Файл: Место и роль общей теории права и государства в системе социальных и юридических наук (Система методов теории государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Социология права, будучи одной из наук о праве, тесно связана с правоведческими дисциплинами  общей теорией права, философией права, социологической юриспруденцией. Но и различия между социологией права и правовыми дисциплинами достаточно существенны. Под правовыми дисциплинами в данном контексте мы понимаем систему наук о праве, которая традиционно преподается на юридических факультетах, а также используется в юридической практике. Самое простое различие между социологией права и правовыми дисциплинами состоит в том, что последние изучают нормы права как таковые, а социология права стремится понять, как социальные причины, порождающие эти нормы, так и социальные последствия этих норм. Разумеется, что и юриспруденция не может замкнуться лишь в текстах законов, оторванных от жизни, от генезиса правовых норм и их применения. Ей всегда приходилось учитывать возможные социальные последствия принятия того или иного закона. Различие между системой наук о праве и социологией права следует искать и в специфике ракурса рассмотрения права как их объекта. Право, которое юриспруденция изучает изнутри, социология права рассматривает с внешней стороны. И именно поэтому она видит его как социальное явление, не пытаясь проникнуть в его глубинную сущность. Правовед находится внутри правовой системы своего национального права. Он его практикует, участвует в развитии доктрины, является авторитетом в праве. Социолог же пребывает вне изучаемой системы и не влияет на ее функционирование. Характерная черта социологии права состоит именно в дистанцировании от изучаемой правовой реальности. Социолог пользуется эмпирическими методами и его интересуют как внешние явления, так и глубинные связи, возникающие на всех уровнях социального. Философия права является высшей духовной формой познания права, его сущности и смысла, его социальной и человеческой значимости. Она подвергает осмыслению права и обязанности личности, сущность справедливости, свободы и равенства, естественное право. Социология права была некогда частью философии права. Но их союз был возможен лишь до тех пор, пока социологи, как и философы, возводили умозрительные конструкции о человеке и обществе на основе своего личного опыта. Когда социология обратилась к эмпирическим методам исследования: наблюдению, эксперименту, анкетированию и т.п.  произошел разрыв. Однако существенные различия в методах и способах познания правовых феноменов отнюдь не исключают связей между ними.


Цель работы – рассмотреть теорию права, социология и философию права. Поставленная цель может быть решена с помощью следующих задач:

  • рассмотреть понятие науки теории государства и права;
  • изучить система методов теории государства и права;
  • исследовать функции и нормы теории государства и права как юридической науки;
  • рассмотреть Место теории государства и права в системе юридических наук;
  • изучить взаимосвязь социальных норм и теории права;
  • рассмотреть место теории государства и права в системе социальных норм.

Объект работы – рассмотреть взаимосвязь теории права, социологии и философии права.

Предмет права – нормы, взаимосвязи теории права, социологии и философии права. При написании работы были использованы частно- и общенаучные методы.

Глава 1. Общая характеристика теории права и философии права

1.1 Понятие науки теории государства и права

В системе юридических наук теория государства и права является фундаментом юридических знаний. Исторически правовые знания развивались в различных формах, вместе с развитием самого государства и права: вначале в форме мифологии, потом религии, а с появлением рационалистической философии – в философской форме. Этот этап развития еще нельзя назвать научным, хотя некоторые теории этого периода приобретают наукообразную форму. Появляется система доказательств, отрабатывается терминология, предпринимаются попытки проверить теоретические изыскания на практике. Однако наука становится таковой только тогда, когда у нее есть четкий предмет и объект исследования, методология, система закономерностей и верификация результатов исследования [3, с. 56].

С теорией государства и права это происходит, как и с большинством гуманитарных наук, в XIX в., когда она выделяется из правовой философии в самостоятельную науку [4, с. 13]. И именно с этого момента она становится краеугольным камнем юриспруденции. Что же отличает теорию государства и права от остальных юридических дисциплин? Прежде всего предмет науки. Предметом теории государства и права в отечественной литературе традиционно является система закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и здесь изучаются в их наиболее общих проявлениях, с высокой степенью обобщения и абстрагирования от конкретных их образцов.


Для исследования своего предмета данная наука обобщает достижения всех юридических наук, но и на этом не останавливается, а обращается к опыту других гуманитарных наук, изучающих общественные явления, с целью выявления факторов, определяющих эволюцию государственных и правовых институтов, в том числе, в отличие от остальных юридических наук, изучается не только объективная сторона предмета, но и субъективная. Поскольку предмет науки находится в постоянном движении, скорость которого неуклонно растет, теория государства и права является одной из самых динамичных юридических наук [2, с. 12].

Еще одна отличительная особенность науки теории государства и права – ее функции.

Первая функция, общая для всех наук, – гносеологическая. Это изучение и объяснение явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Значение этой функции состоит в сборе эмпирических данных для последующего анализа и обобщения с целью выявления общих закономерностей развития. С помощью этой функции как раз и появляются устойчивые знания предмета. Реализация этой функции позволяет решить онтологические проблемы государства и права, ответить на вопросы о сущности этих явлений, особенностях и факторах, повлиявших на их происхождение и развитие. Обобщая данные отдельных юридических наук, теория государства и права создает целостную картину правового и государственного развития как отдельных систем, так и общемировых процессов. Это базовая функция любой науки [8, с. 87].

