Файл: Futura. История создания, современные тенденции использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: современные геометрические гротески произведенные от Futura Пауля Ринера активно используются в современной рекламе и медиа индустрии. Необходимость выявить изменившуюся (в цифровую эпоху) ментальность восприятия добавленных начертаний в саму «Футуру» и её производных, и их сочетаний с другими классами шрифтов, в том числе постмодернистских, обуславливают актуальность данной работы.

Предмет исследования - шрифт Futura, история создания и развития.

Объектом исследования является особенность применения шрифта Futura в полиграфии.

Целью работы, стало рассмотрение истории создания и современные тенденции использования шрифта Futura.

Поставленная цель определила следующие задачи:

  1. Изучить историю основания шрифта Futura;
  2. Составить обзор современных шрифтов, созданных на основе Futura;
  3. Выявить особенность сочетания шрифта Futura;
  4. Описать использование шрифта Futura в печатной продукции и медиаиндустрии.

Методы исследования: В ходе написания работы были использованы следующие методы: анализ и обобщение специальной литературы, сравнение.

Теоретическая разработанность темы исследования: Уточнение теоретических аспектов можно найти в работах – 1. Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В., Моисеев А.А., Почтарь Э.И., Ярмола Ю.А.

Структура работы: включает в себя введение, две теоретические главы, заключение, глоссарий и список литературы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШРИФТА FUTURA

1.1. История проектирования шрифта Futura

Шрифт Futura является одним из самых известных шрифтов, который был создан в начале XX века и остается актуальным, по сей день. История создания этого шрифта началась еще в 1924 году, когда немецкий издатель Якоб Хенгель обратился к Паулю Реннеру [1], что бы тот создал «шрифт нашего времени».

На тот момент Реннер уже являлся уважаемым типографом в Германии. Он родился в 1878 году в Вернигероде и обучался в гимназии, где получил строгое протестантское воспитание. Позже он изучал живопись в Берлине, с 1925 по 1926 год, преподавал в Франкфуртской школе искусств рекламную графику и типографику. В 1927 году, стал директором мюнхенской ремесленной школы книгопечатников. В своей книге «Культурный большевизм?» Реннер заявил о своем несогласии с нацисткой системой, и в 1933 году, был смещен со своего поста в Мюнхене и арестован. После ареста у него начался период «внутреннего изгнания». Реннер стремился донести свое мнение о культуре и попытался повлиять на общество через типографику, преподавание и проектирование. Он использовал свой интеллект и эстетические навыки, чтобы изменить сложившийся фундаментальный ландшафт материальной и духовной формы жизни. Чтобы донести свой взгляд на высокие культурные стандарты, он вложил свой творческий талант в прикладное искусство, создавая книги и шрифты.


В своей книге «Типографика как искусство», Реннер решительно поддерживал использование простых геометрических фигур. Правда когда он создавал шрифт Futura, Пауль не думал о Баухаусе или авангарде, с которым начали ассоциировать шрифт. Он хотел создать шрифт промышленного и универсального толка, который можно механизировать и стандартизировать. Европейские столицы служили для него вдохновением, Реннер считал их примером безвременного совершенства. Гарнитура Futura стала в качестве вклада в проект New Frankfurt [2], радикальный проект доступного жилья в городе, в котором приняли участие многие из крупных архитекторов-модернистов того времени. И хотя Реннер не был частью Баухауза, он разделял многие идеи школы - упор на рациональность и функциональность, интерес к массовому производству и оптимизм в отношении будущего.

Шрифт начала XX века в то время, виделся как функциональный и легко читаемый. Он отвечал запросам современности, не имел индивидуальных особенностей, ни каких искажений или украшений. Считалось, что конструировать литеры следует исходя из «функциональных оптических форм», которые должны соответствовать формам автомобилей, самолетов и новейших инженерных сооружений.

В 1924 году Реннер создал первые эскизы шрифта Futura (см. рис. 1), но они оказались не особо удачными. Это связанно с тем, что многие буквы имели не естественный вид и состояли из простых геометрических элементов, шрифт оказался трудно читаемым. Такой подход к конструкции литеры с помощью циркуля, линейки и треугольника себя не оправдал.

Рис. 1. Первые эскизы шрифта Futura

К моменту первого выхода Футуры[3] на шрифтовой рынок в 1927 году Реннер в сотрудничестве со шрифтовым бюро франкфуртской фирмы Bauersche Schriftgießerei (Bauer) создал альтернативные варианты спорных букв, гораздо более похожие на те, которые мы видим сейчас. Впоследствии этого, Futura была значительно переработана, и появилась в каталогах фирмы Bauer. В период с 1928 по 1939 год, шрифт совершенствовался, во время войны этот процесс был приостановлен, но после, работа над шрифтом была возобновлена. Пауль Реннер проводил работу, по развитию своего шрифта до последних дней своей жизни, он умер в 1956 году.

