Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Общие вопросы представления налоговой декларации
1.1. Понятие налоговой декларации
Глава 2.Способы представления налоговой декларации
2.1.Представление налоговой декларации на бумажных носителях
2.2. Представление налоговой декларации в электронном виде
Глава 3.Актуальные проблемы представления налоговой декларации
3.1.Рекомендации по предоставлению налоговой декларации
3.2..Исправление ошибок в налоговой декларации
3.3.Ответственность налогоплательщиков при нарушении сроков представления налоговой декларации
Налоговая декларация на имущественный вычет:
Имущественный налоговый вычет регулируется ст.220 НК РФ.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются:
- при продаже имущества;
- при покупке жилья (дом, квартира, комната и т.п.)
- при строительстве жилья и приобретении участка для этих целей;
- при выкупе имущества для государственных или муниципальных нужд.
Данный вид вычетов включает три составляющие:
- В отношении расходов на строительство нового дома или приобретение недвижимости на территории РФ (в любом регионе), в том числе земельных участков под застройку;
- В отношении расходов на погашение существующих процентов по целевым займам. Стоит учитывать, что кредиты могут быть выданы исключительно российскими финансовыми учреждениями, а также индивидуальными предпринимателями. Эти средства должны быть израсходованы по целевому назначению – строительство или приобретения жилья;
- Расходы для погашения существующих процентов по кредитам (займам), полученным в целях рефинансирования на приобретение жилья (квартира, дом) или земельных участков под застройку. В том числе строительство жилого дома. Перекредитование может проводиться исключительно российскими финансовыми учреждениями.
Как можно получить имущественный вычет? В случае приобретения или строительства жилого дома (коттеджа), квартиры или комнаты, доли, земельного участка под строительство. Вычет производится исключительно в размере расходов, которые были произведены. Однако стоит учитывать, что сумма не должна превышать два миллиона российских рублей, не учитывая уплаченные ранее проценты по текущим кредитам. С 01 января 2014 вступают в силу изменения в ст.220 НК РФ. С этого момента налоговый вычет можно получить на каждый объект недвижимости (за несколько объектов) в сумме не превышающий 2 000 000 руб.
Например, была куплена квартира за 800 000 руб. и мы получаем за нее вычет. Позже мы можем купить еще одну квартиру и получить остальную часть вычета на сумму не свыше 1 200 000 руб. (2 000 000 руб. - 800 000 руб.)
Чтобы получить имущественный вычет необходимо подать налоговую декларацию (3-НДФЛ) и приложить следующие документы:
- Свидетельство о собственности;
- Договор купли-продажи (инвестирования);
- Акт приема-передачи;
- Дополнительные соглашения;
- Платежные документы (квитанции об оплате, расписка о получении денег и т.д.);
- Справка 2-НДФЛ;
- Заявление о предоставлении вычета.
Если ипотека, то дополнительно:
- Кредитный договор;
- Платежные документы об уплате процентов;
- Справка банка о выплате процентов.
Приведенный перечень документов для стандартных ситуаций. В других случаях (например: судебный спор, общая собственность и т.д.) список может быть расширен. Точный перечень документов можно узнать только в своем территориальном налоговом органе.
Глава 2.Способы представления налоговой декларации
2.1.Представление налоговой декларации на бумажных носителях
В случае если налогоплательщик представляет отчетность посредством почтовых отправлений, одной из наиболее частых ошибок налогоплательщиков является направление налоговых деклараций письмом без описи вложения, а обычным заказным письмом. В таком случае налогоплательщик рискует попасть в ситуацию, если письмо не получит налоговый орган, то он будет наложен штраф. Квитанция отделения почтовой связи в данном случае не освободит от ответственности, так как из нее не следует, что содержимом отправления является именно необходимая форма отчетности.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Направление декларации заказным письмом (с приложением квитанции почтовой связи и уведомления о вручении), не подтверждают факт отправки организацией декларации.
Сотрудник налогового органа, принимающий у налогоплательщика декларацию, должен, по его требованию, на остающихся у него копиях налоговых деклараций налоговый орган по просьбе налогоплательщика проставляет отметку о принятии и дату ее представления.
Ни в коем случае не стоит пренебрегать этим правилом - при текущем уровне документооборота в налоговых инспекциях декларации зачастую теряются, что может обернуться для налогоплательщика штрафными санкциями.
Сотрудники налогового органа, осуществляющие прием деклараций, на стадии принятия налоговых деклараций все представленные документы подвергаются визуальному контролю на наличие ряда обязательных реквизитов, а именно:
- полного наименования (Ф.И.О. физического лица, даты его рождения) налогоплательщика;
- идентификационного номера налогоплательщика;
- кода причины постановки на учет (для юридических лиц);
- периода, за который представляются налоговые декларации;
- подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя.
