Файл: Объекты коммерческой деятельности (Коммерческая деятельность как процесс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимодействие спроса и предложения в условиях рынка формирует цену. Рыночная цена — результат взаимодействия спроса и предложения.

Законы рыночного ценообразования:

• цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

• при повышении спроса при неизменном предложении цена возрастет и наоборот.

На уровне совпадения спроса и предложения цена соответствует стоимости, т. е. общественно необходимым затратам. Стоимость есть равновесие интересов покупателей и продавцов, т. е. равновесие предельной полезности (цена и спрос) и издержек производства (цена и предложение).

Равновесие цен в рыночной экономике призвано выполнять три функции:

1. Функцию исключения (санирующую), т. е. с рынка вытесняются продавцы, цены (затраты) на товары которых превышают стоимость продукции.

2. Функцию выравнивания, т. е. через цену выравниваются интересы продавца и покупателя, и цена приближается к стоимости товара (рыночная цена является мерой дефицитности товара).

3. Функцию регулирования, т. е. посредством цены рынок вытесняет товары, не соответствующие по своим затратам, качеству и другим параметрам требованиям, предъявляемым покупателями.

Формирование цен с приближением их к стоимости возможно в условиях чистой (совершенной) рыночной конкуренции, когда на рынке присутствуют не менее 6-8 свободных продавцов, обеспечивающих насыщение рынка и конкурирующих между собой. В этой ситуации роль государства в регулировании цены ничтожно мала. В условиях монополии и олигополии государство через антимонопольный механизм влияет на установление цен монополий. Обычно это или жесткая регламентация цены или косвенная — через увеличение налогов и других мер воздействия.

При монополии цена продукции (Р) определяется по формуле

Ип

Р = ———

1+Ер

где Ип — предельная издержки фирмы;

Ер — эластичность спроса на продукцию фирмы.

При увеличении налогов монополист устанавливает цену по формуле

И п + налоги(новые)

Р = ——————————

1+(2Ер)

Спрос, предложение и цена взаимообусловлены и в коммерческой деятельности учитываются в комплексе. Количественной мерой взаимодействия этих элементов рыночных отношений является эластичность.

Эластичность — мера реакции одной величины на изменение другой. Она показывает на сколько процентов изменится одна переменная величина при изменении другой на 1%.

Ер = ∆Q\∆ Р,

где ∆Q — прирост величины спроса, %;

∆ Р — прирост цены, %;


Ер — коэффициент эластичности спроса от цены.

Эластичность спроса по доходам (населения) — отношение процентного изменения величин спроса на товар к процентному изменению доходов населения. Аналогично рассчитывается эластичность спроса от других факторов.

Эластичный спрос — коэффициент больше единицы, т. е. величина спроса изменяется на больший процент, чем цена или доход.

Неэластичный спрос — коэффициент эластичность меньше единицы.

Спрос с единичной эластичностью — цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент.

Эластичность достаточно постоянна во времени и может быть использована для определения стратегии закупки и реализации продукции. Кроме того, при помощи этого показателя правительство разрабатывает налоговую политику (правильное применение косвенных налогов увеличивает налоговые поступления в бюджет) и методы государственного регулирования рынка.

Для выработки стратегии коммерческой деятельности важное значение имеет такой показатель, как эластичность предложения.

Эластичность предложения показывает, как производство и предложение той или иной продукции реагирует на изменение цены:

Еs = (Q1-Q2) : (P1-P0)

Q0 Р0

где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены;

Р0 и Р1 — цены до и после изменения.

При определении объемов закупки (реализации) продукции важное значение имеет взаимозаменяемость (взаимодополняемость) товара.

Взаимозаменяющие товары (субституты) — такие пары товаров, рост цены на один из которых приводит к росту спроса на другой. Эластичность для таких пар товаров рассчитывается по формуле

Э3 = ∆Qа \∆ Рв

где Э3 коэффициент эластичности замены (на сколько процентов увеличится или уменьшится спрос при увеличении цены товара-заменителя на 1%);

Qa — процент прироста реализации продукта, а при изменении цены на продукт в;

Рв — процент прироста цены на продукт в.

Взаимодополняющие товары (комплекты) — такие пары товаров, рост цены на один из которых приводит к падению спроса на другой (рост цен на автомобили приводит к падению спроса на горюче-смазочные материалы).

Если коэффициент эластичности больше единицы, то товар взаимозаменяемый, если меньше — взаимодополняемый.

Важным элементом рынка, учитываемым в коммерческой деятельности, является среда, в которой совершается процесс купли-продажи товаров.

Среда может быть:

• открытой или закрытой;

• конкурентной или регулируемой.

Открытая рыночная среда — это среда, в которой обеспечивается свободное вхождение предприятий на рынок и выход из него. Практически нет препятствий для организации коммерческой деятельности сторонними предприятиями на территории или определенном товарном рынке (продовольственном, мебели и т. д.).


Закрытая рыночная среда — это среда, в которой различными нормативными актами создаются препятствия для вхождения новых предприятий на рынок: соответствующие законы; системы квотирования и лицензирования, таможенные барьеры и др. Практически во всех экономических развитых странах в отношении отечественных товаропроизводителей и коммерческих структур действует механизм государственного протекционизма.

Конкурентная рыночная среда предполагает наличие множества мелких и средних предприятий-продавцов и покупателей, обеспечивающих свободу выбора товаров, а также условия для свободной конкуренции. Такая рыночная среда позволяет выравнивать спрос и предложение, формировать цены, приближенные к стоимости товара. Эта среда наиболее благоприятна для коммерческой деятельности.