В течение десятилетия после выпуска Futura у каждой крупной американской типовой компании в каталоге появился Futura-подобный шрифт.

Даже со всеми копиями и интерпретациями Futura и несмотря на новые тарифы на американские товары, оригинал - Bauer's Futura - оставался бестселлером. Об этом успехе частично свидетельствует тот факт, что он заслужил бойкот. В 1939 году крупные американские печатники, рекламодатели и издатели объединились, чтобы запретить шрифты в нацистской Германии. Вместо того, чтобы посылать американские доллары для финансирования нацистской агрессии, они призывали тратить деньги на американские шрифты. Чтобы «не пожертвовать художественными достоинствами», они составили руководство по американским заменителям, составленное из вдохновленных из Futura копий и интерпретаций, и доказали, что Futura - это не просто конкурирующий шрифт, а нечто большее – основа стиля в классе геометрических гротесков.


Вступление Америки во Вторую мировую войну в 1941 году привело к тому, что между США и Германией прекратился торговый оборот. По общему мнению, исход торговой и антигерманской военной пропаганды должен был навсегда убить бренд Futura в пользу американских гарнитур конкурентов. Однако уже к 1941 году эстетическая идея Futura была слишком велика, чтобы просто умереть или сойти со сцены типографики: даже американские военные пропагандистские плакаты и военные карты США использовали Futura или, что более вероятно, ее американские копии.

Несмотря на то, что кассы новых начертаний Bauer Futura были недоступны во время войны, «FUTURA» как идея сохранила своих конкурентно способность. К 1950-м годам, когда антигерманские настроения утихли, а немецко-американская торговля возобновилась, Futura Bauer легко вернулся на американский рынок, где спрос на шрифт его название, и его эстетику никогда не падал. К середине 1950-х годов Futura оставалась признанным лидером бренда в Соединенных Штатах, несмотря на десятилетие почти исключительной доступности американских копий шрифта.

Да 60-х годов XX столетия, геометрические гротески были очень популярны, но после, в моду вошли новые гротески, такие как Helvetica и Univers. Но стоит отметить, что шрифт Futura, продолжал совершенствоваться, и некоторые его начертания были разработанны только в 80-х годах (см. рис. 2). На сегодняшний день, за суровую геометрию и простоту формы, Futura снова является любимым шрифтом графических дизайнеров.

Рис. 2. Futura в 80-х годах

Есть заблуждение, что шрифт Futura является первым геометрическим гротеском, однако это не так. Шрифт Erbar, выпущенный шрифтолитейным заводом Ludwig & Mayer в 1926 году, был первым геометрическим гротеском. Эрбар-Гротеск разрабатывался поэтапно; Эрбар писал, что он первоначально набросал эскиз в 1914 году, но из-за войны ему было затруднительно работать над ним.  Задача дизайнера Якоба Эрбара состояла в следующем: создать типографский шрифт, который был бы свободен от всех индивидуальных характеристик, обладал бы разборчивыми буквенными формами и был бы чисто типографским произведением. Это очень сильно перекликается с теми задачами, которые ставил перед собой и Пауль Ринер. Напоминаю, что в металле Futura вышла через год после выпуска Erbar, в 1927 году, но из-за того, что фирма Bauer была более крупной и авторитетной словолитней, Futura удалось сохранить свою актуальность и по сей день.


1.2. Современные шрифты, созданные на основе шрифта Futura

Успех шрифта Futura во многом обусловлен тем, что идея геометрическое построение символов не доведена до нонсенса. Элементы букв Futura были максимально приближены к своим геометрическим прообразам, например, буква «о» близка к правильной окружности, но в тоже время это не чистый круг. Это выделяло шрифт среди остальных, где конструкция букв, включала в себя однотипные повторяющиеся элементы, такие как: засечки, овалы, перекладины. Так, можно отметить, что шрифт Futura имеет сочетание абстрактной геометрической жесткости с благородным классическим изяществом.

Оригинальный шрифт Futura имеет особенности, которые указывают на его немецкое происхождение, так как он улучшает вид текста на немецком языке, в котором в свою очередь используются в большом количестве прописные буквы. Например, верхние элементы строчных знаков спроектированы выше, чем высота прописных, так же стоит обратить внимание, что концы буквы «с» вертикально обрезаны. Это сделано для улучшенного сочетания с буквами «k» и «h», которые в немецком языке чаще всего идут, после буквы «с». Но стоит отметить, что все эти элементы сохранились и в кириллической версии шрифта Futura.

