Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итоги к вышеизложенному мы можем сделать вывод, что рыночная экономика представляет собой саморегулирующуюся систему, развивающуюся по своим собственным законам. Однако, как нами уже отмечалось, в современном мире экономика не свободна от воздействия государства. Государство, как особая форма публичной власти, формирует экономическую политику и проводит, воздействуя на поведение субъектов экономической жизни, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой не хаотичное воздействие, а строго упорядоченную систему мер, принимаемых государством в установленных законом формах для проведения государственной экономической политики. Эти и другие факторы обуславливают необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Глава 2. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий и организаций, так и непосредственно, гражданина, предполагает формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное воздействие. Хозяйственникам предпринимателям нужно чтобы не было административно региональных барьеров для движения товаров, действовала свободная от монополии добросовестная конкуренция, разумным было налогообложение, доступным кредит. Каждый гражданин надеется, что государство защитит от инфляции, перекроет каналы желающим делать деньги из воздуха, устранит использование средств из бюджета в узкокорыстных интересах (что происходит и по сей день), будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций. Насколько государство сможет выполнить данные требования? Каким образом оно будет это осуществлять? И насколько это является целесообразным? Вот наиболее важные вопросы, которые будут рассмотрены в данной главе.

В рамках данной главы выделен и проанализирован ряд направлений государственного регулирования, формирующих общие условия ведения предпринимательской деятельности.

Формирование благоприятных условий для развития предпринимательства является главной задачей государственного регулирования предпринимательской деятельности. В связи с этим было изучено и проанализировано развитие объективных для всех хозяйствующих субъектов направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности: антимонопольного, налогового и административного регулирования, а также системы государственной поддержки предпринимательской деятельности.


2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности

В последнее время с каждым годом всё больше увеличивается роль предпринимательской деятельности в жизни граждан Российской Федерации. Предпринимательская деятельность все глубже проникает в жизнь каждого гражданина. В связи с этим все актуальней становится потребность в административно-правовом регулировании. Одной из целей данного параграфа, разобраться в том на какую глубину проникает административное регулирование в предпринимательскую деятельность и насколько оправданно глубина того или иного вида административного регулирования.

Административное регулирование – это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений.[18]Администрация – это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее.[19]

Содержание административного регулирования заключается:

· в принятии новых административно правовых норм в соответствии с потребностями общества и государства;

· упорядочении и закреплении на основе современных норм права наиболее целесообразных общественных отношений в сфере государственного управления (приватизация государственного и муниципального имущества, регистрация прав на имущество и т. д.);

· охране урегулированных правом управленческих отношений (в том числе через установление ответственности за их нарушение);

· развитии новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития нашего общества (предпринимательство, лицензирование и т. д.);

· вытеснении из сферы управления общественных отношений, не отвечающих современным условиям (административно-командных, устаревших налоговых отношений).

Система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества, именуется механизмом административно правового регулирования, в структуру которого могут входить следующие элементы:


· нормы административного права, закрепленные в федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, законах субъектов Федерации и в других нормативных правовых актах;

· акты толкования норм административного права (инструкции, правила, нормативы и др.), издаваемые уполномоченными на то органами;

· акты применения норм административного права (поощрительные или в отношении правонарушителей);

· административно-правовые отношения.

Важнейшими средствами механизма административного регулирования являются нормативные и индивидуальные правовые акты, которые принимаются на федеральном и региональном уровнях. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников правоотношения.

Акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования как средство закрепления индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения.

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы – пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе – типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами.[20]

Административное воздействие на предпринимательскую деятельность так же может выражаться в:


· определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах;

· нормативных требованиях к качеству; и сертификации технологии и продукции

· целевых программах;

· государственных заказах и контрактах на поставки определённых видов продукции;

· применении санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству и сертификации работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке;

· правовых и административных ограничениях и запреты по выпуску отдельных видов продукции и др.[21]

В административно-правовом отношении как элементе государственного регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяется порядок реализации обязанностей и прав участников отношения.

Власть, используя административное регулирование предпринимательской деятельности решает важные экономические проблемы. Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п. Ведь административное регулирование – это управления объектом на стадии его движения к заданному результату; деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной атмосферы, которые бы оказывало содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределения валового национального продукта и национального богатства; корректирование распределения ресурсов с целью усовершенствования общественного производства; стабилизация экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализ экономической конъюнктуры; стимулирование производственной активности и т.п.

Взаимодействие административной власти и предпринимательских структур, в последнее время, в связи с повышающимся ростом предпринимательской деятельности приобретает все более важное значение. Практика показывает, что экономическое благосостояние страны зависит от формы правления и стабильности законодательной системы. Если руководство государства полноценно и эффективно работает и обеспечивает нормальное функционирование законов, то страна будет процветать независимо от ее географического положения и культурной ориентации. Так что экономические победы и поражения абсолютно всех стран определяются не абстрактными экономическими условиями, а конкретной политической и правовой стратегией их руководства в отношении к предпринимательству.[22]


Путем снижения административных барьеров, обеспечения качества товаров, работ и услуг, создания целевых программ и др. воздействия административное регулирование обеспечивает нормальное функционирование предпринимательской деятельности, а она в свою очередь обеспечит благосостояние страны.

2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.[23]

В данном параграфе я постараюсь рассмотреть вопрос налогового регулирования предпринимательской деятельности.

Взимание налогов прежде всего выполняет публичную фискальную функцию, поскольку они являются источником формирования государственного бюджета. Кроме того, система налогообложения значительно влияет на предпринимательскую деятельность – посредством взимания налогов государство может стимулировать или, напротив, замедлять развитие отдельных видов хозяйственной деятельности.

Исследователи выделяют несколько аспектов воздействия налогов на сферу предпринимательства.

Прежде всего фискальная функция, суть которой заключается в формировании государственных денежных фондов, финансовых ресурсов государства, проявляется через обязанность предпринимателей уплачивать налоги.