Регулируемая внешняя среда — это среда, в которой государство создает жесткую планово-распределительную систему, посредством которой регламентируются практически все стороны деятельности предприятия. В этой среде проявляется только распределительно-обменная функция коммерческой деятельности при практическом отсутствии коммерческого риска и коммерческого успеха. В этой среде конкурентами выступают покупатели.

Глава 3 КОММЕРЦИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ

3.1 Коммерция в сфере услуг

Развитие рыночных отношений в России предопределило расширение ассортимента и увеличение объема реализации услуг. Стали формироваться как отдельный сегмент экономики рынки тех или иных услуг, оказывая все большее влияние на развитие экономики в целом. Появились новые виды услуг: брокерские услуги, услуги страхования (страхование рисков, возвратное страхование и т. д.), посреднические услуги и т. п.

Объем, удельный вес и структура услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) государства указывает на уровень развития экономики. Страны с развитой экономикой имеют удельный вес этой сферы деятельности в ВВП — 70— 80%. В России этот показатель составлял в 1992—1998 гг. 50—55% в источниках ВВП. При этом доминирующее положение в структуре предоставляемых услуг занимают услуги по обслуживанию рыночных отношений (инфраструктуры рынка). В странах с развитой экономикой значительный удельный вес составляют сервисные услуги.


Реализация услуги как специфического товара имеет ряд особенностей, определяемых своеобразием этого товара и условиями его купли-продажи. Поэтому изучение особенностей совершения коммерческих операций на этом рынке — необходимое условие эффективного развития предприятия, тем более, что практически каждое предприятие является или покупателем, или продавцом услуги независимо от того, каков у него основной вид деятельности.

Следует отметить, что четкого определения термина «услуга» пока нет. Не определено также, в каких сферах деятельности она осуществляется. Это приводит к включению практически всех отраслей (за исключением промышленности и сельского хозяйства) в сферу услуг (дизайна, торговли, общественного питания, гостиничного бизнеса, социального обеспечения и т. д.). Кроме того, нет развитой законодательной базы, регламентирующей условия, формы и другие параметры оказания услуг.

3.2 Услуга как специфический товар

Услуга — это продукт труда, обладающий потребительной стоимость, удовлетворяющий потребности населения, предприятий, организаций и учреждений, но, как правило, не приобретающий овеществленной формы. Потребительная ценность услуги определяется во многом личностными и профессиональными качествами продавца услуги или лица ее оказывающего, т. е. живой труд будет определять качественные характеристики и цену услуги.

Следует оговориться, что не все услуги являются товаром. Так, услуг предоставляемые населению бесплатно и не предназначенные для реализации за деньги, к товару не относятся. Эти социальные услуги коммерческими one рациями не охватываются и поэтому нами не рассматриваются.

Перечислим основные отличительные свойства услуги как товара:

• неосязаемость (нематериальный характер);

• неразрывность производства, реализации и организации потребления услуги — производитель услуги является и продавцом при отсутствии посреднических и оптовых звеньев;

• изменчивость качества в связи с тем, что личностные характеристики продавца услуги, сложность ее стандартизации в каждом конкретном случае, субъективность восприятия покупателем, его готовность к покупке и потреблению услуги предопределяют во многом ее качество;

• унификация ассортимента услуг среди предприятий, их оказывающих, так как патентование услуг затруднено и они быстро распространяются; доступность включения того или иного вида услуг в сферу деятельности предприятия;


• невозможность оказать услугу впрок и обеспечить ее длительное хранение из-за влияния соответствующих внешних объективных и субъективных факторов;

• определенное непостоянство услуги в процессе ее предоставления;

• сложность определения соответствия качества услуги нормативным требованиям при высоком потребительском риске;

• неотделимость услуги от ее производителя (исполнителя), который оказывает ее в основном в непосредственном контакте с покупателями.

Хотя многие виды деятельности по оказанию услуг, в настоящее время лицензируются и сертифицируются нет абсолютной гарантии качества услуг, что зачастую отпугивает потенциальных покупателей. Поэтому привлекательность услуги, ее конкурентоспособность определяется ее безопасностью, имиджем предприятия, комплексностью услуги и возможностью возместить ущерб при недоброкачественной услуге.

Услуга, как и любой товар, характеризуется широтой и глубиной ассортимента (об этом мы уже говорили ранее). Каждая услуга имеет самостоятельное значение, лицензируется отдельно, а в совокупности они формируют ассортимент услуг данного предприятия.

Широта и глубина ассортимента предоставляемых услуг в отличие от широты и глубины ассортимента товаров в основном не регламентируется площадью помещений и зависит, с одной стороны, от готовности персонала предприятия гарантировано предоставить услугу при наличии у производителя услуги лицензии (при необходимости — сертификата), а с другой — наличием спроса на нее.

Важной характеристикой услуги является ее качество. В связи с тем, что услуга имеет множество свойств, способных удовлетворить потребительский спрос, дать однозначное определение ее качества затруднительно. Поэтому под качеством услуги понимается ее безопасность, комплексность при обеспечении ряда условий ее предоставления:

• гарантии формирования и предоставления в соответствии с соглашением (письменным или устным) между клиентом и исполнителем услуги:

• уровня потребительского риска при покупке и потреблении (чем ниже риск, тем выше качество услуги);

• создания партнерских отношений с клиентом;

• прозрачности и четкости договора на оказание услуги (условия, гарантии и т. д.), быстрое урегулирование в пользу клиента всех неблагоприятных ситуаций.

Такое разнообразие качественных характеристик услуги указывает на сложность ее объективной оценки (зачастую субъективные факторы, связанные с личностью клиента или исполнителя услуги, даже их настроения могут отразится на качестве услуги и создать соответствующую репутацию фирме — производителю услуги). Для того, чтобы целенаправленно формировать систему реализации услуг и упорядочить их указание необходимо классифицировать услуги.