуации.


5. Использование модифицированных тренинговых упражнений ведет к развитию лидерских качеств и формирования творческого стиля деятельности личности. Лидеры, которые приняли участие в тренинговой работе, лучше понимают вербальную экспрессию в контексте различных ситуаций, структуру и логику развития межличностных коммуникаций, эмоциональные состояния собеседников, чем к проведению учебно-тренинговой программы, свидетельствует об эффективности использования активных методов обучения в развитии лидерских умений.

Список использованной литературы

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2014. — 384 с.
  2. Арсентьева Ю.А., Борисов А.В. Современные проблемы руководства и лидерства в системе управления человеческими ресурсами организации // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 39. С. 101–106.
  3. Астахова Н.И., Москвитин Г.И. Менеджмент: учебник. М., 2015 – 120 c.
  4. Байрамкулов С.М., Комов В.Э. Современные особенности местного самоуправления // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сборник научных статей по материалам ежегодной Международной научно-практической конференции / под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. 2015. С. 52–54.
  5. Бендас Т. В. Психология лидерства / Т. В. Бендас. – СПб: Питер, 2014. – 448 с.
  6. Бланшард К. Лидерство: к вершинам успеха / К. Бланшар. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
  7. Бургин М. С. Методический уровень практических задач педагогики / М.С. Бургин, С.У. Гончаренко // Философская и социологическая мысль. – 2014. – №4. – С. 3-12
  8. Виханский О. С. Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардарики, 2015. – 528 с.
  9. Карпов А. В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики, 2015. – 584с.
  10. Кон, И. C. Социологическая психология / И. C. Кон. — Воронеж : МОДЕК, 2014. — 245 с.
  11. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологи менеджмента в повседневной работе. – М.: «Дело», 2014. – 352с.
  12. Лидер в будущем: новое видение стратегии и практика / А. Лактионова, Н, Зоветрев, Л. Старикова. - Методическое пособие по проведению тренинга. - научный мир. – 2014 – 110с.
  13. Обучение лидерству. [Электронный ресурс] – Режим доступу: http://www.ubo.ru/articles/. (дата обращения: 16.08.2018)
  14. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологи, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 2014. – 592с.
  15. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. — 2014. — № 4. — С. 15-20.
  16. Политическое лидерство. [Электронный ресурс] – Режим доступу: http:// grachev 62. narod.ru /Ac_pr/. (дата обращения: 16.08.2018)
  17. Рубинштейн С. Л. – Основы общей психологии / С. Рубинштейн. – СПб: ПитерКом, 2016. – 720с.
  18. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на- Дону : Феникс, 2016. – 672с.
  19. Уманский, Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив // Уманский, Л. И. Избранные труды. — Кострома : КДУ, 2014. — 123 с.
  20. Joseph Errol E., Bruce E. Winston, A correlation of servant leadership, leader trust, and organizational trust, Leadership & Organization Development Journal,2016 - Vol. 26 Issue: 1, p.6-22
  21. World Public Sector Report 2005: Unlocking the Human Potential for Public Sector Performance. – New York: United Nations, 2015. – 123 p.