Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Литературный обзор на тему роль мотивации в поведении организации
1.2. Роль мотивации в поведении организации
1.3. Методы мотивации персонала в организации
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала ООО «КАРГО-ЭКСПРЕСС»
2.1. Организационно – экономическая характеристика ООО «КАРГО-ЭКСПРЕСС»
2.2 Анализ системы мотивации персонала ООО «КАРГО-ЭКСПРЕСС»
Глава 3. Совершенствование системы мотивации персонала в ООО «КАРГО-ЭКСПРЕСС»
3.1. Комплексные мероприятия и плановые работы
Введение
Мотивация — это желание и побуждение к какому-либо действию. Это поведенческий процесс управления человеком на всех его этапах, в том числе, это хорошо отражается в самой популярной занятости любого человека — его работе.
Мотивация персонала в организации – это сложный процесс взаимодействия руководства с подчиненными на всех его этапах. Работодатель заинтересован создать мероприятия, направленные на сотрудников с целью повышения эффективности труда. Успех данного мероприятия отражается на конечных финансовых результатах.
Мне показалось интересным раскрыть данную тему в своей курсовой работе.
Цель работы: Изучение основных ролей мотивации в поведении организации, мотивации персонала, анализ и разработка систем, направленных на совершенствование на примере конкретной организации.
Задачи решения поставленной цели:
- Провести анализ литературных источников на тему документирования и инвентаризации, дать определение тому, что такое роль мотивации в поведении организации, описать роль мотивации как метода, изучить правила, по которым создают модели для работы с персоналом организации.
- Рассмотреть систему мотивации на примере конкретной организации.
- Провести анализ и усовершенствовании системы как метод на примере конкретной организации.
Исследуемый объект – ООО «КАРГО-ЭКСПРЕСС».
Исследуемый предмет – Роль мотивации в поведении организации.
Актуальность работы. Развитие мотивации персонала непрерывно связано с развитием конкретной компании или какой-либо целой отрасли. Изучение истории мотивации, основных правил и инструментов, по которым она производится, изучение основ поможет убедиться в важности этих явлений как методов мотивации.
Таким образом, актуальность этого вопроса и явилась основанием для выбора моей темы, определив круг вопросов и логическую схему построения моей работы. Теоретической и методологической основой проведения исследования и документы по теме данной работы.
Источниками информации для написания работы послужили труды зарубежных и российских авторов, базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература и другие актуальные источники информации.
Глава 1. Литературный обзор на тему роль мотивации в поведении организации
1.1. Историческая справка
Проблема мотивации людей к труду всегда была актуальной. Попытки найти способы повышения продуктивности работы людей посредством их мотивации предпринимались с древних времен. Еще около 2 тыс. лет до н. э. царь Вавилона Хаммурапи законодательно установил для некоторых подданных уровень заработной платы. А возможность стимулирования с помощью заработной платы работников спустя тысячу лет доказал правивший там же Навуходоносор II. За 400 лет до н. э. персидский царь Кир выдвигал идеи о необходимости исследования причин мотивации людей.
Вопросам мотивации посвящено большое количество монографий, как отечественных (В.Г. Асеев; В.К. Вилюнас; Е.П. Ильин; В.И. Ковалев; А.Н. Леонтьев; М.Ш. Магомед-Эминов; В.С. Мерлин; П.В. Симонов; Д.Н. Узнадзе; А.А. Файзуллаев; П.М. Якобсон), так и зарубежных (А. Адлер; Дж. Аткинсон; К. Левин; К. Мадсен; А. Маслоу; Дж. Роттер; X. Хекхаузен; Г. Холл и др.) авторов.[278]
Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу. До настоящего времени так и не сложилось непротиворечивой и общепризнанной теории мотивации и, соответственно, системы основных ее понятий. В связи с этим проблема анализа и обобщения имеющихся мотивационных теорий приобретает особую актуальность.
Способы мотивации всегда были связаны с уровнем развития производства, общественными условиями, потребностями, культурой, традициями, религией.
Более интенсивное осмысление проблем мотивации работников началось в период зарождения капитализма. В 1776 г. представитель классической политэкономии А. Смит писал, что основными мотивами деятельности человека являются экономический интерес, стремление к максимальной экономической выгоде, естественное желание улучшить собственное положение.
Автором реформаторских идей в области мотивации работников был английский фабрикант Роберт Оуэн (1771-1858). На своей текстильной фабрике в г. Ленарке (Шотландия) он успешно решал проблемы производительности и мотивации деятельности за счет улучшения условий труда, разработки системы открытой и справедливой оценки работы, обеспечения приличного жилья для работников и их семей.
1.2. Роль мотивации в поведении организации
Персонал организации является самым сложным объектом управления. Его главное отличие от материальных активов состоит в том, что люди способны сами принимать решения и оценивать предъявляемые к ним требования. Персонал, в первую очередь - это коллектив, каждый член которого имеет свои интересы, особенности и довольно чувствителен к управленческим воздействиям, при этом реакцию на изменения достаточно сложно предугадать.
Все современные методики управления персоналом базируются на признании возрастающей значимости личности сотрудника, на изучении его мотиваций, умении правильно формировать и в нужный момент корректировать, если того требуют задачи, стоящие перед организацией. [16, с.35]
Эффективность работы компании зависит от заинтересованности коллектива в результатах, а, следовательно, в эффективности системы материальных и моральных стимулов. Мотивированный персонал стремится к качественному выполнению работы, к эффективному выполнению задач, имеет личную заинтересованность в эффективности работы компании. Человеческий потенциал для большинства российских предприятий представляет собой главное и, возможно, единственное на сегодняшний день конкурентное преимущество. Однако, в ходе реализации трудового процесса часто возникают противоречия между работником и работодателем о справедливости оценки результатов деятельности. Помочь разрешить противоречия помогает грамотно подобранная мотивация.
