Файл: Основы управления конфликтами в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вышерассмотренные точки зрения определяют специфику процедуры преодоления конфликта, в рамках которой выделяют две группы способов управления им: педагогические и административные (рисунок 5).

Управление конфликтами

Способы преодоления конфликта

Педагогические

Административные

Беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих, др. меры воспитательного аспекта

Силовое разрешение конфликта, подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих

Разрешение конфликта по приговору – решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда

Рисунок 5 - Способы разрешения конфликта [12, с. 284]

Особо важным на данном этапе является выбор стратегий и методов разрешения конфликта. Как правило, поведение лиц, участвующих в процессе управления конфликтом, может быть описано с помощью таких качественных показателей, как настойчивость, характеризующей направленность на достижение собственных интересов, и кооперативность, состоящей в учете интересов других лиц. Исходя из разной степени выраженности вышеуказанных параметров, можно выделить пять основных стратегий разрешения конфликта (рисунок 6).

Решение проблемы

Степень внимания сторон к взглядам и интересам других

Низкая высокая

сглаживание компромисс

уклонение принуждение

высокая

степень внимания сторон к взглядам и интересам других

Рисунок 6 - Стратегии поведения при разрешении конфликта

Структурные методы могут быть использованы для разрешения, главным образом, организационных конфликтов, связанных с неравномерным распределением функций, прав и ответственности и применением и применением недостаточно эффективной системы мотивации и стимулирования труда. В составе структурных методов выделяют следующие [17 ,с. 263]:

  • Разъяснение требований к работе;
  • Использование координационных механизмов;
  • Разработка и уточнение общеорганизационных целей;
  • Создание обоснованных систем вознаграждения.

Переговоры представляют собой процесс взаимосогласованных действий урегулирования конфликта с целью установления меры соответствия или несоответствия позиций конфликтующих сторон. Переговоры, как метод урегулирования конфликтов, выполняют ряд значимых функций (рисунок7).


Функции переговоров

Информационно-коммуникационная

Регулирующая

Контролирующая

Совместное решение проблемы

Рисунок 7 - Функции переговоров

Эффективная реализация данной методики управления возможна при наличии следующих условий [6, с. 30]:

  • Стороны, участвующие в конфликте, должны быть взаимозависимы;
  • Отсутствуют значительные различия в возможностях участников конфликта;
  • Возможность проведения переговоров обусловлена соответствующей стадией развития конфликта;
  • Участие в переговорах сторон, которые могут принимать решения в сложившейся ситуации

Что касается методики ответных агрессивных действий, то ее применение крайне нежелательно для эффективного разрешения возникших противоречий, особенно в том случае, если речь идет об урегулировании конструктивных конфликтов, поскольку данный метод основан на применении грубой силы. Однако, в определенных ситуациях разрешение конфликта возможно только с помощью рассматриваемого метода

В управлении и улаживании конфликтов исключительно важная роль принадлежит руководителю организации, поскольку он, в силу своего служебного положения, заинтересован в позитивной направленности конфликтов и минимизации негативного влияния деструктивных конфликтов. При этом руководитель наделен всеми необходимыми властными полномочиями для воздействия на поведение подчиненных в конкретном конфликте.

Необходимо отметить так же, что в условиях конфликтной ситуации руководитель может выполнять как роль непосредственного участника конфликта, так и посредника в урегулировании возникших разногласий и противоречий. Руководитель может стать одним из оппонентов конфликта в случае нарушения им служебной этики, несоблюдения норм трудового законодательства или несправедливой оценки работы и поведения подчиненных. Однако, являясь одним из участников противостояния, руководитель несет полную ответственность за результаты и последствия конфликтного поведения.

Совсем по-иному проявляется роль руководителя-посредника, поскольку он в силу своего статус и ролевого положения не может дистанцироваться от реальных проблем, противоречий и споров, возникающих в организации. Усилия руководителя как посредника в урегулировании конфликтных ситуаций должны быть направлены на корректное сопоставление несхожих взглядов и мнений, выяснение несовпадающих интересов и целей и придание им положительной, конструктивной направленности.


Необходимо отметить особую роль руководителя в профилактике конфликтов в организации, которая, как отмечает Гайрбекова Р.С., может вестись по четырем направлениям [9, с. 48]:

  1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций;
  2. Оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций;
  3. Устранение социально-психологических причин конфликта;
  4. Блокирование личностных причин возникновения конфликта

При этом необходимо выделить две группы факторов, способствующих профилактике деструктивных конфликтов. Они описаны в таблице 3

Таблица 3

Факторы, способствующие профилактике деструктивных конфликтов

Объективные факторы

Объективно-субъективные организационно- управленческие факторы

1. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации;

2. Справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе;

Разработка и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций;

4. Успокаивающая материальная среда, окружающая человека

1. Структурно-организационные факторы: оптимизация структуры фирмы, оптимизация формальной и неформальной структур коллектива:

2. Личностно-функциональные факторы: соответствие работников требованиям, предъявляемым занимаемой должностью;

3. Ситуативно – управленческие факторы: принятие оптимальных управленческих решений, грамотная оценка результатов деятельности других работников

Помимо вышерассмотренных, достаточно большой интерес представляют социально-психологические условия профилактики конфликтов, проявляющиеся в сбалансированном социальном взаимодействии. Так, можно выделить несколько соотношений, основных балансов, нарушение которых может привести к возникновению конфликта. Это баланс ролей, баланс взаимозависимости в решениях и действиях, баланс взаимных услуг, баланс ущерба [14, с. 60].

