Файл: Общее понятие о гражданском праве (История становления и развития дефиниции «гражданское право»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсюда мы видим, что источниками являются лишь те, которые признаны ими официально. Однако, это лишь одна сторона медали, потому что, есть еще и те правовые явления, которые хоть и не признаны государством, фактически в реальности выступают источниками гражданского права, поэтому, когда речь идет о системе, нужно учитывать все реально существующие формы права. Отсюда можно говорить о наличии типичных и нетипичных форм права, а, соответственно, и системах. Например, туда еще нужно включить некоторые судебные акты и часть внутренних актов организаций. Но при этом, нужно знать, что в любом случае существует иерархия, чёткая соподчинённость источников права, законодательно закреплённая и обеспеченная государством. Это имеет важное значение для действия правовой системы и придает единство системе источников гражданского права.

Глава 3. Гражданское законодательство, как основной инструмент реализации гражданского права

3.1 Разграничение понятий «гражданское право» и «гражданское законодательство»

Гражданское законодательство – это наиболее важный источник регулирования гражданских правоотношений. Он содержит в себе основной массив гражданских правовых норм. Прежде чем составить полную картину из элементов гражданского законодательства, необходимо разобраться с самим понятием. В предыдущей главе уже упоминалось о дискуссии вокруг двух понятий – «гражданское право» и «гражданское законодательство», где было выяснено, что они соотносятся как форма и содержание. Однако не все ученые вообще согласны так жестко разграничивать право и законодательство, указывая, во-первых, что право – это не какая-то абстракция, а вполне реальное явление, воплощенное именно в законодательстве, а, во-вторых, если говорить, о том, что составляет первичное звено того и другого (норма и нормативный акт), то получается, что одно явление автоматически поглощает другое, ведь нормативный акт и так состоит из норм [13].


Но, все же, анализ доктринальных позиций позволяет утверждать, что источники гражданского права и законодательства различны. Гражданское законодательство состоит из нормативно-правовых актов. Это юридические документы, закрепляющие нормы права. И они обладают рядом признаков. Во-первых, имеют письменную форму и принимаются в установленном законом порядке. Во-вторых, непосредственно фиксируют нормы права. В-третьих, обладают юридической силой и обеспечиваются возможностью государственного принуждения. В-четвертых, они исходят от официальных публичных органов, уполномоченных на правотворческую деятельность. Только такие акты можно относить к актам гражданского законодательства. А вот вопрос о том, из каких именно нормативно-правовых актов состоит гражданское законодательство, является дискуссионным. Одни ученые понимают законодательство в широком смысле, а другие – в узком. Для советского периода нашей страны было свойственно широкое понимание законодательства как совокупности законов и подзаконных актов. Считалось, что, если тот или иной акт имеет нормативный характер и издан уполномоченным органом, он уже является элементом гражданского законодательства. Современная тенденция выражается в закреплении узкого понимания законодательства. Однако споры по этому вопросу идут и в настоящее время. Согласно статье третьей Гражданского кодекса РФ «гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов» [11].

Тут же возникает вопрос, что означает «в соответствии с ГК». Под этой формулировкой следует понимать, что именно те законы, на которые есть специальное указание в самом ГК РФ и будут входить в структуру гражданского законодательства. Например, в статье 492 указано, что к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина в субсидиарном порядке применяются законы о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ними иные законы [3].

Собственно, это и есть тот же ФЗ «О защите прав потребителей». Все остальные нормативно-правовые акты Гражданский кодекс относит к иным актам, содержащим нормы гражданского права. Это и есть понимание гражданского законодательства в узком смысле. Данная точка зрения аргументируется тем, что в Конституции Российской Федерации власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Следовательно, законодательство должно состоять из актов только органов законодательной власти [5].


Данной точке зрения придерживается такие ученые-юристы как А. И. Масляев, В. П. Мозолин, И. А. Зенин, Д. А. Шевчук и др. Исходя из значения гражданского законодательства в широком смысле, следует, что нормы гражданского права могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах. Этому подходу следуют, например, Н.Д. Егоров, А.М. Гатин и О.А. Крассавчиков. В поддержку данной теории следует обратить внимание на буквальный смысл термина «законодательство». Например, в Советском Энциклопедическом Словаре содержится такое определение: «Это совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве или регулирующих отдельную сферу общественных отношений» [16].