Многие списывают успех Futura на удачный выбор времени создания этого шрифта, поскольку европейские геометрические гротески, которые были выпушены после Futura, почти не имели шансов выйти на большой рынок. И все же успех Futura был обусловлен не только удачным выбором времени. Доказательством того, что Futura была самой популярной из ее класса, является то, что ей наиболее широко подражали (см. рис. 3).

Рис. 3. Заказная версия Futura - Vogue

Чтобы удовлетворить спрос на американском рынке, Балтиморский литейный завод создал неотличимую копию, названную Airport Gothic. Использование Futura в редизайне Vanity Fair в октябре 1929 года побудило его арт-директора заказать эксклюзивную версию Futura под названием Vogue для аналогичного редизайна журнала Vogue . Разработанный в 1930 году, пользовательский шрифт был создан для достижения совместимости с композитными наборными машинами компании.

Линотип, не желая пропустить новый спрос, поручил знаменитому дизайнеру шрифтов Уильяму Эддисону Двиггинсу [4] разработать новый шрифт без засечек. Двиггинс создал действительно оригинальный дизайн под названием Metro (см. рис. 4), основанный в основном на геометрических принципах, но с гуманистическими штрихами, выпущенный в 1929 году. И все же в течение года коммерческое давление вынудило Двиггинса внести изменения, чтобы Metro выглядела как Futura, а именно, что бы кончики букв были заострены. Выпущенный в 1930 году, Metro № 2, вероятно, единственная версия этого шрифта, которую вы когда-либо видели, поскольку она быстро затмила популярность оригинала.


Рис. 4. Шрифт Metro

В 1930 году чикагский дизайнер Роберт Хантер Миддлтон создал собственный дизайн в стиле Futura под названием Tempo for Ludlow (см. рис. 5). В отличие от геометрической жесткости Futura, многие из курсивных знаков Tempo имеют небольшой изгиб. Волнообразные формы придают Tempo плавность и изящество, которые отсутствуют в механической точности Futura. Это производит особый визуальный эффект, который придает отчетливый и более приятный вид для прописных букв. И все же, поддавшись давлению рынка, Ладлоу выпустил Tempo с достаточным количеством альтернативных знаков, что вновь приводит к тому, что этот шрифт начинает выглядеть как Futura.

Рис. 5. Текст набранный шрифтом Tempo for Ludlow

К 1937 году популярность Futura была достаточно обширной, и конкурент Linotype, создал собственную копию Futura под названием «Двадцатый век» для своих машин. В том же году Intertype, близкий конкурент машин Linotype, удалось получить лицензию от Bauer на производство Futura для собственной системы машин линотипного типа.

К 1939 году Linotype понял, что переработанного Metro было недостаточно, чтобы удовлетворить спрос на Futura-подобный шрифт. В ответ на тактическое поражение компании она создала экспансивную семью под названием Spartan, которая была в значительной степени неотличима от Futura.

Сегодня, в эту открытую эпоху, люди продолжают создавать новые легенды, а различные элементы дизайна копируются и используются в качестве шаблонов. При таких обстоятельствах, у Futura все еще есть десятки эпизодов электронного копирования - каждая профессиональная компания по производству шрифтов имеет свою собственную лицензионную версию за последние 20 лет: Bitstream Futura, Adobe Futura, Paratype Futura, Elser & Flake Futura, Neufville Digital Futura, Berthold Futura и даже Monotype Futura и Linotype Futura. Идея геометрического шрифта без засечек и его название теперь настолько тесно связаны, что люди хотят только Futura, а не других альтернатив. Хотя сейчас мы покупаем разные Futura у разных компаний, все компании должны выплачивать гонорары семье Renner за бренд Futura с торговой маркой Bauer.

Дизайнер шрифтов Adrian Frutiger признает Futura одним из своих вдохновителей для своего шрифта Avenir 1988 года. Совсем недавно Futura стала основой IKEA Sans и Opel Sans, шрифтов, разработанных Робином Николасом.

Комиссия по транзиту в Торонто разработала шрифт Toronto Subway на основе Futura для использования в обозначениях станций метро Торонто с 1954 года.

Century Gothic заимствует из буквенных форм Futura, с глифами, настроенными так, чтобы они были метрически совместимы с другим геометрическим без засечек, ITC Avant Garde (см. рис. 6).