Файл: Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов..pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Понятие и содержание менеджмента человеческих ресурсов
1.2. Значение и элементы менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
1.3. Направления повышения эффективности менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
Глава 2. Анализ менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «РЖД»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Исследование особенности менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
Глава 3. Повышение эффективности менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «РЖД»
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию кадровой работы на предприятии
3.2. Расчет экономического эффекта от реализации предложенных мероприятий
Глава 2. Анализ менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «РЖД»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «РЖД» было основано на основании Постановления Правительства РФ №585 от 18 сентября 2003 г. «О создании открытого акционерного общества» и осуществляет свою деятельность с 1 октября 2003 года. В соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.2004 №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» данный холдинг является стратегически важным объектом для России.
Юридический адрес компании: 107174, город Москва, улица Басманная Нов., дом 2.
Генеральный директор – председатель правления - Белозёров Олег Валентинович.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» – крупнейший национальный железнодорожный перевозчик, владелец и строитель железнодорожной инфраструктуры общего пользования. По объемам грузовых и пассажирских перевозок, протяженности сети Компания входит в число мировых лидеров железнодорожного транспорта.
Основной вид деятельности согласно ОКВЭД: «Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки» (49.10). Дополнительные виды деятельности согласно ОКВЭД насчитывают 129 разновилностей.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:
- огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;
- высокие финансовые рейтинги;
- квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;
- большая научно-техническая база;
- проектные и строительные мощности;
- значительный опыт международного сотрудничества.
Организационная структура управления ОАО «РЖД» включает аппарат управления, структурные подразделения, филиалы и представительства (рис. 2).
Рис. 2. Организационная структура управления ОАО «РЖД» [21]
В настоящее время холдинг «РЖД» осуществляет перевозки грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, погрузочно-разгрузочную и транспортно-экспедиционную деятельность, сопровождение, охрану и хранение грузов.
ОАО «РЖД» оказывает
полный спектр услуг в таких сферах, как:
- грузовые перевозки;
- локомотивная тяга и инфраструктура;
- ремонт подвижного состава;
- пассажирские перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
С момента своего создания, даже в условиях неустойчивой рыночной конъюнктуры, ОАО «РЖД» стабильно обеспечивает транспортное обслуживание экономики и населения страны. Сегодня ОАО «РЖД» и его дочерние и зависимые общества ежедневно обеспечивают перевозку около 3,8 млн. тонн грузов и свыше 3 млн. пассажиров. ОАО «РЖД» является одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику, вкладывая 3% от общего объема капитальных вложений.
ОАО «РЖД» осуществляет масштабные закупки продукции, более 80% которой выпускают российские компании. Производственная кооперация Компании охватывает 19 отраслей промышленности.
ОАО «РЖД» обеспечивает поддержку роста объемов промышленного производства в стране, осуществляя перевозку сырья и готовой продукции. Так, в 2018 году погрузка угля увеличилась на +9,1%, черных металлов – на +2,8%, лесных грузов – на +2,5%, промышленного сырья и формовочных материалов – на +4,3%, химических и минеральных удобрений – на +6,8%.
Динамика финансовых результатов за 2016–2018 годы представлена в таблице 4.
Талица 3
Динамика финансовых результатов за 2016–2018 годы (млрд. руб.) [21]
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018г. |
2018/2016 |
|
Абс. откл., (+,-) |
Относ. откл., % |
||||
Всего доходов |
1510,8 |
1577,5 |
1697,6 |
186,8 |
112 |
Всего расходов |
1427,2 |
1460,3 |
1557,6 |
130,4 |
109 |
Всего прибыль от продаж |
83,6 |
117,2 |
140,0 |
56,4 |
167 |
Результат от прочих доходов и расходов |
58,6 |
73,6 |
87,6 |
29,0 |
149 |
Прибыль до налогообложения |
25,0 |
43,6 |
52,4 |
27,4 |
210 |
Налог на прибыль и иные обязательства |
24,6 |
37,1 |
34,9 |
10,3 |
142 |
Чистая прибыль |
0,3 |
6,5 |
17,5 |
17,2 |
5833 |
Согласно представленным в таблице 4 данным видно, что ОАО «РЖД» с каждым годом увеличивает значения финансовых показателей производственно-хозяйственной деятельности. Так, рос доходов в 2018 г. по сравнению с 2016 г. составил 186,8 млрд. руб. (112%). Благодаря постоянному контролю за издержками при целевом увеличении бюджета на ремонты, заработную плату и переоценку стоимости основных фондов была улучшена структура затрат и замедлен рост себестоимости. Прибыль от продаж за анализируемый период выросла на 56,4 млрд. руб. (167%). Особенно благоприятно произошедшие изменения отразились на величине чистой прибыли, которая выросла на 17,2 млрд. руб. с 0,3 млрд. руб. в 2016 г. до 17,5 млрд. руб. в 2018 г. В 2018 году ОАО «РЖД» обеспечило выполнение плановых объемных и финансовых показателей.
По итогам 2018 г. численность работников ОАО «РЖД» составила 755 тыс. человек. Структура персонала по категориям отображена на рисунке 3.
Рис. 3. Структура персонала по категориям в 2018 г. [21]
Согласно данным рисунка 3 удельный вес категорий персонала в общей численности распределяется следующим образом:
- рабочие составляют 63,2% (477,1 тыс. чел.);
- руководители – 7,6% (57,7 тыс. чел.);
- специалисты и служащие – 29,2% (220,3 тыс. чел.).
В 2018 году был обеспечен рост уровня образования персонала компании – так, численность работников с высшим образованием составила 31,4% от общей численности компании, увеличение к началу года на 0,6% (см. рис. 4).
