Файл: Роль мотивации в поведении организации (Анализ методов стимулирования персонала).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации.
1.1. Основные понятия мотивации и стимулирования персонала.
1.2. Структура мотивации и мотивационные теории.
1.2.1.Содержательные теории мотивации.
1.2.2.Процессуальные теории мотивации.
Глава 2. Анализ методов стимулирования персонала.
2.1.Материальные методы стимулирования.
2.2.Нематериальные методы стимулирования.
Глава 3. Особенности системы мотивации трудовой деятельности.
3.1.Мотивация профессиональной деятельности
3.2.Рекомендации по мотивации трудовой деятельности персонала.
Глава 3. Особенности системы мотивации трудовой деятельности.
3.1.Мотивация профессиональной деятельности
Конечно же каждый руководитель при составлении и разработке системы мотивации должен основываться на миссии компании, на её стратегических целях при разработке и внедрении в организацию мотивационных моделей, которые стимулируют сотрудников к эффективной трудовой деятельности.
Бесспорным фактом является и то, что система мотиваций открывает возможности для эффективной и продуктивной работы организации.
«Мотивация профессиональной деятельности:
•любые стимулы должны быть тщательно проработанными, причем прежде всего теми, кто требует действий от других;
•в первую очередь людям очень важно чувствовать радость от их работы, которую они делают, нести ответственность, отчитываться за результаты, быть вовлеченным к работе с людьми, чтобы проделанная работа не оставалась незамеченной;
•каждый сотрудник на своем рабочем месте призван показать то, на что он способен;
•проявить себя в работе стремится практически каждый сотрудник, проявить себя в его конечных результатах, получать реальные доказательства того, что он способен делать полезное;
•при улучшении условий работы сотрудников, после очень важно интересоваться мнением об улучшениях;
•для каждого сотрудника необходимо предоставлять возможность оценить свою значимость в коллективе;
•при достижении поставленных перед сотрудником целей, которые работник сам себе определил или в формулировании которых он принял участие, он проявит значительно больше энергии;
•работники, которые заслуживают поощрение, имеют полное право на материальное и моральное признание;
•в свободном доступе вся необходимая информация для сотрудников;
•при принятии любых серьезных решений должно быть непосредвственное участия работника, с опорой на их знания и опыт, с учетом их позиции;
•при совершении любых действий у работника должен быть самоконтроль;
•сотрудникам должна быть предоставлена возможность постоянного приобретения новых знаний и умений в процессе работы;
•следует всегда поощрять инициативу, не следует выжимать из сотрудников все, на что они способны;
•информация, которая связана с результатами и качестве профессиональной деятельности, очень важно для них, чтобы ее постоянно предоставляли;
•необходимо давать сотруднику возможность стать для самого себя шефом.»[20]
3.2.Рекомендации по мотивации трудовой деятельности персонала.
Можно составить определенный перечень основных требований, реализация которых позволить максимально заинтересовать сотрудника в высокопроизводительном труде:
«1. Поощрение прикрепить именно к той деятельности, приводящая к максимальному увеличению эффективности и производительности работы предприятия в целом.
2. Работников, чья работа переходит за средний показатель для данной категории работников, необходимо к ним проявлять публичные и ощутимые призвания.
3. Стремиться работать по принципу, где у каждого сотрудника есть своя определенная доля, который привел к увеличению производительности труда в организации.
4. Непосредственное участвовать в разработке целей и показателей вместе с руководством, достоверность которых можно оценить по результат деятельности сотрудников.
5. Пристальное внимание надо уделить именно тем трудностям, непосредственное столкновение с которыми имеет руководитель среднего звена при проведении программы пересмотра и совершенствования должностных обязанностей и рабочих мест сотрудника.
6. Ситуация, в которой интересы сотрудников идут в противоречии с интересами компании, не допустима.
7. Так же недопустима ситуации, когда идет большой разрыв по заработной плате у руководства и у сотрудника, который выполняет свою работу»[21]
При соблюдении рекомендаций представленных выше это позволит повысит не только уровень мотивации, н и сократить количество конфликтов по интересам, которые присутствуют в любой модели мотивационного управления. Таким образом можно сделать вывод: в любом структурном управлении рациональней всего осуществлять разные интересы предприятия и его сотрудников, но все таки не все интересы можно считать, что различны и противоположны. Очень часть, как правило, все-таки получается найти пути к соглашению.
Мотивация и стимулирование персонала была и остается одной и самых трудных проблем и одновременно одной их самых востребованных. «Главные доказательства в таком выводе в следующем:
•на предприятии специалисты, которые владеют методиками оценки и позволяют получать оперативную информацию в области мотивации персонала, отсутствие практически максимальное;
•дефицит в специалистах, которые имеют опыт в разработке стратегий. При обращении для решения данной проблемы к внешним источникам, далеко даже не каждая современная консалтинговая компания имеет сотрудника компетентного в данном вопросе;
• методик для оценки с открытым характером очень мало, позволяющих получать всю необходимую информацию в области мотивации и стимулирования персонала.»[22]
Все эти и, безусловно, ряд некоторых других причин формируют любительский подход, позволяющие определить такие стратеги оказывающимися теоретическими и нереальными так и остаются только на бумаге.
