Файл: Корпоративная культура в организации (Исследование корпоративной культуры ВЧДЭ-5).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что корпоративная культура – это один главнейших элементов и условий существования организации в современных условиях. Принятые и усвоенные в организации культурные образцы, оказывают существенное влияние на разные стороны деятельности персонала организации: на межличностные отношения среди работников; отношения к трудовой деятельности; отношения с внешним окружением, межгрупповые отношения; на мотивацию и тому подобное.

Миссия, система ценностей, нормы и прочее - всё это формируется и реализуется в среде людей, которая и создает корпоративную культуру фирмы. Корпоративная культура является основой жизненного потенциала фирмы - это то, во имя чего люди оказались членами одной организации; то, как выстраиваются между ними отношения; что, как они считают, хорошо, а что, плохо, какие устойчивые принципы и нормы жизнедеятельности организации они разделяют.

Корпоративная культура присутствует в любой организации – с момента рождения организации и до самого конца – независимо от того, учреждается специальное учреждение для работы с ней или не учреждается. На любую компанию самое положительное влияние оказывает грамотное управление корпоративной культурой. Совершенствование корпоративной культуры, превращение её в очень мощное объединяющее и побуждающее начало, может оказаться важным рычагом повышения эффективности функционирования компании.

Цель исследования – анализ и совершенствование корпоративной культуры на примере ВЧДЭ-5.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучить теоретические основы функционирования корпоративной культуры;

- проанализировать корпоративную культуру ВЧДЭ-5;

- разработать рекомендации для проведения мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры и системы ценностей ВЧДЭ-5.

Объект исследования – ВЧДЭ-5.

Предмет исследования – корпоративная культура ВЧДЭ-5.

Проблема организационной культуры предприятий исследуется в научных работах таких авторов, как: Л К.С. Камерон, Т.Е. Диал, Т.Ю. Базаров, И.В. Грошев, П.В. Емельянов и ряда других авторов.

Методология работы заключается в анализе академической литературы, статей в периодических изданиях, внутренних актов компании и формировании выводов по их результатам, в проведении опроса персонала предприятия.

Информационную основу исследования составили теоретические исследования авторов в области организационной культуры, материалы периодической печати, касающиеся темы работы, а также внутренние документы рассматриваемой организации.


Структура работы представлена введением, тремя главами основной части, заключением, списком литературы и приложениями.

1. Теоретические аспекты реализации корпоративной культуры в организации

1.1. Понятие, сущность и значение корпоративной культуры

Понятие «корпоративная культура» возникло не так давно. В прошлом веке под корпоративной культурой стали понимать взаимоотношения и некоторые правила поведения, гласно или негласно существующие в среде. П.Б. Вейлл под ней подразумевают «систему ценностей, разделяемую всеми работниками организации» [4, c. 19]. Согласно его мнению, корпоративная культура является основой жизненного потенциала компании и поведения персонала. Практика показывает, что процветающие организации, чаще всего, имеют высокую корпоративную культуру.

Похожего мнения придерживается Э.Х. Шейн, утверждает, что «корпоративная культура – это главнейший элемент и условие существования организации. Принятые и усвоенные в организации культурные образцы, оказывают существенное влияние на разные стороны деятельности персонала организации: на межличностные отношения среди работников; отношения к трудовой деятельности; отношения с внешним окружением, межгрупповые отношения; на мотивацию и тому подобное» [20, c. 12].

Таким образом, корпоративная культура - совокупность ценностей, убеждений, норм и правил поведения, подходов к работе, которые осознанно или неосознанно приняты и соблюдаются в компании, определяя деятельность каждого сотрудника.

Корпоративную культуру только в последние годы стали считать главным показателем, который необходим для правильного понимания управления компанией. Тем не менее, в последнее время, интерес к данной теме всё больше и больше привлекает внимание.

Для более полного понимания данного организационного явления, необходимо выделить его основные составляющие и характеризующие компоненты. Например, В.А. Макеев выделяет следующие подходы:

- особенности ценностей и норм;


- осознание себя и своего места в организации;

- коммуникационная система и язык общения;

- внешний вид, одежда;

- осознание факторы времени, отношение к нему, его использование;

- характер взаимоотношений между людьми;

- вера, оптимистическое отношение к жизни;

- процесс развития работников, их обучение и переобучение;

- трудовая этика и мотивация;

- привычки и традиции в области питания [16, c. 37].

Миссия, ценности, цели, нормы, функции и прочее - всё это формируется и реализуется в среде людей, которая и создает корпоративную культуру фирмы. Культура является основой, неким социальным клеем, взаимодействия философии организации с отдельными людьми, с отдельными группами людей и внешней средой, выдвигающей к организации свои требования [19, c. 45].

Совершенствование корпоративной культуры, превращение её в очень мощное объединяющее и побуждающее начало, может оказаться важным рычагом повышения эффективности функционирования компании.

В западных странах давно осознали, что корпоративная культура является основой жизненного потенциала фирмы - это то, во имя чего люди оказались членами одной организации; то, как выстраиваются между ними отношения; что, как они считают, хорошо, а что, плохо, какие устойчивые принципы и нормы жизнедеятельности организации они разделяют [3, c. 77].

Помимо того, что все это отличает одну компанию от другой, еще и значительно предопределяет успех её функционирования и выживания в долгосрочном периоде. В России же необходимость изучения и управления ею возникла сравнительно недавно.

