Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
1.1 Понятие и сущность стилей руководства
1.2 Стили руководства и их структура
ГЛАВА 2 Анализ стиля и методов руководства в компании на примере ООО «Альфа НСК»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Факторы формирования стиля
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА АДЕКВАТНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОМПАНИИ ООО «АЛЬФА НСК»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Характеристика ситуационных подходов к стилю руководства
Стили |
Характеристика |
Подход Т. Митчела и Р. Хауса |
|
Поддержки |
Руководитель старается сделать труд подчиненных более приятным, общается как с равными и демонстрирует дружелюбие |
Инструментальный |
Руководитель сообщает подчиненным, что он от них хочет; дает конкретные указания, что и как надо сделать. Роль руководителя понятна всем |
Партисипативный |
Руководитель делится информацией, использует идеи подчиненных для принятия решений группой |
Ориентированный на ожидание |
Руководитель ставит довольно напряженную цель, ожидая, что подчиненные буду работать в полную меру своих возможностей. При этом он вселяет в подчиненных уверенность, что они способны работать высокоэффективно |
Подход П.Херси и К.Бланшара |
|
Давать указания |
Сочетание большой степени ориентированности на задачу и малой – на человеческие отношения |
Продавать |
В равной степени высокая ориентация и на задачу, и на отношения |
Участвовать |
Высокая степень ориентации на человеческие отношения и низкая – на задачу |
Делегировать |
Низкая степень ориентации и на задачу, и на отношения |
а
Приложение 2
Взаимосвязь методов управления и стиля руководства
Параметры взаимодействия руководителя с коллективом |
Стили руководства |
||
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Приемы принятия решений |
Единолично решает вопросы |
Перед принятием советуется с подчиненными |
Ждет решения совещания |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказывает, командует, распоряжается |
Предлагает, просит |
Предлагает, упрашивает |
Отношение у инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, используя в интересах дела |
Отдает инициативу подчиненным |
Распределение ответственности |
Берет на себя или перекладывает на подчиненных |
Распределяет ответственность в соответствии с полномочиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к подбору кадров |
Старается избавиться от квалифицированных работников |
Подбирает деловых, грамотных работников |
Подбором кадров не занимается |
Стиль общения |
Держит дистанцию |
Дружески настроен, любит общение |
Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе |
Отношение к недостаткам собственных знаний |
Все знает – все умеет |
Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику |
Пополняет свои знания, поощряет это стремление у подчиненных |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль |
Мягок, покладист |
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной жесткой дисциплины |
Осуществляет дифференцированный подход к людям, сторонник разумной дисциплины |
Формальная дисциплина |
Отношение к воздействию на подчиненных |
Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам |
Использует различные виды стимулов постоянно |
Использует различные виды стимулов постоянно |
Приложение 3
Поведенческий подход
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
Сильные стороны |
Внимание к срочности и порядку, предсказуемость результата |
Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении |
Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера |
Слабые стороны |
Сдерживается индивидуальная инициатива |
Требует много времени на принятие решений |
Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера |
Приложение 4
Таблица 1.1 ‑ Отличие руководителя от лидера
Руководитель |
Лидер |
|
|
Руководитель |
Стиль |
Должностное лицо |
приемы и способы решения задач управления |
Приложение 5
Основные черты стилей руководства
Приложение 6
Рекомендации какой стиль руководства выбрать
Основной фактор, учитывающийся при выборе стиля |
Рекомендуемый стиль руководства |
|
Автократичный |
Демократический |
|
Способности работника |
Не умеет работать |
Умеет работать |
Отношение к работе |
Не желает работать |
Желает работать |
Содержание задания |
Простое задание |
Сложное задание |
Рабочая ситуация |
Неблагоприятная |
Благоприятная |
Приложение 7
Шкала повышение процента от выручки при повышении категории рабочего
Третья категория |
Вторая категория |
Первая категория |
1,5% от выручки к з/п |
1,8% от выручки к з/п |
2% от выручки к з/п |
Приложение 8
Стадия жизненного цикла предприятия
Приложение 9
Элементы менеджмента ООО «Альфа НСК»
Приложение 10
Оценка стиля руководства высшего менеджмента ООО «Альфа НСК»
1 |
Общие характеристики |
Сотрудники, привлеченные для оценки |
||
1 |
2 |
3 |
||
А |
Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей определяются формальными процедурами, а вся ответственность ложится на руководителя. |
0 |
17% |
0 |
B |
Организация подобна большой семье. Люди выглядят имеющими много общего, ответственность распределяется в соответствии с полномочиями. |
57% |
83% |
100% |
С |
Организация очень динамична и проникнута предпринимательством, люди готовы жертвовать и идти на риск. |
2 |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
|
2 |
Общий стиль управления |
1 |
2 |
3 |
А |