В случае отсутствия в представленных налоговых деклараций какого-либо из вышеуказанных реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками должен в устной форме предупредить налогоплательщика или его представителя об этом и предложить внести необходимые изменения.
Сотрудник налогового органа не вправе отказать в принятии налоговых деклараций, за исключением случая представления вышеуказанных документов не по установленной форме.
При отказе налогоплательщика (его представителя) внести необходимые изменения в налоговые декларации на стадии приема, а также в случае представления налоговых деклараций по почте и отсутствия в них какого-либо из вышеуказанных реквизитов, налоговый орган в трехдневный срок с даты регистрации должен письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документа по форме, утвержденной для данного документа, в следующих случаях:
- отсутствия в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях какого-либо из вышеуказанных реквизитов;
- имеет место нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом, наличие не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя исправлений;
- составления налоговых деклараций на иных языках, кроме русского;
- несовпадения сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица и сведений о руководителе юридического лица, подписавшем налоговую декларацию, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В случае непредставления налогоплательщиком налоговых деклараций в установленный законодательством о налогах и сборах срок к нему применяются меры ответственности, предусмотренные НК РФ и КоАП (п.1 ст.119, п.1 ст.126 НК РФ, ст.15.5, ч.2 ст.15.6 КоАП РФ). Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами территориальных налоговых органов по вопросу разъяснения порядка привлечения к ответственности организаций, которые не предоставляют бухгалтерскую и налоговую отчетность разместило письмо от 18 декабря 2012 года, №АС-4-2/21574 «О направлении для сведения и использования в работе».
По истечении шести дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления в налоговый орган налоговых деклараций работники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении с использованием автоматизированной системы.
По результатам указанной сверки отдел камеральных проверок, в соответствии с правом, предоставленным налоговым органам пунктом 4 статьи 31 НК РФ, вызывает на основании письменного уведомления в налоговый орган налогоплательщиков для дачи пояснений по обстоятельствам, связанным с неисполнением ими законодательства о налогах и сборах (непредставление налоговых деклараций в установленный срок). В данном уведомлении налогоплательщику сообщается о неисполнении им обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций, а также указывается на необходимость их представления.
По истечении двух недель с момента истечения срока представления соответствующей декларации налоговый орган формирует список налогоплательщиков, не представивших отчетность, а также проекты Решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Такого рода Решение подписывается руководителем налогового органа (либо его заместителем) заверяется гербовой печатью и направляется в банк (как правило, по почте).
После получения налоговой декларации она вводится в информационные ресурсы налоговых органов и поступает в отдел камеральных проверок.
Налогоплательщик может попасть в ситуацию, когда налоговый орган отказывает в принятии налоговой отчетности организации из-за отсутствия отметки (штампа) территориального органа статистики о представлении ему бухгалтерской отчетности. Такие требования налоговиков не соответствуют законодательству.
2.2. Представление налоговой декларации в электронном виде
Право выбора способа подачи налоговой отчетности остается за налогоплательщиком. В последнее время официальные органы проводят большую агитационную работу по переходу налогоплательщиков на подачу отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, описывая многочисленные преимущества такого способа представления отчетности. Отправить отчетность в налоговую инспекцию вы можете по электронной почте. О том, как это сделать, налоговики разъяснили в Методических рекомендациях, утвержденных приказом от 31 июля 2014 года №ММВ-7-6/398@ «Об утверждении методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи». Основание – пункт 1 Приказа ФНС России от 17 ноября 2010 года №ММВ-7-6/610@».
Для многих сдача отчетности в электронном виде является обязательной. Это фирмы со среднесписочной численностью работников более 100 человек (абз.2 п.3 ст.80 НК РФ). ФНС не вправе отказываться принимать налоговую декларацию в электронном виде по тому основанию, что среднесписочная численность организации составляет менее 100 человек. Таким образом, «малочисленные» фирмы могут представлять отчетность или на бумажном носителе, или в электронном виде. Организация самостоятельно принимает решение о способе сдачи налоговой декларации в налоговый орган. Чтобы начать использовать такую технологию сдачи отчетности, бухгалтерия должна иметь компьютер и доступ к Интернету, заключить договор с оператором и приобрести у него необходимое программное обеспечение.
Оператор связи обеспечит фирму средствами защиты информации и ключами электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Почтовая программа шифрует, подписывает и отправляет декларации в адрес налоговой инспекции. Если в документе есть ошибка, то программа его не отправит, а «заставит» бухгалтера исправить недочет. В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки инспекция должна выслать вам:
- электронную квитанцию о приеме документа с ЭЦП налоговой;
- протокол входного контроля документа с ЭЦП налоговой;
- подтверждение оператора.