Мотивация относится к функциям менеджмента. Она объединяет систему различных факторов, которые способствуют выполнению конкретной задачи через стимулирование психологических факторов работников, позволяющих задействовать побудительные силы, позволяющие выполнять достижение целей и решение задач.
Мотивация и стимулирование рассматриваются как процесс удовлетворения потребностей сотрудников и их, связанных с работой ожиданий. Цели и задачи организации согласуются с целями персонала. [12, с.38]
Мотивация и стимулирование понимаются как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности работы персонала. Однако, понятие «мотивация» и «стимулирование» в разных источниках трактуются по-разному. Генкин Б.М. в своих трудах выделил следующее понятие: мотивация – это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей.
Выбор формы мотивации зависит от множества факторов: от корпоративной культуры, от принципов управления, национальных традиций.
Наиболее эффективной системой мотивации является та, которая сочетает в себе различные методы стимулирования персонала (представлена на рисунке 1.1.).
Рисунок 1.1 Формы мотивации персонала
Положительную и отрицательную формы мотивации можно назвать методом «кнута и пряника». Положительная мотивация направлена на поощрение работников за высокие результаты. Отрицательная мотивация включает в себя систему наказаний и санкций за низкие результаты и нарушение дисциплины. Выбор между этими двумя подходами зависит непосредственно от условий работы в конкретной компании и в отношении конкретного сотрудника. Система мотивации не может быть эффективной, если в ней будут предусмотрены только наказания, однако, она не будет и эффективной если будет содержать только положительные стимулы, необходимо присутствие обеих форм. [14, с.74]
Помимо этого, выделяют внешние и внутренние факторы мотивации. Внутренние факторы учитывают оценку сотрудника своих результатов, и внешние мотиваторы, связанные с оценкой степени успешности работы сотрудников руководством компании. С целью выявления совпадений самооценки и оценки руководства необходимо иметь постоянную обратную связь. Внутренняя мотивация (стимулирование) определяется значимостью работы для человека. Если она ему интересна по содержанию, позволяет развивать свои способности и качества, полезна для общества, соответствует убеждениям работника, то такая работа является сильнейшим мотивом к деятельности и качественному выполнению работы.
Внешняя мотивация делится на три вида:
Административная. К данному виду относятся: выполнение работы по команде, приказу, т.е. выполнение по принуждению.
Экономическая. Осуществляется через выплату заработной платы, денежные поощрения.
Статусная. Основывается на изменении статуса работника в компании, его повышении, переводе на другую должность, выражается в общественном признании, его профессионального и морального авторитета.
Генкин Б.М. в своих трудах писал о разделении мотивации по характеру отношений между людьми. Он выделял эгоистическую (основывается на благосостоянии индивидуума) и альтруистическую (в первую очередь стоят интересы коллектива, семьи и общества в целом). При проведении анализа экономических систем, как правило, ориентируются на эгоистические мотивы по причине большинства практических ситуаций. Альтруистические мотивы так же присущи многим людям, как и эгоистические. [9, с.84]
В свою очередь П.А. Сорокин в своих трудах выделял три типа альтруистов: «прирожденные», «потрясенные или благоприобретенные» (приобретают данный тип после перестройки личности) и промежуточный тип, несущий в себе черты первых двух типов. Эгоистические мотивы делятся на две группы:
- по ориентации на процесс работы;
- по ориентации на результат работы.
Ориентация на процесс работы обусловлена содержанием работы, взаимоотношениями между сотрудниками, условиями труда, возможностью развития способностей во время работы.
Основными мотивами ориентации на результат могут быть: материальное вознаграждение, значимость работы и свободное время.
Материальное вознаграждение может иметь различные формы, но чаще всего это денежное вознаграждение.
Значимость работы оценивается сотрудником с учетом бренда компании, престижности работы, мнением окружающих. [17, с.84]
Свободное время также является важным мотиватором для многих людей, особенно это актуально для творческих личностей, а также для тех, кто совмещает работу с учебой, мам с маленькими детьми и др.
Схема формирования мотивов представлена на рисунке 1.2
Рисунок 1.2 - Схема формирования мотивов деятельности человека
Мотивация основывается на знании и понимании психологических и физиологических потребностей человека, поэтому для эффективного управления персоналом руководителю необходимо анализировать существующие мотивы работников, что помогает понять сотрудников, их решения на разных этапах трудовой деятельности, а также возможность использовать эти данные на практике.
Руководитель должен понимать мотивы своих сотрудников, чтобы влиять на эффективность работы в данной компании, создавать конкурентные условия для повышения эффективности работы персонала. Так как мотивация, это процесс, который оказывает влияние на качество работы, то необходимо знать, каким образом можно воздействовать на мотивацию персонала с позиции руководителя. Нужно очень тщательно подходить к выбору механизмов мотивации.
1.3. Методы мотивации персонала в организации
Руководителю предприятия, для заинтересованности сотрудников реализовывать должным образом свою деятельность, нужно выстроить организованную систему мотивирования и стимулирования труда сотрудников. Если принятые меры будут успешными, то сам подчиненный будет стремиться увеличить качество и результативность своей деятельности.