Общий стиль лидерства являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел в русле рентабельности. |
43% |
33% |
50% |
B |
Общий стиль лидерства представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить. |
57% |
50% |
25% |
С |
Общий стиль лидерства служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску. |
0 |
17% |
25% |
Всего |
100 |
100 |
100 |
|
3 |
Управление наемными работниками |
1 |
2 |
3 |
А |
Стиль менеджмента характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях. |
28% |
33% |
50% |
B |
Стиль менеджмента характеризуется поощрением командной работы, единодушия и участия в принятии решений. |
57% |
67% |
50% |
С |
Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы. |
17% |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
|
4 |
Способ принятия решения |
1 |
2 |
3 |
А |
Единоличный, руководителем. |
0 |
0 |
0 |
B |
Руководителем совместно с подчиненными. |
100% |
100% |
100% |
С |
Сотрудниками или группой при участии руководителя или без него. |
0 |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
|
5 |
Отношение руководителя к контактам |
1 |
2 |
3 |
А |
Соблюдает дистанцию. |
57% |
17% |
25% |
B |
Активно поддерживает. |
43% |
83% |
75% |
С |
Инициативы не проявляет. |
0 |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
|
6 |
Отношение к подчиненным |
1 |
2 |
3 |
А |
Жесткое, требовательное. |
0 |
0 |
0 |
B |
Доброжелательное, требовательное. |
100% |
100% |
100% |
С |
Мягкое, нетребовательное. |
0 |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
Приложение 11
Модель стилей по Вруму и Йеттону
Р
Приложение 12
Данные для модели Блейка-Моутон ООО «Альфа НСК»
Вариант ответа |
Обработка |
||||||
Преобладающая ситуация профессиональной деятельности |
В |
Ч |
И |
Р |
Н |
||
1 |
Я действую как представитель коллектива |
1 |
15 |
3 |
1 |
- |
0,855 |
2 |
Я предоставляю членам коллектива свободу в выполнении работы |
3 |
13 |
2 |
1 |
1 |
0,875 |
3 |
Я поощряю применение унифицированных приемов в работе |
18 |
1 |
1 |
- |
- |
0,986 |
4 |
Я разрешаю подчиненным решать задачи обучения по их усмотрению |
- |
2 |
16 |
2 |
- |
0,130 |
5 |
Я побуждаю подчиненных и коллег к большему напряжению в работе |
4 |
14 |
2 |
- |
- |
0,928 |
6 |
Я полагаю, что руководители должны иметь возможность выполнять свою работу так, как они считают целесообразным |
1 |
3 |
4 |
11 |
1 |
0,101 |
7 |
Я поддерживаю высокий темп работы подчиненных |
4 |
15 |
1 |
- |
- |
0,986 |
8 |
Я направляю помыслы подчиненных на выполнение задач |
1 |
14 |
4 |
1 |
- |
0,884 |
9 |
Я лично разрешаю конфликты |
- |
2 |
16 |
1 |
1 |
0,130 |
10 |
Я неохотно предоставляю подчиненным свободу действия |
1 |
13 |
5 |
1 |
- |
0,03 |
11 |
Я решаю сам, что и в какой последовательности должно быть сделано |
14 |
4 |
1 |
1 |
- |
0,014 |
12 |
Я уделяю внимание показателям эффективности труда |
20 |
- |
- |
- |
- |
1,000 |
13 |
Я распределяю задания, исходя из своих представлений о целесообразности |
10 |
4 |
2 |
3 |
1 |
0,783 |
14 |
Я способствую нововведениям в коллективе |
5 |
12 |
3 |
- |
- |
0928 |
15 |
Я тщательно планирую работу |
4 |
13 |
3 |
- |
- |
0,003 |
16 |
Я не объясняю подчиненным свои решения и оценки |
4 |
12 |
2 |
- |
2 |
0,073 |
17 |
Я стараюсь убедить подчиненных в полезности моих действий и справедливости оценок |
11 |
8 |
1 |
- |
- |
0 |
18 |
Я предоставляю подчиненным придерживаться собственного графика выполнения заданий |
- |
2 |
3 |
11 |
4 |
0,101 |
Приложение 13
Решётка менеджмента» модели Блейка-Моутон
9.9. Работа выполняется людьми, увлеченными своим делом. Их сотрудничество основано на общем понимании целей организации и осознании того, что достижение этих целей требует взаимодействия на базе доверия, ответственности, уважения
В
Н
И
М
А
Н
И
Е
К
Л
Ю
Д
Я
М
9
8
7
6
5
4
3
2
1
2
3
4
9
8
7
6
5
1
1.9. Внимание к потребности людей в хороших взаимоотношениях на работе способствует формированию дружественной атмосферы в коллективе и выработке рабочего ритма, удовлетворяющего сотрудников
5.5. Нормальное функционирование организации достигается при разумном сочетании внимания к выполняемой работе и поддержанию хорошего социально-психологического климата
Стиль:
4,044;
4,784
9.1. Эффективность функционирования является результатом такой организации труда, при которой контакты между сотрудниками сведены к минимуму
1.1. Минимальных усилий, предлагаемых для выполнения порученной работы достаточно, чтобы остаться сотрудником организации
Внимание к производству
Приложение 14
Обязанности топ – менеджеров ООО «Альфа НСК»
Приложение 15
Основные стратегические цели
Приложение 16
Основные принципы руководства ООО «Альфа НСК»
Приложение 17
Схема модели коммуникативного процесса в менеджменте ООО «Альфа НСК»
Коммуникатор
Передатчик
Приемник
Адресат
Шум
Сообщение
Сигнал
Полученный сигнал
Восстановленное сообщение
Обратная связь от адресата
Обратная связь к коммуникатору
Приложение 18
Компоненты обеспечения коммуникаций в ООО «Альфа НСК»
1.Оценка управленческих коммуникационных каналов
Анализ внутренней среды
Инструментарий: стратегический анализ, маркетинговый анализ, кадровый анализ и т.д.
Анализ внешней среды
Выявление коммуникационных потребностей
Определений зон коммуникационной среды для управленческого воздействия
2.Разработка коммуникационных стратегий
Оценка существующей стратегии
Формирование стратегии
Оценка рисков стратеги
Выбор стратегии
3. Реализация коммуникационной стратегии