Хотя при этом, понятно, что необходимо опираться на акты высшей юридической силы в первую очередь, ведь чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Поэтому особую роль среди источников гражданского права касательно законодательства занимают: Конституция, Федеральные Конституционные и Федеральные Законы Российской Федерации.

Данный дуализм понятия существует не просто так. Это сводится к тому, что, говоря о нормотворчестве, необходимо учитывать узкое понимание, где законодатель исходит из того, что гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Именно федеральному законодателю подлежит создание нормативно-правовых актов, преимущественно содержащих нормы гражданского права. Поэтому туда и входят только Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы. А вот широкое толкование нормотворчества связано с действием и право-применением гражданско-правовых норм. При этом, конечно, использование законодательства в узком смысле будет недостаточным, по причине того, что гражданские правоотношения очень разнообразны, и норм, которые их регулируют, огромное множество, поэтому они содержатся в различных нормативных актах.

Таким образом, важно заметить, что оба толкования имеют место быть, важно лишь то, в каком аспекте употребляется понятие «гражданское законодательство».

3.2 Роль Гражданского кодекса Российской Федерации в гражданском праве

Основным элементом гражданского законодательства и источником гражданского права является Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливающий важнейшие нормы данной отрасли. В истории отечественного гражданского права ученые выделяют три периода, в каждом из которых был подобный акт, занимающий центральное место в системе гражданского законодательства, это – досоветский, советский и постсоветский периоды1 . К первому периоду относится Свод законов гражданских, как составная часть Свода законов Российской Империи, а также Проект гражданского уложения Российской Империи, где отечественное гражданское право подверглось модернизации путем интеграции институтов западноевропейского права и получило системное и непротиворечивое изложение. Однако проект так и не стал законом из-за Первой мировой войны. К советскому периоду относятся следующие акты: Гражданский кодекс РСФСР 1922 года, Основы гражданского законодательства СССР 1961 года и Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. Последний период связан, во-первых, с разработанными Основами гражданского законодательства СССР 1991 года, а, во-вторых, с ныне действующим Гражданским кодексом Российской Федерации 1994 года. Новый закон был принят именно путем кодификации. Это было необходимо. Ведь именно кодификация обеспечивает единое нормативное регулирование конкретной группы отношений и дальнейшее системное развитие законодательства в соответствующей сфере. Разработке современного кодекса предшествовала подготовленная группой ученых под руководством С.С. Алексеева Государственная программа возрождения частного права. Гражданский кодекс формировался с учетом новых политических и социально-экономических условий. Он был направлен на развитие рыночных отношений. Каждая его часть принималась поэтапно в разные годы. Вся его структура выражает объективно существующую систему современного гражданского права. Часть первая Гражданского кодекса состоит из трех разделов. Первый содержит в себе общие положения гражданского права, второй включает в себя право собственности и другие вещные права, третий – общую часть обязательственного права. Вторая часть кодекса посвящена отдельным видам обязательств. Третья часть объединяет разделы, связанные с наследственным и международным частным правом. Наконец, в части четвертой регламентируются права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Основными отличиями нового ГК от ранее действующих кодексов и сводов законов, регулирующих гражданские правоотношения можно назвать следующие:


1. Акт содержит в себе 4 части и самое большое количество разделов и регулируют разнообразные виды правоотношений, место нашлось и наследственным отношениям, и отношениям по опеке и попечительству (ранее это был институт исключительного семейного права), земельным, жилищным. Также огромное количество норм посвящено правам интеллектуальной собственности и международному частному праву, при этом все выстроено в четкую и логическую систему. Ранее же многие из этих норм содержались в отдельных нормативных актах и не были систематизированы.

2. В ГК РФ закреплена система всего гражданского законодательства и имеется значительное количество отсылок к федеральным законам, что также делает его более систематизированным по сравнению с прежними актами.

