Файл: ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 994

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интернет-канал развивается в основном благодаря е-ОСАГО, но в розничных видах его потенциал предполагает многократный темп роста в ближайшие 2-3 года. Традиционный агентский канал потерял в 2019 году 37,5 млрд. премий и эта тенденция сохранится.

Структура рынка изменилась в разрезе как каналов продаж, так и видов страхования. Рост рынка обеспечивается в основном личным страхованием, в результате его доля составила более половины (54%) от объема премий. Из 201 млрд. рублей прироста премий 121 млрд. приходится на страхование жизни, 48,3 млрд. рублей – на страхование от несчастных случаев, 11,8 млрд. рублей – на добровольное медицинское страхование.

Продолжается консолидация рынка и рост масштаба бизнеса страховых компаний.

Компании, занимающие ниже 50 места по объему премий, демонстрируют темп роста ниже среднерыночного, а за пределами ТОП-100 четвертый год подряд показывают отрицательную динамику премий. 100 крупнейших компаний собирают больше 99% премий. К концу 2018 года количество страховых компаний сократилось до 150-160, так как мелкие страховщики не смогли преодолеть даже 1 этап увеличения уставных капиталов.

Впервые в 2018 году лидером рынка стал страховщик жизни. ООО СК «Сбербанк страхование жизни» получило 181 млрд. рублей премий и заняло 12,3% рынка, АО «СОГАЗ» - 160 млрд. рублей (10,85%). Однако после завершения сделки с ООО СК «ВТБ Страхование» ситуация поменялась в обратную сторону.

На рисунке 2 представлен рост концентрации страхового рынка с 2010 по 2018 год.

Рис. 2. Изменение концентрации страхового рынка за 2010 по 2018 год

Традиционно наибольший вклад в рост страхового рынка вносит первая десятка страховщиков, а именно: СОГАЗ, Сбербанк страхование жизни, РЕСО-гарантия, ВТБ-Страхование, Ингосстрах, Росгосстрах, ВСК, АльфаСтрахование, Капитал Life, АльфаСтрахование-Жизнь.

В  2019 году доля топ‑10 (по премиям) выросла с 64,6% до 69,7%, размер страховых премий увеличился на 8,9% до 515 млрд. рублей, страховых выплат - на 15,7% до 189 млрд. рублей[15].

Доля лидеров также серьёзно возросла. В 2019 году группа ВТБ и страховая группа «СОГАЗ» закрыли сделку по продаже 100% «ВТБ Страхование». По итогам 2019 года объединённая компания имеет 23,5% на рынке по премиям. На втором месте находится «Сбербанк страхование жизни» с 10,5% рынка. Далее следуют «Ингосстрах» - 7,3% и «Альфастрахование» - 6,9%. Таким образом, на топ‑5 сейчас приходится 48,2% рынка. За год доля пятёрки увеличилась на 3,6 процентных пункта.


На тридцать компаний приходится 89% рынка, за год доля топ‑30 увеличилась на 3,4 процентных пункта. Всего в России сейчас работает 188 страховых компаний. Во втором квартале количество сократилось на пять единиц, при этом новых лицензий выдано не было.

Из всех видов страхования максимальную динамику в  2019 году продемонстрировало агрострахование с господдержкой, где премии выросли на 375,9% (1,3 млрд. рублей в абсолютном выражении) до 2,1 млрд. рублей. Такой результат объясняется выведением расходов на страхование сельскохозяйственных компаний из бюджета, в результате чего бюджетные средства были перечислены на счета страховых компаний, а не сельскохозяйственных, как ранее.