Вторая функция – прогностическая. Она заключается в выработке на основе полученных научных знаний прогноза развития государственно-правовых явлений. Это не предсказание, а научный прогноз с той или иной степенью допущения и погрешности. Реализация этой функции позволяет предвидеть возможные проблемы развития и избежать тяжелых последствий для общества и государства. Точность прогноза определяется полнотой реализации предшествующей функции [5, с. 52].

Третья функция – методологическая. В науке часто она рассматривается как единая, хотя в последнее время принято выделять отдельные методологические функции.

К методологическим функциям относятся:

  1. эвристическая – создание предпосылок для научных открытий, стимулирование появления новых гипотез и теорий. Иногда эту функцию называют организаторской функцией науки;
  2. координирующая – разработка методологии, общей для всех юридических наук, с помощью которой координируется всестороннее изучение предмета. В рамках этой функции разрабатывается единый для всех юридических наук понятийный аппарат, система категорий и структурных элементов юриспруденции;
  3. интегрирующая – объединение на общей основе данных отраслевых наук, дающее целостную картину предмета;
  4. логико-юридическая – разработка особой системы доказательств юридической науки [3, с. 56].

Четвертая функция – мировоззренческая. Ее задача заключается в формировании определенного типа мировоззрения общества и индивида. Среди мировоззренческих функций можно выделить:

1) гуманистическую – формирование в юридической науке и в обществе ценности человеческой личности, признание и уважение прав человека и гражданина, учет интересов личности при оценке деятельности существующих правовых и государственных институтов;

2) социально-аксиологическую – формирование системы социальных ценностей, взаимодействие права и общественной морали;

3) культурно-воспитательную – воспитание развитого правосознания и правового поведения, осознания своих прав и обязанностей;

4) идеологическую – создание определенной модели общественных отношений, объединение государственных и общественных целей и идеалов [10, с. 24]. Иногда выделяют пятую функцию – организационно-прикладную. Она проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

1.2 Система методов теории государства и права

Для любой науки, тем более фундаментальной, огромное зна­чение имеет методология. Методология представляет собой си­стему особых приемов, принципов и методов изучения общих за­кономерностей возникновения, становления и развития государ­ственно-правовых явлений. Принципы познания ‒ это базовые, аксиоматичные осно­вания исследования, без учета которых выводы будут недо­стоверными и неадекватными реальности. К основным из них относятся:

1) принцип объективности. Для полноценных выводов уче­ный должен опираться на всю полноту эмпирических данных. Нельзя подгонять выводы под заданную схему, отбрасывая не вписывающиеся в нее факты. Необходимо абстрагироваться от личных идеологических и аксиологических предпочтений и ис­ходить из объективной реальности;

2) принцип историзма. Любое явление необходимо рассма­тривать в развитии, определяя этапы и факторы, оказавшие вли­яние на эволюцию;

3) принцип детерминизма. В реальности, которая нас окружа­ет, нет случайностей. У всего имеется причина и следствие. Не­ обходимо установить всю цепочку взаимосвязи явлений;


4) принцип системности. Любое явление рассматривается в системе одновременно существующих явлений;

5) принцип плюрализма предполагает отсутствие монополии на истину и закрепляет возможность существования различных концепций, школ, идейно-теоретических подходов [14, с. 43].

Метод ‒ это система приемов, правил, требований, позво­ляющих исследовать предмет познания. Методы, используе­мые теорией государства и права, делятся на всеобщие (философ­ские), общенаучные, специально-научные и конкретно-научные. Всеобщие методы ‒ идеалистический и материалистический, имеют диалектическую и метафизическую разновидности. Идеалистическая и материалистическая метафизика предполагает отсутствие развития существующих институтов, отличаясь лишь выделением их различного происхождения. Диалектика предполагает постоянное изменение явлений под воздействием божественного провидения (объективный идеализм), сознания человека (субъективный идеализм) или материальных факторов (материалистическая диалектика). При этом диалектическое развитие происходит по определенным закономерностям. Законы диалектики, открытые Г. Гегелем в рамках идеализма, применяются и материалистами.

Это закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания и закон единства и борьбы противоположностей. Общенаучные методы используются всеми науками. Это ме­тоды наблюдения и эксперимента, моделирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии. Применение этих методов в юри­спруденции имеет свои особенности, связанные с объектом иссле­дования [16, с. 48].

Так, возможности социального эксперимента, позволяю­щего, например, проверить эффективность результатов исследова­ния отдельных правовых институтов, ограничены моральными и юридическими нормами, поскольку могут иметь тяжкие послед­ствия как для отдельного человека, так и для общества в целом. Анализ предполагает выделение составных частей и изуче­ние базовых составляющих того или иного явления. Синтез, на­ оборот, объединяет разрозненные элементы в единое целое.

Наиболее эффективный результат получается при совместном применении обоих методов. Специально-научные методы используются в юридических науках. Среди них большинство ученых выделяют:

1) формально-логический, с помощью которого можно соотне­сти абстракции права с реальностью, определить степень адек­ватности норм права и их жизнеспособность;

2) структурно-логический, дающий возможность посредством анализа внутренней структуры государственных институтов или норм права определить их совершенство и предсказать динамику изменений;