Файл: Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов..pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Понятие и содержание менеджмента человеческих ресурсов
1.2. Значение и элементы менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
1.3. Направления повышения эффективности менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
Глава 2. Анализ менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «РЖД»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Исследование особенности менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
Глава 3. Повышение эффективности менеджмента человеческих ресурсов в ОАО «РЖД»
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию кадровой работы на предприятии
3.2. Расчет экономического эффекта от реализации предложенных мероприятий
Реализация менеджмента человеческих ресурсов на современном крупном предприятии предполагает ее разработку на оперативном и стратегическом уровне. На стратегическом уровне управление человеческими ресурсами строится на основе стратегии развития крупной организации, а на оперативном уровне система управления персоналом реализуется посредством разработки кадровой политики. Особенно актуальна разработка стратегии развития для крупной компании, которая позволяет ей обозначить свое место во внешней среде и тем самым скоординировать работу всех своих структурных подразделений. Поэтому кадровая политика крупной организации, включающая совокупность представлений, целей, основных моделей и принципов, определяет содержание и направление работу с кадрами в расчете длительной перспективы и является ядром всей системы управления персоналом в крупной компании. Кадровая политика определяет основное назначение системы управления персоналом на конкретном предприятии, его цели и задачи в соответствии изменениями условий деятельности, как в целом, так в отношении отдельных элементов [6, с. 129].
Рисунок 1 иллюстрирует характеристику категории «менеджмент человеческих ресурсов» организации.
Система взглядов, требований, норм, принципов, ограничений, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы
Менеджмент человеческих ресурсов
- Сохранение и развитие кадрового потенциала
- Формирование высокоэффективного коллектива
- Создание благоприятных условий труда
- Выработка позиций предприятия по основным направлениям кадровой работы
Цели
- Выработка общей концепции управления персоналом и формирование системы кадрового менеджмента
- Определение требований к персоналу
- Формирование концепции оплаты труда, материального и морального поощрения
- Прием на работу людей, соответствующих потребностям предприятия
- Организация эффективного использования трудового потенциала
- Содействие реализации предусмотренных трудовым законодательством прав и обязанностей работника
- Осуществление обучения и развития персонала
- Развитие социального партнерства
Задачи
Рис. 1. Содержательная характеристика менеджмента человеческих ресурсов [10, с. 55]
Менеджмент человеческих ресурсов в организации, как правило, преследует следующие цели:
- увеличение конкурентоспособности предприятия на рынке;
- повышение эффективности труда, а именно получение максимальной прибыли;
- повышение социальной эффективности деятельности рабочего коллектива.
Ключевыми элементами менеджмента человеческих ресурсов на современных предприятиях являются:
- подбор и структурирование персонала по уровню способностей;
- постановка приоритетных целей и соответствующих творческих задач перед работниками;
- создание условий (технических, информационных, финансовых) для достижения поставленных целей и выполнения неотложных задач;
- внедрение эффективной мотивации работников ради проявления их индивидуальных способностей;
- сочетание формальных и неформальных организационных структур, необходимых для осуществления результативной деятельности;
- изменение параметров оценки качества труда персонала, выделение инновационной компоненты в деятельности работников;
- определения степени результативности введенных в производство новаторских решений [18, с. 36].
Современный менеджмент человеческих ресурсов характеризуется рядом особенностей, которые позволяют выделить его в качестве специальной, отдельной составляющей управления организацией – это связано с тем, что персонал связан многочисленными отношениями, находящимися вне организации, но оказывающими определяющие влияние на деятельность и поведение организации. Менеджмент человеческих ресурсов организации, как часть управления персоналом непосредственно связан с экономическими отношениями между работодателем и персоналом и на их базе с удовлетворением потребностей человека как социального субъекта. Данная система основывается на концепции, стиле и целях управления организацией [5, с. 154].
Итак, чтобы успешно развиваться, предприятие обязано очень четко наблюдать за всеми этапами работы с персоналом, а значит управлять отбором согласно установленных требований и обучением сотрудников, проводить оценку их деятельности по ряду критериев, вознаграждать активных в соответствии с их вкладом, и следить за психологическим климатом в коллективе. Так как исключительно при соответствующем уровне мотивированности, квалифицированный персонал способен полностью раскрыть личный потенциал, а поскольку такие результаты важны для предприятия, нужно создать выгодные условия чтобы удержать специалистов на рабочих местах. Все эти процессы, методы и программы в своей совокупности представляют собой эффективный менеджмент человеческих ресурсов [15, с. 29].
Отдача управления персоналом и наиболее совершенное воплощение поставленных целей в большой степени зависит именно от методов, принципов и средств управления персоналом. Средства управления персоналом состоит из большого количества элементов, которые используются для практического управления кадрами на предприятии [20, с. 41].
Следует отметить, что оценка эффективности управления человеческими ресурсами производится в основном субъективно. Появление такой ситуации обуславливают две причины: отсутствие выработанной четкой методики такой оценки и непонимание всей важности такой оценки. Главный упор делается на оценку производительности оставляя в стороне «человеческий фактор» предприятия, поскольку он является основой системы управления персоналом.
Действия менеджмента человеческих ресурсов можно рассматривать как комплекс технической и социальной подсистем. Действия технической подсистемы предсказуемы и контролируемы, вследствие того, что представляют собой реакцию объекта управления на полученную от органа управления команду [4, с. 45].