Отметим, что корпоративная культура предприятия находится в тесной связи с общей культурой государства, региона, нации. Как мы знаем, под ней подразумевают совокупность общественных, производственных и духовных достижений людей. Язык, речь, основные ценности, манера поведения, принципы жизнедеятельности организации, устойчивые нормы, - все это отражает культуру фирмы и отличает одну фирмы от другой, а также оказывает значительное влияние на ее развитие и выживание долгосрочном периоде.

Корпоративная культура является системой общих норм поведения, прав ценностей, принимаемых работниками компании. Необходимо брать во внимание ее двойственный характер. На культуру организации, с одной стороны, оказывают влияние цели, господствующие ценности и идеи, стандарты и правила, принятые нормы, выдающиеся лидеры; с другой стороны - она сама осуществляет создание системы корпоративных ценностей [21, c. 124].


В ее основе лежит философия организации, разрабатываемая в границах общепринятых законов и положений: Декларации прав человека, конституции, религиозных учений, законов о труде, гражданского кодекса, устава предприятия, коллективного договора. При разработке философии организации нужно брать во внимание: количество работающих, их национальный состав, региональную специфику, культурный уровень работников, уровень жизни, тип производства (отрасль) [5, c. 70].

Как раз философия организации служит основной в ходе разработки миссии, целей, главных правил и принципов поведения, иными словами, основой корпоративной культуры фирмы. Подчеркнем, что пренебрежение философией организации приводит к возникновению конфликтов между руководством и работниками, между поставщиками и потребителями. Кроме того, оно ведет к снижению уровня имиджа организации, а в последующем - к кризису, а возможно и к банкротству.

Таким образом, непосредственными носителями корпоративной культуры, с одной стороны, являются сами работники как носители мотивов, традиций, идей, целей; с другой стороны - корпоративная культура сама оказывает воздействие на работников и ориентирует их поведение под общепринятые ценности. Отметим, что мощная корпоративная культура дает возможность предприятию остаться в бизнесе даже в ситуации снижения значения первичных целей либо в случае смены направления деятельности хозяйствующего субъекта.

Корпоративная культура находится в тесной связи с национальной, общей культурой: организация является составляющей общества, соответственно, - это носитель общей культуры. На высокопродуктивных предприятиях для преодоления межнациональных барьеров систематически проводится изучение национальных традиций, культур и прочих особенностей разных государств мира [6, c. 12].

За последние годы понятие культуры было значительно переосмыслено, оно стало гораздо шире такого понятия, как философия организации. «Человеческая среда» является основным понятием корпоративной культуры, поскольку культура рассматривается с точки зрения продукта взаимодействий, которые происходят в данной среде [8, c. 21].

Зачастую корпоративная культура является результатом взаимодействия пристрастий и желаний основателей фирмы и основополагающих установок работников, выработанных предшествующим опытом. Она составляет основу норм организационного поведения, которые были приняты в данной организации. Каждое предприятия разрабатывает свою совокупность предписаний и правил, которые управляют повседневным поведением работников. Новые работники не смогут стать полноценными членами компании, пока не освоят данные правила. Корпоративная культура также проявляется в содержании рекламы, в поддержании связей с потребителями и поставщиками, в интерьере офиса, во внешнем виде работников компании и так далее.


1.2. Признаки и функции корпоративной культуры

Корпоративная культура дает возможность поддерживать устойчивые отношения и связи не только внутри самого предприятия, но и его отношения с внешней средой. Невзирая на разные толкования такого понятия, как корпоративная культура, в них имеется ряд общих моментов. Практически всегда имеет место «базовая идеология», принимаемая всеми работниками организации: ценности, ориентирующая человека на его отношения с другими людьми; «символика», за счет которой главные ценности компании передаются ее членам.

Передача ценностных ориентиров осуществляется через символические средства материального и духовного внутрифирменного окружения. Очень многие компании разрабатывают специальные документы, в которых указываются их ценности и ориентиры [7, c. 23].

Рассмотрим признаки, на которых базируется корпоративная культура.

1. Всеобщность корпоративной культуры. Она охватывает все виды действий в компании, пронизывает всю структуру. С одной стороны, корпоративная культура - это такая форма, в которую облекаются абсолютно все хозяйственные акты (определяется процедура трудоустройства персонала, порядок разработки миссии и так далее), с другой стороны - корпоративная культура сама определяет содержание данных актов. Она формирует микроклимат организации.

2. Неформальность корпоративной культуры. С официальными распоряжениями, которые устанавливаются в приказном порядке, не связано действие корпоративной культуры. Неформальность – это причина того, что результаты воздействия организационной культуры невозможно измерить и оценить [2, c. 7].

С традиционностью правил и норм, принятых в гражданском обществе, связана устойчивость корпоративной культуры. Становление корпоративной культуры требует очень длительных усилий со стороны руководителей организации, однако когда она сформирована, то приобретает характер традиций и сохраняет свою устойчивость в течение нескольких поколений работников компании. Иногда тормозом становятся глубоко укоренившиеся нормы поведения, традиции или правила [10, c. 22].

Корпоративная культура осуществляет очень важные функции не только внутри компании, но и за её пределами. Организационную культуру внутри компании наиболее полно характеризуют следующие функции.