Отрицательную динамику показало страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, где премии зафиксировали отрицательный результат (−686,4 млн. рублей). Это связано с обязанностью страховщиков расторгнуть договоры по страхованию ответственности застройщиков и передать премии от строительных компаний в Фонд защиты дольщиков. При этом выплаты в сегменте выросли на 412,5% до 775,3 млн. рублей. Рыночная доля сегмента по премиям представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Рыночная доля сегментов страхового рынка РФ в 2019 году, %[16]

Таким образом, к 2019 году наблюдается рост страхового рынка большей частью за счет увеличения концентрации личного страхования. Из всех видов страхования максимальную динамику в  2019 году продемонстрировало агрострахование с господдержкой. Отрицательную динамику в 2019 году показало страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Традиционно наибольший вклад в рост страхового рынка вносит первая десятка страховщиков.

2.2 Оценка личного страхования в РФ

Как было сказано ранее, рост рынка страховых услуг в 2019 году был вызван большей частью роста концентрации личного страхования. При этом, рост концентрации наблюдается по всем основным направлениям, кроме страхования жизни. В таблице 1 представлено изменение концентрации страхового рынка личного страхования в России.

Как видно из рисунка 3, концентрация страхования жизни к 2019 году снизилась на 0,87%, при этом рост концентрации страхования от несчастных случаев составил 17,97%, добровольного страхования – 9,44%, страхования имущества физических лиц – 7,24%[17].


Таблица 1 – Изменение концентрации страхового рынка личного страхования в России, %

Вид страхования

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

Страхование жизни

88,42

89,4

89,58

89,92

87,55

Страхование от несчастных случаев

56,9

63,2

70,9

72,2

74,87

Добровольное медицинское страхование

76.8

73,85

80,06

84,2

86,24

Страхование имущества физических лиц

82,67

85,38

87,65

88,93

89,91

Рис. 3. Динамика концентрации рынка личного страхования РФ за 2015-2019 гг., %

Невысокий рост страхового рынка связан со снижением премий по инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ), которое в последние годы было основным драйвером развития. Сокращение продаж ИСЖ вызвано ужесточением регулирования со стороны Банка России, согласно которому начиная с апреля 2019 года страховщики должны разъяснять покупателям полиса о рисках продукта. Объём премий по страхованию жизни (без учёта страхования жизни заёмщиков и пенсионного страхования), куда в том числе входит сегмент ИСЖ, в 1 квартале 2019 года сократился на 21,2%. Во II квартале падение ускорилось до 22,8%, хотя ещё в 2018 году рост в аналогичном периоде достигал 58%. Резкий разворот в динамике сегмента может быть объяснён неудовлетворённостью клиентов доходностью по завершившимся договорам страхования, а также улучшением информированности граждан об особенностях продуктов ИСЖ.

Поддержку страховому рынку в 2019 году оказало увеличение популярности добровольного медицинского страхования, рост которого по итогам 2019 года составил 9,44%. Во II квартале 2019 года темп прироста премий по медицинскому страхованию ускорился до 19,6%, что является максимальным значением за последние 6,5 лет. Как отмечает регулятор, повышение спроса на ДМС объясняется популяризацией программ по защите от тяжёлых заболеваний и недорогих программ контроля состояния здоровья (check-up), распространением полисов с франшизой, а также развитием телемедицины[18].


Положительную динамику рынку также обеспечили виды страхования, связанные с банковским кредитованием: страхование жизни заёмщика и страхование от несчастных случаев и болезней. В первом случае рост по итогам полугодия составил 59,7%, во втором - 29,1%. Эти страховые продукты прибавили объёмы в связи с сохраняющимся высоким спросом на потребительские кредиты со стороны физических лиц.

Источником роста страхового рынка в 2020 году станут дальнейшее развитие ДМС, а также накопительного страхования жизни. Личные виды страхования могут поддержать рост страхового рынка в будущем и снизить его зависимость от кредитного страхования. Этому будет способствовать дальнейшее продвижение специализированных программ ДМС и телемедицины, а также рост интереса страховщиков к развитию накопительного страхования жизни (НСЖ), доходность которого показывает большую стабильность по сравнению с ИСЖ.