Рис. 4. Структура персонала по уровню образования в 2018 г. [21]
За 2018 г. накоплено и сохраняется оптимальное соотношение возрастного состава, которое обеспечивает преемственность, передачу знаний и обновление компании. Средний возраст работников составляет 39,1 года (см. рис. 5).
Рис. 5. Структура персонала по возрастному признаку в 2018 г. [21]
Из общего числа работников количество женщин составляет 236,1 тыс. человек (31,3%) (см. рис. 6).
Рис. 6. Структура персонала по половому признаку в 2018 г. [21]
При этом женщины занимают 52,6% всех должностей руководителей и специалистов компании, их численность на должностях этих категорий составляет 133,3 тыс. человек.
Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2017 - 2019 годы является единым для ОАО «РЖД», включая филиалы, структурные подразделения и представительства. Основной акцент сделан на привлечение, развитее, удержание и мотивацию работников. Введен принцип ответственности работников за производственные результаты. В разделе «Корпоративная социальная ответственность» сконцентрированы положения Коллективного договора, имеющие важный социально-значимый характер и высокий общественный резонанс, декларирующие добровольную приверженность Компании международным принципам корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития.
В рамках Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017-2019 годы сформирован один из лучших социальных пакетов для работников и неработающих пенсионеров среди организаций Российской Федерации, направленный на обеспечение социальной стабильности в трудовых коллективах.
2.2 Исследование особенности менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
ОАО «РЖД» рассматривает персонал в качестве главного актива и ценностного ресурса компании. Повышение конкурентоспособности компании как работодателя, привлечение и закрепление в холдинге «РЖД» персонала необходимой квалификации, его непрерывное развитие и социальная поддержка являются главными задачами в данном направлении.
Основные направления менеджмента человеческих ресурсов на рассматриваемом предприятии представлены в таблице 7.
Рис. 7. Направления менеджмента человеческих ресурсов ОАО «РЖД»
Рассмотрим данные направления подробнее.
Управление персоналом осуществляется по пяти функциональным направлениям:
- обеспечение квалифицированным персоналом;
- вовлечение персонала в эффективную реализацию корпоративных задач и совершенствование системы мотивации;
- непрерывное развитие персонала на основе компетентностного подхода и переход к самообучающейся организации;
- жизнеобеспечение персонала во внепроизводственной среде;
- проведение эффективной молодежной политики.
Благодаря реализации системной политики в области управления персоналом при неблагоприятных макроэкономических условиях в 2017 году компании удалось обеспечить социальную стабильность в трудовых коллективах. Уровень текучести кадров уменьшился на 0,8% к уровню прошлого года и составил 6,7%. Высвобождение осуществлялось, в основном, за счет естественного оттока и выхода на пенсию лиц, достигших пенсионного возраста.
Подбор персонала. На исследуемом предприятии используют как внешние, так и внутренние источники найма. Внешние источники найма представлены подачей объявления в интернет или в газеты. Процесс принятия решения по отбору персонала, реализуемый менеджером по кадровым вопросам на рассматриваемом предприятии выглядит следующим образом:
- рассмотрение заявления и резюме кандидата на вакантную должность;
- проведение ознакомительной беседы;
- внесение данных кандидата в анкету;
- проведение проверки данных представленных в анкете;
- подведение итогов и принятие окончательного решения.
Система адаптации. В 2018 году на полигонах всех 16 железных дорог состоялись Единые дни адаптации молодого работника: в 63 мероприятиях приняли участие 3975 человек. Для молодых работников была организована деловая игра «Мой путь в РЖД», круглые столы с руководством железных дорог и встречи с молодыми руководителями, лекция «РЖД» сегодня», ярмарка корпоративных социальных услуг и посещение объектов производственной и социальной инфраструктуры ОАО «РЖД» и передовых предприятий магистрали. В качестве гостей и спикеров в Едином дне адаптации участвовали 299 руководителей ОАО «РЖД» разных уровней управления.
Обучение кадров. В компании сформирована во многом уникальная система непрерывного образования для всех категорий и уровней персонала, в основу которой положен компетентностный подход.
С целью обеспечения перевозочного процесса квалифицированными рабочими по заказу филиалов ОАО «РЖД» в образовательных структурных подразделениях компании (учебных центрах профессиональных квалификаций железных дорог) и в сторонних образовательных организациях ж/д транспорта подготовлено на рабочие профессии 46,8 тыс. чел.
Запущена третья ступень целевого бизнес-образования руководителей ОАО «РЖД» - программа «Корпоративная стратегия», которая обеспечивает подготовку руководителей по вопросам макро- и микроэкономики, управления конкурентоспособностью, стратегического менеджмента, прикладной математики и бизнес-аналитики, моделирования и прогнозирования бизнеса, принятия управленческих решений. Обучение построено на интерактивных методах. Среди них: мастер-классы, тренинги, модерационные сессии и новые для Корпоративного университета РЖД форматы – бизнес-квесты, организационные деловые игры.
Мотивация и стимулирование персонала. В рамках осуществления социальной политики в Компании проводится постоянная, целенаправленная работа по совершенствованию системы оплаты и мотивации труда работников.
В компании выстроен классический подход системы материальной мотивации труда персонала, которая включает в себя текущее и дополнительное премирование. Текущее премирование направлено на повышение материальной заинтересованности работников в достижении как индивидуальных, так и коллективных результатов деятельности. Действующая система текущего премирования в 2018 году позволила выполнить основные объемные и качественные показатели. Дополнительное премирование ориентирует производственный персонал на решение адресных производственных задач.