Социальная (человеческая, личностная) подсистема связана с поступками и реакциями лиц на команды управления, которые не должны быть однозначными и предсказуемыми. Эффективность действия такой подсистемы первоначально связана с подбором сотрудников, кадровой политикой.
По своему содержанию социально-экономическая и организационная сторона менеджмента человеческих ресурсов содержит в себе:
- определение отчетливого регламента и порядка определения целей и непрерывное уточнение перспективных и текущих задач, которые стоят перед подразделением или перед всем предприятием в целом, равным образом перед любым функциональным органом управления и структурным звеном;
- формирование и непрерывное улучшение организационной структуры управления, что связано с уточнением числа подразделений и функциональных органов руководства, расположений, которые регулируют деятельность, формальных, регламентированных правовыми актами связей между ними, профессиограмм для любого должностного лица, которые включает модели должностей и должностные инструкции;
- постоянное совершенствование условий, которые определяют степень организации работы сотрудников;
- непрерывное улучшение экономической деятельности подразделения, формирование благоприятных условий для оптимального сочетания коллективных, индивидуальных выгод с интересами компании, с помощью непрерывного обновления систем и норм стимулирования;
- прогнозирование и планирование потребности в персонале, квалификации и деловых качествах [6, с. 130].
Каждый из перечисленных элементов входит в функциональные обязанности определенных органов руководства, а координирует и направляет их работу именно кадровая служба.
Таким образом, менеджмент человеческих ресурсов является областью знаний и практической деятельности, которая направлена на обеспечение субъекта хозяйствования «качественным» персоналом с оптимальным его использованием. При этом функции управления персоналом, включающие в себя подбор, наем, оценку и мотивацию персонала, тесно связаны между собой и образуют в совокупности своеобразную систему работы, где изменения, которые происходят в каждой из функций, могут вызвать необходимость в проведении корректировок всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей.
1.3. Направления повышения эффективности менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
Повышение эффективности менеджмента человеческих ресурсов – это основное условие для гармоничного существования и повышения конкурентоспособности любой компании [3, с. 35].
Основная цель менеджмента человеческих ресурсов заключается в образовании, развитии и реализации с наибольшей результативностью кадрового потенциала компании. Это означает совершенствование работы любого работника с тем, чтобы он наращивал и применял собственный творческий и трудовой потенциал и вследствие этого помогал достижению всеобщей цели, равным образом поддерживал деятельность иных работников в текущем направлении [14, с. 190].
Этот вид деятельности включает в себя следующие задачи:
1. Планирование, разработка рабочих мест и оценка выполнения работы, обеспечение взаимосвязи отдельных видов работ друг с другом и установление того, сколько людей необходимо иметь, чтобы осуществить выполнение всего объема запланированной работы.
2. Набор, отбор, подготовка, развитие персонала и мотивация работников к эффективному выполнению работы.
3. Создание и поддержание наиболее оптимальных связей между организацией и работающими в ней людьми на основе доходов, трудовых взаимоотношений и программ, предоставляющих качество работы с качеством жизни [13, с. 5].
Эффективность менеджмента человеческих ресурсов измеряет уровень эффективности менеджмента в организации и отражает способность системы управления персоналом и организацией вообще обеспечивать определенный результат при различных условиях и возможностей. Реальный эффект от использования персонала может быть достигнут только тогда, когда все его элементы будут базироваться на объективной основе и соответствовать потребностям производственной системы. Эффективность использования персонала в системе управления предприятием может будет достигнута благодаря оптимальной занятости персонала; соответствия трудового потенциала персонала требованиям рабочего места, должности; периодической смене одного рабочего места на другое и т.д.
В качестве направлений повышения эффективности менеджмента человеческих ресурсов выступают конкретные мероприятия по совершенствованию кадровых процессов, в числе которых можно обозначить:
- усиление кадровых служб квалифицированными и компетентными специалистами, повышение их авторитета;
- регулярное обновление научно-методического обеспечения кадровой работы на предприятии, а также ее материально-технической и информационной базы;
- аттестацию на основе сформированных критериев эффективности деятельности;
- использование компетентностного подхода при формировании кадрового состава;
- регулярная и хорошо спланированная работа с руководящими кадрами и с резервом для выдвижения;
- внедрение технологии объективной оценки для формирования кадровых резервов;
- использование только комплексных решений задач качественного формирования и эффективного использования кадрового потенциала;
- внедрение системы «эффективных» контрактов;
- планирование карьеры, ротацию кадров;
- мониторинг деятельности руководителей;
- дифференцированный подход к формированию программ профессионального развития;
- аутсорсинг функций [9, с. 47-48].
Создание конкурентоспособного предприятия всегда связано с качественным управлением персоналом. Возможности предприятия могут быть реализованы в полной степени, поскольку в первую очередь они заключены в дифференцированных методах управления персоналом, а именно знаниями, компетенциями, дисциплиной, мотивацией, способностью решать организационные проблемы своих сотрудников.
Таким образом, эффективное функционирование и дальнейшее развитие отечественных предприятий возможны только на основе использования действенного управления, важной составляющей которого является менеджмент персонала как механизм управления их трудовыми ресурсами и оценки эффективности.