Таким образом, наибольшее влияние на рост рынка личного страхования в 2019 году оказал рост популяризации добровольного медицинского страхования, что обеспечило рост в размере 9,44% по итогам года. Так же положительная динамика наблюдается в части страхования от несчастных случаев. Можно отметить, что для развития личного страхования в РФ необходима разработка соответствующих правил и принятие необходимых законов. Для развития личного страхования долгосрочного страхования, в частности, нужны стимулы для страхователей. Однако, в настоящее время в РФ сложилась такая экономическая ситуация при которой действует огромное количество ограничительных факторов. В условиях общей финансовой неустойчивости сложно обеспечить стабильность страховых организаций, еще сложнее обеспечить доверие к ним населения.

2.3 Перспективы развития личного страхования в России

Несмотря на хорошие показатели развития личного страхования в 2019 году, уровень выплат и премий на рынке личного страхования, существуют также проблемы, которые препятствуют развитию этой отрасли в России.

Во-первых, личное страхование является долгосрочным видом страхования – это приводит к неустойчивому финансовому положению организаций так, как в основе лежит процесс капитализации страховых премий.

Во-вторых, не каждый гражданин может воспользоваться услугой личного страхования при среднем уровне дохода, спрос падает и происходит финансовый кризис предприятий. В России еще не сформировался достаточно большой круг социальной базы для страхования жизни. Это также связано с тем, что население не имеет представления о возможности личного страхования и не получает от рынков привлекательных предложений. С другой стороны, существует низкий уровень доверия к отрасли страхования, так как полис приобретается на 15-20 лет, и неизвестно будут ли существовать страховые организации столь длительный срок[19].


Для развития страхового бизнеса необходимы квалифицированные специалисты, которые обладают достаточным количеством профессиональных навыков и знаний, но в России нехватка людей, имеющих опыт работы в сфере страхования.

Необходимо выполнение сберегательно-накопительной функции страхования, но для этого нужен инвестиционный рынок, а в настоящее время в РФ еще реализуется развитие этого рынка. Далее, отсутствуют инвестиционные инструменты, которые могут надежно разместить страховые резервы. Поэтому обеспечение стабильными процентами доходности по накопительным договорам слабое.

Таким образом, все выше перечисленные проблемы препятствуют полному развитию личного страхования в России, но, чтобы не отставать от европейских стран, необходимо разработать методы усовершенствования этой отрасли.

Для первых шагов стимулирования личного страхования требуется поддержка государства, использование опыта зарубежных стран, в которых сфера страхования развита и в полной мере участвует в решении проблем в обществе. Следует расширить объем операций по долгосрочному страхованию жизни, так решится роль страховых компаний на инвестиционном рынке, но для этого необходимо обеспечить надежное вложение средств, увеличить конкурентоспособность дохода среди других финансовых инструментов.

Успех всегда зависит от количества потребителей, поэтому основной задачей является привлечение широкого круга людей. Страховые компании должны создать пакет услуг, который будет интересен слоям населения с любым доходом. Реализация доступной рекламы поможет доносить информацию для большего круга общества. Для того чтобы доверие среди людей возрастало, требуется обеспечить финансовую устойчивость самой компании, иметь выгодные сферы вложения страховых резервов, разработать современные и эффективные формы реализации договоров страхования, обладать широкой сетью филиалов, подготавливать квалифицированных сотрудников для получения опыта работы в сфере страхования[20].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что увеличить уровень развития личного страхования в России возможно. Решение проблем совершенствования этой сферы позволит укрепить страховой рынок и повысить потенциал его деятельности.

На основании проведенного исследования в главе два можно сказать, что перспективы развития страхового рынка в России Перспективы развития страхового рынка в России трудно предугадать, так как они во многом зависят от состояния экономики страны, уровня ее развития, благосостояния и страховой культуры людей. Совершенно очевидно, что в стране с непредсказуемым экономическим курсом население, живущее потребностями одного дня, не будет заботиться о накоплении с каждым днем обесценивающегося капитала. В таких экономических условиях долгосрочные накопительные страховые программы не работают.