Создание специальных отделов о мотивации персонала на предприятиях и в организациях является наиболее рациональным в пути совершенствования системы мотивации. Такие отделы новшеством не являются, однако в российских компаниях они функционируют успешно. Но к сожалению таких компаний очень маленький процент. Необходимо как можно быстрее ускорить процесс внедрения таких отделов мотивации в современные организации.
«Как и у любого отдела или группы у отдела по мотивации персонала тоже есть ряд своих определенных функций :
•изучать мотивацию сотрудников на разных подразделениях предприятия систематически;
• необходимо систематически оценивать систему мотивации персонала, использованную в организации;
•разработка своих рекомендаций по совершенствованию используемой системы мотивации сотрудников в организации;
•определять и внедрять новые методы мотивации сотрудников;.
• уметь обосновать использование новой системы мотивации персонала, которая будет использоваться для разных категорий сотрудников на предприятии .»[23]
Таким образом, отделы по мотивации персонала повышают эффективность системы разрабатывая и контролируя всю систему мотивации персонала в организации.
Так как система мотивации направлена на обеспечение интергацию интересов руководителей организаций и его сотрудников, особое место должны приобретать социально-психологические методы мотивации и должны разрабатываться для этих целей определенные программы.
К большому огорчению, в современном мире большинство руководителей в России считают, что людей на работе мотивирует исключительно только материальная часть и не обращая никакого внимания на другую часть по мотивации.
Необходимо установить ряд простых правил и рекомендация, к которым руководитель должен обращаться постоянно, соблюдение которых приведет к облегчению процесса мотивации сотрудников в организации, тем самым обеспечивая улучшения «климата» в коллективе и следовательно за этим повысится эффективность и продуктивность в деятельности организации:
•осуществление подбора и наборе персонала должен происходить с четко регламентированными критериями и требованиями к потенциальному сотруднику;
•должны быть четко сформулированы требования к процессу выполнения и работ и её оценке;
• не должно быть искусственно созданного образа организации как команды;
•должны быть четко сформулированы обязанности, полномочия и функции для разных отделов;
•руководитель не должен бросать свои только идеи и реализовывать только их;
•за нарушение дисциплинарных правил должны быть составлена система депримирования;
• должно иметь место быть эффективная система мотивирующих мероприятий, которая угодила бы каждому сотруднику в организации.
Не трудно догадаться, что при использовании руководителем этих простых рекомендаций, у него получится сформулировать правильную систему по мотивации персонала, а так же добиться улучшения взаимоотношений в коллективе и максимальной отдачи от него, что в итоге приведет к желаемому результату, а именно к успеху, процветанию и развитию организации.
Естественно предложенные рекомендации не являются оптимальными, стандартными или правильными наборами правил для любой и каждой организации. Каждая компания индивидуальная и уникальна, поэтому и подход к ней должен быть таким же для достижения в организации максимально желаемых результатов.
Каждый опытный и умный руководитель, зная специфику своей организации и свойственные черты и характеристики своих сотрудников, должен самостоятельно разрабатывать и внедрять эффективную для своей организации мотивационную систему, или же передать эти полномочия специальным сотрудникам по мотивации персонала, если в организации такое присутствует.
Заключение
На основе приведенных теоретических знаний, а так же основываясь на анализе различных теорий по мотивации персонала, можно подвести черту и сказать, что мотивация сотрудников в организации является очень сложным и неоднозначным процессом.
Современная психология по работе с персоналом разработала множество разных теорий и методов для изучения проблем мотивации, и они настолько все разные, что иногда может сложиться мнение, что они противоречат сами себе. Исключительно при использовании только интегрированного похода в изучении проблемы связанной с мотивацией, может сложиться цельная картинка всей этой сложной системы.
При разборе различных мотивационных теорий, а так же при определении механизма и структуры сферы мотивации профессиональной трудовой деятельности, можно прийти к такому выводу, что мотивация человека является действительно сложной системой, которая основывает как на биологических, так и социальных элементах, именно поэтому и к изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство. С одной стороны мотивация человека имеет много чего общего с мотивацией животных, а именно в удовлетворении первичных биологических потребностей. Ну, а с другой стороны, есть свои определенные эксклюзивные особенности, которые свойственны только человеку, что также необходимо учитывать при изучении именно мотивации человека.
Мотивации в процессе жизнедеятельности человека проходит различные этапы формирования и становления. Весь этот очень сложный процесс происходит под влиянием как своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его среды.
Очень важно также не оставлять без внимания значимость знаний о мотивации в управленческой деятельности руководства организации, которая заинтересована в улучшении производительности труда своих сотрудников, их максимальной отдаче на предприятии. Понимание и применение на практике системы мотивации для сотрудников приведет не только к общему повышению эффективности организации, но и к удовлетворенности сотрудников от работы, а так же к улучшению психологического климата, и вообще общий настрой сотрудников. Должно быть четкое понимание у грамотного руководителя, что не все сотрудники мотивируются одинаково. Поэтому должно быть четкое определение актуальных мотивов для каждого из сотрудников и стараться по возможности удовлетворить потребности каждого.
Можно сказать, что сфера применения познаний в области мотивации очень обширны. А конечный результат от применения этих познаний в области мотивации персонала на практике безграничен для разных профессиональной деятельности организации.
Можно считать, что изучения в области мотивации будут продолжены в исследованиях современных психологов, так как актуальность этой темы очевидна и значима.
Список используемой литературы
1-2.Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом. М.:Академия Естествознаия, 2011.