Обобщая все вышесказанное в данном параграфе работы, можно заключить, что управление конфликтами в организации – достаточно сложный процесс, специфика которого определяется природой и источниками возникновения конфликтного противоречия. При этом особое значение приобретают вопросы, связанные с выбором стратегий и методов разрешения конфликта, от которых во многом зависит эффективность действий по урегулированию конфликта и возможность реализации интересов его участников. Необходимо отметить особую роль руководителя в процессе управления и профилактики конфликтов в организации, деятельность которого должна быть направлена на поддержание конструктивных конфликтов и предупреждение и своевременное преодоление конфликтов, оказывающих негативное влияние на деятельность организации.


Глава 2. Исследование и управление конфликтами в ООО "Производственная компания"

2.1 Общая характеристика деревообрабатывающего предприятия города Ульяновска ООО "Производственная компания"

ООО "Производственная компания" - деревообрабатывающие предприятие, занимается заготовкой и переработкой древесины, производством строганных пиломатериалов, производством мебели и межкомнатных дверей. Характер деятельности - коммерческий, правовая форма организации - общество с ограниченной ответственностью.

ООО "Производственная компания" производит конечную продукцию, занимается экспортом межкомнатных дверных полотен в страны ближнего зарубежья. Конечная продукция ООО "Производственная компания" имеет очень большой ассортимент.

Проект имеет поддержку администраций всех уровней Ульяновской области, так как он создаёт новые рабочие места и является источником пополнения бюджета.

ООО "Производственная компания" занимается деревопереработкой с 1994 года. Первоначально в организации работало 15 человек. Постепенно наращивая объемы производства, предприятие построило новые цеха по шпанированию деревянных заготовок и автоматическая линия отделки изделий из древесины. В 1999 году было открыто 16 филиалов по всей России. Спрос на данную продукцию возрастает и тербует наращивания объемов производства. Для повышения выхода пиломатериалов из пиловочного сырья установлена линия по переработке горбыля.

Также компания предусматривает дальнейшую перспективу производства клееного бруса, паркета и рейки пола.

Год за годом набирает новые обороты лесопильное производство, закупаются деревообрабатывающие станки и лесопильные рамы. На сегодняшний день предприятие представляет собой мощный комплекс по заготовке и переработке древесины.

Миссия организации - это генеральная цель, это предназначение организации, польза, которую она принесет своими действиями. Для того, чтобы сформулировать миссию организации необходимо определить кто наши клиенты и какие потребности таких клиентов необходимо удовлетворить.


Миссия деревообрабатывающего предприятия ООО "Производственная компания" заключается быть экспортером качественной продукции, соответствующей мировым стандартам. Одной из целей любой коммерческой организации является получение максимально возможной прибыли.

Прибыль предприятия прямо пропорционально зависит от его производительности, следовательно только при максимальной производительности.

Изделия из дерева характеризуются экологичностью, эластичностью, а так же средним уровнем цен.

В последнее время увеличивается спрос на высококачественные строительные и отделочные материалы, на высококачественную мебель и двери из древесного массива, поэтому в отрасли сложились хорошие тенденции для производства клееной продукции, продукции из массивной древесины.

Основные цели предприятия ООО "Производственная компания" заключаются в:

получении максимально возможной прибыли. Это вообще главная цель, ради которой создается любое предприятие;

увеличения уровня продаж и повышение спроса на продукцию ООО "Производственная компания";

усилить свое положение на рынке;

выпускаемая продукция должна соответствовать мировым стандартам;

благосостояние рабочих.

Максимально возможная прибыль может быть получена при помощи использовании всех имеющихся производственных ресурсов. Спрос на продукцию предприятия можно повысить за счет среднего уровня цен при высоком качестве и расширение списка выпускаемой продукции. А для этого необходимо внедрение новейших современных технологий.

Продукция из натуральных материалов является элитным товаром из-за её экологичности. Разнообразив ассортимент, предприятие привлекает больше покупателей, завоевывая основную долю рынка в деревообрабатывающей промышленности Ульяновской области.

На сегодняшний день предприятие успешно функционирует на рынке дверей и их комплектующий. Вся производимая продукция сертифицирована. С 1996 года предприятие имеет свой товарный знак и систематически учувствует в региональных и общероссийских выставках, где продукция компании отмечается среди лучших производителей. Отличительной особенностью продукции ООО "Производственная компания" от аналогичной продукции отечественного и импортного производства является высокое качество и низкие цены.

Среднесписочная численность работников в 2018 г. составила 294 человека.

Нанимая рабочих, руководитель берет на себя ответственность за их уровень жизни. Из-за размера заработной платы, других возможных благ между работниками организации возникает конкуренция. Вследствие этого они относятся к работе более ответственно, выполнение работы более качественное. А от этого зависит производительность предприятия.