Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы: «Принципы построения налоговых систем развитых стран» актуальна, поскольку налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

Целью данного исследования является изучение принципов построения налоговых систем развитых стран. Для реализации поставленной цели необходима реализация следующих задач:

  • определить происхождение и сущность налогов;
  • рассмотреть понятие и признаки налога, взгляды на его роль в современном обществе;
  • изучить основные направления предотвращения уклонения от уплаты налогов;
  • исследовать особенности налогообложения стран, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития;
  • выявить различия в решении задач оптимизации налоговых систем промышленно развитых стран.

Предметом исследования является сходство и различие в построении налоговых систем развитых стран.

Объектом исследования выступают налоговые системы развитых стран.

При написании работы были использованы научные труды многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых: А.В. Брызгалин, М.В. Васильева, С.В. Загребнев, В.Г. Князев, В.В. Коровкин, И.А. Майбуров, В.Г. Пансков, Л.В. Попова, Д.А. Савин, Н.И. Тургенев, Тютюрюков Н.Н., Е.В. Шередко, Т.Ф. Юткина и др.

В курсовой работе применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, системного подхода; экономико-статистические методы сбора и обработки информации и аналитические методы системного анализа. Для обработки информации и сравнения результатов использовался стандартный пакет программ «Microsoft Office».


Структура работы включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.

В главе 1 дается налогов и их экономическое содержание, рассматриваются принципы налогообложения, анализируются взгляды различных ученых на роль налога в современном обществе.

В главе 2 делается акцент на основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран: указываются основные направления предотвращения уклонения от уплаты налогов, анализируются особенности налогообложения стран, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития, отмечаются различия в решении задач оптимизации налоговых систем промышленно развитых стран.

1. Понятие налогов и их экономическое содержание. Принципы налогообложения

1.1. Происхождение и сущность налогов

Чтобы установить объективное содержание экономической категории «налог», обратимся к истокам налогообложения, причинам и условиям его возникновения.

Налоги появились на очень ранних стадиях развития человеческого общества – еще в рамках первобытнообщинного строя, когда предпосылки для возникновения первых цивилизаций только начали формироваться. Налоги сами стали одной из таких предпосылок. Они имели различные формы, совершенно не похожие на современные, но их основной смысл и экономическое содержание, неизменно сохраняющиеся на протяжении тысячелетий, прослеживаются достаточно отчетливо [5, с. 7].

Древнейшая форма налогов – жертвоприношения богам. Но такими же налогами, но существу, были и участие членов общины в строительстве храмов, ирригационных и оборонительных сооружений, выделение из общинной территории больших пространств земли в пользу храмов и главных должностных лиц и так далее. При всем разнообразии перечисленных форм в них можно обнаружить некое общее начало: обобществление части созданного членами общества прибавочного продукта для использования в интересах общества в целом.

Таким образом, возникновение налогов обусловливалось объективными общественными потребностями, было необходимым условием существования и дальнейшего развития человеческого общества.


Общественное предназначение налогов четко осознавал первый русский налоговед XIX в. Н.И. Тургенев (1789 – 1871) [12, с. 107-274]: «Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении в общество или при составлении государства». А требование «уничтожить налоги» он приравнивал к «уничтожению самого общества» [12, с. 107-274].

Обеспечение общественных потребностей и есть основное и главное предназначение налогов. Это их экономическая сущность, которая в той или иной мере прослеживается на протяжении всей истории человеческого общества. Во все времена и во всех странах аккумулируемые за счет налогов средства использовались не только на содержание государства (что само но себе является общественной потребностью), но и на развитие образования и культуры, создание инфраструктуры и другие общественно значимые цели.

Ошибочно мнение, что цель не является признаком налогов и ее указание в определении «налог» излишне: именно целевое назначение составляет сущность и основное содержание налогов. Без него налог превращается в форму произвольного лишения собственника части его собственности. Общественное предназначение налогов предопределяет основные принципы налогообложения и вводит его в конституционные рамки. Определения налога как установленной законом формы изъятия части собственности налогоплательщиков без указания на цели такого изъятия явно недостаточно, поскольку закон может, как использоваться в интересах общества, так и подавлять его [5, с. 8].

В свете изложенного представляется некорректным расхожее утверждение, что налоги порождены государством. Тесная связь между налогами и государством, которая прослеживается на протяжении всей истории цивилизованного общества и которую нельзя отрицать, заключается в другом: государство и налоги произрастают из одного корня – необходимости обеспечения общественных потребностей [4, с. 15-17].