3. Особенностью является и диспозитивность большинства норм, включенных в ГК РФ. Это обусловлено положениями о равенстве субъектов гражданского права, возможностью реализовывать свой интерес по своей воли.

4. Нормы ГК РФ четко отражают тенденцию рыночной экономики, которая начала развиваться в конце 20 века. Много специальных оговорок, связанных с предпринимательской деятельностью.

5. Принципиально новый подход к регламентации положений о юридических лицах, детальное регулирование.

6. Многие институты и нормы заимствованы из правопорядков зарубежных стран.

7. Детальное регулирование различных видов обязательств при условии наиболее свободного определения условий договоров.

Ранее же многие из них были хозяйственными и осуществлялись по четкому государственному плану (поставка, подряд, перевозка). Данный акт содержит в себе обширный круг терминов, которые используются во всех других актах и общие положения, имеющие значение для всей отрасли. Именно в них содержатся указания на предмет, на принципы, методы, функции, назначение отрасли гражданского права.

Надо заметить, что значение Гражданского кодекса еще и в том, что он обеспечивает единство всего гражданского законодательства и устойчивость системы 32 входящих в него актов. Собственно, сама системность данной отрасли права предопределяется наличием такого кодифицированного акта. Более того, он облегчает правоприменительную деятельность, ведь помимо того, что кодекс сам содержит обширное количество важных норм, которые напрямую применяются, он еще и обозначает федеральные законы, которые должны быть приняты в развитие положений самого кодекса. К ним можно непосредственно обратиться, заметив указание на это в определенной статье. Следует отметить и то, что основные начала, закрепленные в кодексе, выходят за рамки гражданского права. Их действие проникает в другие отрасли, каким-либо образом связанные с экономикой, управлением, частными и даже публичными правоотношениями.


Так, с помощью механизма регулирования частноправовых отношений, который содержится в кодексе, происходит включение в этот процесс публичных элементов. Действующий ГК содержит определенный правовой резерв, который позволяет государству и его органам, опираясь на основные начала гражданского законодательства в рамках кодекса, осуществлять регулирующую роль в экономической жизни страны [18].

Гражданский кодекс не является совершенным актом, поэтому он постоянно обновляется путем изменений, дополнений или отмены его отдельных норм. О его изъянах, например, говорит профессор Ю.К. Толстой. Он утверждает, что ГК был изначально далеко не идеальным актом. Во-первых, он разрабатывался, ориентируясь на гайдаровскую модель перехода к рыночной экономике, которая себя не оправдала и не была реализована. Во-вторых, он считает, что кодекс ошибочно содержит в себе одни лишь нормы частного права, что его невозможно применять без постоянного обращения к нормам публичного права, которые разбросаны по самым различным нормативным актам и не согласованы ни друг с другом, ни с нормами частного права [21].

Отсюда много различных предложений по модернизации указанного закона. Однако, многие утверждают, что причиной модернизации являются вовсе не недостатки, которые надо устранить. Наоборот, кодекс был проверен временем его применения и оказался весьма эффективен в своем действии. Он не подвергался настолько частым и кардинальным изменениям, как большинство других кодексов в нашей стране. Необходимость периодической модернизации необходима в связи со спецификой столь динамичных правоотношений, которые регулируются ГК РФ. Так, в последние годы ведется активная работа по совершенствованию Гражданского кодекса.

В 2008 году Президент РФ дал поручение Совету по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства подготовить концепцию изменения Гражданского кодекса РФ. На его основе в данном направлении появилась «Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации», где вынесены основные тенденции по совершенствованию Гражданского кодекса. На основании Концепции началась работа над поправками в кодекс. Это явление в литературе называют седьмым этапом кодификации гражданского законодательства [30].

Концепция была создана на основе практики в сфере гражданских правоотношений, выработанной годами. Она основана как на рекомендациях юридической литературы, так и на основе судебных актов высших инстанций. В ходе ее подготовки были использованы материалы совершенствования национального гражданского законодательства в ряде стран Европы, а также, были учтены государственные программы, национальные проекты и стратегии экономического развития страны.