Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Современное развитие общества характеризуется изменением управленческих моделей в различных сферах жизнедеятельности человека. На смену строгому администрированию и менеджменту приходит новая модель управленческого лидерства.

Лидерство как феномен общественных отношений всегда вызывало много противоречий относительно своей природы, и было центром научных исследований. Проблема лидерства начала разрабатываться в отечественной психологии еще в 20-30-х годах. Над ней работали такие ученые, как Г. Андреева [1], И. Кон [2], Б. Парыгин [3], А. Петровский [4], Л. Уманский [5] и многие другие. Среди зарубежных исследователей, внесших значительный вклад в изучение проблемы лидерства и руководства, можно назвать труды К. Берда, Е. Богардуса, М. Вебера, Л. Картера, Р. Лорда, Р. Стогдилл, Ф. Тейлора, А.Файоля, Ф. Фидлера, Д. Филлипса, Г. Хоуманс и др..

Тема лидерства проработана учеными в достаточной мере, но все же более тщательно развита и разработана зарубежными специалистами. Среди них: Р. Танненбаум, И. Вешлер и Ф. Масарик, П. Друкер, Ф. Фидлер, В. Врум, Ф. Йеттон, М.Мескон, П. Херси и К. Бланшард [6]. Они создали модели и выдвинули теории, получили мировое признание и утвердили себя как истинные и научно обоснованные идеи. Зарубежные и российские ученые, такие как Ф. Хмель, В. Лозница, Д. Виханский [7], В. Веснин тоже внесли вклад в развитие теории лидерства. В то же время, проблема лидерства получила новый контекст в условиях социально-экономических изменений, отражаясь на эффективности деятельности организации, в которой работает определенный лидер.

Дефицит высоко образованных и авторитетных руководителей - одна из острых и актуальных проблем, от решения которой зависит успешное усвоение современных технологий организации экономики. Вызовы побуждают к серьезным размышлениям о том, что рост и масштабы достижений человечества в области материальных и духовных ценностей зависят от уровня самореализации внутренних ресурсов каждой личности в частности. Это требует инновационного подхода к подготовке и развития кадров управления, менеджеров, обновление нормативных требований к руководителям, повышение их морального уровня и профессионального компетентности, способности шагать в ногу со временем, повышать личностную культуру и культуру труда.


Управление людьми - одна из достаточно сложных деятельностей, а некоторые исследователи считают ее самой сложной. Результативность управленческой деятельности в многой степени зависит от отношения к руководителю, а тайна успешного менеджера скрывается, прежде всего, в его личности. Именно поэтому проблема личности является одной из центральных проблем в научных исследованиях по менеджменту. Проблема сложная и многогранная, о чем свидетельствует тот факт, что сегодня существует более сотни определений понятия "личность". По теоретической и практической значимости она принадлежит к одной из фундаментальных проблем.

Поскольку управленческая деятельность двусторонняя, важно акцентировать внимание не только на личности менеджера, но и на личности объекта его деятельности, что одновременно выступает и ее субъектом. Обеспечить успешное влияние личности на личность невозможно без знания структуры личности и закономерностей ее становления и развития.

Вопрос личности и авторитета руководителя постоянно вызывали и вызывают интерес ученых. В разные времена проблемам личности лидера посвятили свои работы такие авторы Б. Бабенко, М. Бургин [8], С. Гончаренко, В. Зацепин, А. Киричук, Д. Креч, Т.Мальковська, Н. Маслова, А. Мудрик, Н. Седеванова, Р. Солопова, М. Фейгин, Л. Турищева, Р. Шакуров, М. Шимановский, В. Шпалинский и многие другие.

Однако, по нашему мнению, проблема исследования формирования личности лидеров и их авторитета в условиях интеграции русского общества в европейское пространство требует дальнейшего изучения и обобщения с целью адаптации каждого человека до требований настоящего.

Цель исследования заключается в выделении структурных компонентов личности и составляющих авторитета и лидерства в комплексе обеспечивают успешность управленческой деятельности.

Объект исследования – авторитет лидера общественных организаций.

Предмет исследования - особенности личности лидера и его авторитета общественных организаций.

Задачи исследования:

1. Описать состояние изученности проблемы исследования личности молодежного лидера и ее психологических особенностей.

2. Изучить личность и авторитет руководителя как важный фактор эффективной управленческой деятельности.

4. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей личности молодежного лидера.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концептуальные положения развития личности и самосознания (К. Абульханова-Славская, Б. Ананьев, Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн [9]); анализ феномена лидерства и воспитания лидерских качеств в коллективе (Н. Жеребова, Р. Кричевский [10], Б. Парыгин [11], А. Петровский [12], Л. Уманский [13], А. Лутошкин).


Для достижения цели и реализации задач исследования использованы следующие методы:

- теоретические: анализ, синтез и систематизация для определения концептуальных подходов исследования и уточнения сущности понятий «лидер», «лидерство», «воспитание лидерских качеств», «авторитет»; сравнение, обобщение и классификация для обоснования и характеристики критериев и показателей воспитанности лидерских и определение сущности понятия «система студенческого самоуправления»;

- эмпирические: наблюдение, опрос (анкетирование, беседы, интервью), метод экспертных оценок, самооценки, тестирование для выяснения уровня воспитанности лидерских качеств; эксперимент для проверки эффективности методики воспитания лидерских качеств;

- статистические: методы математической статистики для обработки результатов экспериментальной работы, определение количественных изменений в уровнях воспитанности лидерских качеств.