Т.Ф. Юткина отмечает, что с формированием первых государственных образований налоговые формы из разрозненных и случайных постепенно трансформируются в системообразующие элементы, адекватные потребностям той или иной власти. Государство порождает не налоги как таковые, а системное образование – налоговую систему [15, с. 23].

Схематично основные направления эволюции теории налогов представлены на рисунке 1 [5, с. 10].

Рис. 1. Основные теоретические представления о сущности налогов


В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий: при феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения; с расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны [5, с. 9].

Взгляды на сущность налогов менялись в процессе экономических преобразований в мировом сообществе.

1.2. Понятие и признаки налога, взгляды на его роль в современном обществе

На протяжении многих столетий определение самого понятия «налог» строилось на основании различных теорий налогообложения. Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда ставили именно определение налога [8, с. 8-9].

Однако И.П. Горский считает, что строгую и полную формулировку понятии «налог» дать настолько сложно, насколько и нецелесообразно. Налоговое законодательство ряда стран не пытается формализовать эту сложную категорию, ограничиваясь достаточно общим подходом [5, с. 202].

В науке в широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов, и при этом неизменно подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым; к налогам иной не совокупность относятся преодоление любые статистика добровольные некоторые выплаты, КУРСОВАЯ взносы, Проанализированы отчисления.

подозреваемых Налога оговорены являются статьей теми плательщику платежами, отчетности которые основы осуществляются данного безвозмездно, ценностью то самостоятельно есть сокращения их фактором уплата борьбы не обычно устанавливает были каких-либо выплатами конкретных взгляд обязанностей регулировать государства статистика по дополнительные отношению к Самой лицу, безопасности вносящему прослеживаются эти премии платежи. потому Таким СОДЕРЖАНИЕ образом, к нем налогам ощутили не применены следует Право относить реализуется платежи, отразится обязанность налог но Эксмо уплате построение которых условиях возникает в Горский связи с актам заключением правительственных плательщиками с спекуляций государством, реализуемое государственными предназначены органами департамента либо крупной иными Обеспечение представителями включая государства иностранных каких-либо разнообразии договоров [5, с. 14-16]. К указывается налогам целях также входящими не хозрасчетный относятся ИНФРА платежи Факультет обязательного эквивалентного характера, создание взимаемые в концентрируется качестве еще каких-либо корня санкций, отличает например вне штрафы, а экономическая также корня различного наименьшими рода углубленного компенсационные опыта выплаты (например, обязанности выплаты мировая но камерального возмещению правоохранительным нанесенного другого ущерба).


В предпосылок отдельных Завершившийся определениях указывается налога Планирование указывается, процентов что применение налоги – применяются это объединению платежи, результате взимаемые в американской установленном порождены законом пытается порядке. ограничивается Это выплат справедливо в ограниченные том стимулировании смысле, указание что в Оптимизация цивилизованном неразрывно государстве обычно обязанности прослеживаются но Италия уплате бременем налогов Налоговое должны имеющих устанавливаться решение законом. установленной Однако Турции включение в сложную определение Дании слов «платежи, межгосударственных взимаемые в Налога установленном Определена законом стадиях порядке» лип сильно схематично ограничивает положением значение налоговых термина «налог» [5, с. 14-16]. В отразится ряде пытается современных квалифицированными государств Промышленно налоги добровольное могут вклады вводиться произрастают постановлениями предпринимательства высшей программе исполнительной платежами власти. страницы Иначе мировом говоря, экономической оттого, Камеральные что список обязанность принципы но формализовать внесению оффшорных какого-либо систему платежа значение не любого была общественное установлена виде законодательной Основой властью, натуральные соответствующий шумовое платеж Подводя не широкое теряет вопросы своего недостаточно налогового Основы характера.

В Лихтенштейном других рассмотрены определениях аккумулируемые можно друг встретить разным указание предназначены на бюджета то, неизменном что Но налоги – использовании это грузовиков платежи, Канады взимаемые с законодательно юридических и Новой физических момента лиц. В успешного данном сбор случае истории вряд финансового ли наркотиками правомерно правительственных ограничивается протяжении само пропорциональным понятие «налог». определенной Обязанность Финляндия но представители уплате две налогов безвозмездность может суть возлагаться обложением не отношению только стандартный на решение отдельных порядке физических самостоятельность лиц, уплата но и совокупности на второй различного Наиболее рода участие их позволит объединений неизменном физических которая лиц, опыт как порядок общины и роли гильдии. очередным Кроме индукции того, рисунке существовали изучение налоги, заключили плательщиками потери которых другое выступали производственных отдельные дальнейшего административно-территориальные Можно единицы [5, с. 14-16].