Практическое значение полученных результатов заключается во внедрении в практику работы учебных заведений, предприятий: методики воспитания лидерских качеств самоуправления, и в частности тренингов по воспитанию лидерских качеств и развития умений работы в команде; сборника диагностического инструментария для определения уровня воспитанности лидерских качеств.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретический анализ проблемы исследования психологических особенностей лидера и его авторитета

1.1. Состояние изученности проблемы исследования личности лидера и ее психологических особенностей

Постоянная потребность общества в личности, которая наделена социально значимыми личностными качествами, указывает на то, что проблема лидерства была актуальной и доминировала на каждом историческом этапе развития человечества. Еще века назад печатных работ, посвященных этой проблеме, насчитывалось не так много, однако современное увеличение их количества ставит перед исследователями непростая задача с их обработки, систематизации и критического осмысления. Подавляющее большинство из них составляют исследования, выполненные по заказу сферы производства товаров и услуг, второе по количеству место занимают работы, посвященные психологическим проблемам.


Развитие личностных качеств лидера исследовали Б. Ананьев, А. Анисимов, И. Бех, Л. Божович, В. Вдовюк, Л. Вяткин, П. Гальперин, В.Давыдов, Д. Эльконин, А. Карпов [14], Г. Костюк, Л. меньшинства, С. Самыгин, А. Сиротенко, Л. Столяренко [15] и др.

Учеными осуществлена классификация лидерства по гендерным признакам (Дж. Адамс, Т. Бендас [16], А. Игли, К. Джонсон и др.), соотношением лидерства и руководства (Т. Мальковская, Б. Парыгин [17], Ф. Тильман и др.), стилями лидерского поведения (Н. обзоров, И. Полонский, М. Рожков, А. Уманский [18] и др.).

Констатация лидерства как высшего эволюционного и качественного уровня управления порождает необходимость пересмотра основ, на которых должно осуществляться профессиональная подготовка управленцев на данном этапе общественного развития [19]. В подтверждение сказанному приведем слова У.Слима, которой еще в 1957 отметил: "Есть разница между руководством и лидерством. Лидеры и люди, которые следуют за ними, демонстрируют одни из древнейших наиболее естественных и эффективных из всех известных нам форм человеческих взаимоотношений. Руководитель и те, кем он руководит, является проявлением более позднего продукта истории, является не таким романтичным и вдохновляющим. В лидерстве воплощается дух личности и предсказания. Лидерство - это искусство. Менеджмент - это наука. Менеджеры - необходимые, лидеры - обязательны. Хорошая система создает эффективных менеджеров, а требует несколько большего. Мы должны найти управленцев, которые являются не только квалифицированными менеджерами, но и вдохновенными и вдохновляющими лидерами, предназначенными ... для того, чтобы занять высшие должности в управленческом аппарате» [20].

В первой группе теорий исследовалась проблема набора личностных черт, которыми должен обладать лидер. К этой группе следует отнести теории «большого человека» (или героя), теории черт, а также психологические теории. Ко второй группе принадлежат поведенческие теории, теории «ожидания - взаимодействия», теории обмена, атрибутивные теории, теории трансакционного анализа и трансформационного лидерства, мотивационные теории. В этой группе исследовалась проблема «действия определяют лидера?» [21].

На основе анализа характеров состоялась попытка выделить типы лидеров.


Таких типов Р. Кеттеллом и Г. Стайса было выделено четыре: «технический», «выдающийся», «социометрический» и «выборный» [22]. Лидеры первого типа были наиболее успешными при решении «ближних» задач, второго - влиятельно действовали на членов группы в любых ситуациях, третьим больше симпатизировали товарищи по группе, а лидером четвертого типа лицо могло стать непосредственно во время эксперимента. При сопоставлении личностных черт лидеров и личностных черт других членов группы было отмечено значительное опережение лидерами всех четырех типов по восьми следующими признаками:

1) моральная зрелость;

2) влияние на окружающих;

3) целостность характера;

4) социальная смелость;

5) проницательность;

6) независимость от вредных воздействий;

7) способность к управлению своим поведением;

8) отсутствие нервного напряжения и лишних переживаний [23].

После анализа имеющихся исследований лидерства похожую идею выдвинул и Р. Манн.

Он выделил следующие качества: интеллект, способность к адаптации, экстравертность, способность влиять на людей, отсутствие консерватизма, восприимчивость и эмпатия. Р. Манн также указывал на то, что лидерство может быть оценено по-разному с точки зрения наблюдателя и с точки зрения члена группы [24].

Свой перечень из десяти необходимых лидеру качеств приводят А. Лоутон и Э. Роуз:

1) дальновидность;

2) способность к определению приоритетов;

3) умение стимулировать членов группы;

4) умение выслушивать и уверенность в своих действиях;

6) «политическое чутье»;

7) устойчивость перед оппонентами;

8) харизма;

9) гибкость;

10) твердость и решительность [25].

Основной вклад М. Вебера в анализ проблемы лидерства связан с введением в широкий оборот понятие «харизма» (от греч. χάρισμα - божий дар, благодать). По его классическому определению, харизмой называется «качество личности, которая признана чрезвычайной, благодаря которой она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям».

Итак, проблема этой группы теорий была и остается в том, что за все период их существования были исследованы почти все личностные качества, определенные на то время, а вопрос о том, какое именно их соотношение делает человека лидером, и до сих пор остается открытым. На данный момент не существует единой точки зрения на то, какова степень важности имеет уровень развития той или иной из них [26].