Файл: Роль мотивации в поведении организации (Анализ методов стимулирования персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Анализ методов стимулирования персонала.

«Стимул - считается внешним побудителем к действию, причиной которого является вызванный интерес (материальный, моральный, личный или групповой).»[15]

Система связанная с мотивацией персонала может быть самой разнообразной, а какой метод будет использован зависит только от системы управления персонала, которая используется в организации, и от специфики деятельности организации в целом.

Процесс, при котором используют различный набор «рычагов» для воздействия на человека, по-другому еще называют стимулирование персонала. Роль стимулирования в организации, на самом деле, очень важна, так как основано на действенных мотиваторах и первых носителей интересов сотрудников. Есть принципиальное отличие от мотивирования. Суть этого отличия в том, что стимулирование – является одним из средств, с помощью которого может осуществляться мотивация.

Большое влияние оказывает на сотрудников мотивация и стимулирование их, а так же и на развитие важных характеристик к трудовой деятельности у сотрудника: качество работы, результативность, старание, усердие, настойчивость, добросовестность и т.д.

«Есть общие определенные стимулы, побуждающие человека к лучшей работе:

- деньги;

- уважение;

- самоутверждение;

- чувство единства с организацией;

- благоприятная рабочая обстановка;

- похвала за результаты;

- возможность гибкого графика работы;

- слияние с коллективом;

- возможность афишировать свои идей и предложений;

- возможность повышение своей квалификации;

- карьерный рост;

- товарищеские отношения;

- признание заслуг;

- вознаграждение;

- возможность работы на дому;

- независимость;

- премии;

- творческая атмосфера;

- поощрение сверхурочной работы;

- чувство уверенности в работе;

- возможность коллективной работы;

- устоявшийся рабочий процесс;

- доверие руководства.»[16]

При достойном возмещении за трудовые усилия, у человека происходит определенный толчок к труду. Мотивация подразделяется на две основных группы: «материальная» и «моральная (нематериальная)». Например, премия выступает и как признания по отношению к работнику и как оценка его заслуг, а не только материальное вознаграждение результатов труда. Иногда у работников большую роль играет потребность в общении, принадлежность к определенному сообществу или престиж, чем ориентация на денежное вознаграждение.


2.1.Материальные методы стимулирования.

Правильно выбранная система и форма оплаты труда персоналу имеет свое определенное не последнее место в социально-экономическом значение для каждого предприятия в условиях рыночных отношений. Разные формы и системы оплаты труда сотрудников должны создаваться на всех уровнях, а так же рациональное использование трудовых ресурсов и эффективное управления персоналом всех категорий. Поощрение персонала играет весьма важную роль при привлечении трудовых ресурсов на предприятия, в мотивировании, использовании и сохранении необходимых специалистов в организации или на фирме.

Несправедливая или неэффективная система мотивации может вызвать у сотрудников неудовлетворенность по многим показателям как в ее размерах, так и способами определения и распределения доходов, что в конечном итоге может привести к снижению продуктивности труда, качества продукции или нарушение трудовой дисциплины.

Осуществление соотношение фактического вознаграждения работников с конечными результатами происходит с помощью форм и систем заработной платы, которая используется в организации. Определяется соотношение фактического вознаграждения каждого работника от результативности трудовой деятельности. Практически в каждой организации труд выражается в количестве отработанного рабочего времени сотрудником или объемом произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг сотрудником. Все зависит от того, в каких экономических показателях измеряются результаты или затраты труда, так же принято различать повременную и сдельную формы оплаты труда персонала.

«При использовании в организации повременной системы оплаты размер выплат работника, которое он получит, зависит от отработанного рабочего времени, которое было отработано по факту, а при сдельной оплате труда, выплаты зависит от объема выполненных работ или оказанных услуг.»[17]

В современных организациях сейчас в основном идет использование смешанной системы оплаты труда, то есть одна ее часть работника зависит от результатов работы группы (т.е. ее переменная часть), а другая - от индивидуальных особенностей (т.е. постоянная часть, оклад).

У многих современных руководителей в настоящее время складывается такое мнение, что, если они не смогут предложить солидную зарплату или премиальные, и люди просто будут лениться и не чувствовать достаточных стимулов. Но следует больше переживать не о том, с чего платить высокие оклады, а о том, чтобы обеспечить своим сотрудникам справедливое вознаграждение. «Справедливость - это соблюдение принципов, беспристрастности, честности: (Таблица 1).»[18]


Таблица 1.Реакция сотрудников

Недоплата

•Снижение самоотдачи (работать менее напряжено, приходить позже, уходить раньше, устраивать себе дополнительные перерывы во время рабочего времени и т.д.);

•Снижение качества работы;

•Требование повышение заработной платы или выделение определенных льгот.

•Работник рассматривает обмены, которые существуют между организацией и сотрудником, как несправедливые и считают, что получают меньше, чем заслуживают;

•Работник всеми силами пытается убедить себя, что вклад других сотрудников больше, т.е. пытается убедить себя, что другие сотрудники более квалифицированные, работают лучше и именно поэтому заслуживают более высокую оплату.

Переплата

•Повышение самоотдачи;

•Повышение качества работы;

•Меньше требований от организаций (отказ от каких-то льгот).

•У работника возникает какое-то определенное чувство вины, что он получает больше, чем заслуживает на самом деле;

•Работник старается убедить себя, что оплата соответствует трудовому окладу.

Доплата за условия труда. Условия труда, которые могут быть неблагоприятны для работника, должны компенсироваться за счет увеличения времени отдыха, дополнительного бесплатного питания, профилактических и лечебных мероприятий. Доплаты за уровень занятости в течение смены вводятся преимущественно для многостаночников, наладчиков и ремонтного персонала. Также доплаты устанавливаются при совмещении профессий или должностных функций.

Надбавки за производительность могут иметь место, если причиной перевыполнения норм явилось наличие у работника способностей к данной работе, превышающих средний уровень.

Конечно, кроме зарплаты есть другое средство мотивации - внутренние льготы в компании:

•оплата медицинских услуг или наличие своего медицинского центра, в которое могут обратиться сотрудники и их семью бесплатно;

• при длительной потере трудоспособности обеспечение страхованием;

•полная или частичная возмещение расходов на проезд работника к месту работы и обратно;

•предоставление своим сотрудникам беспроцентные ссуды или с самым низким уровнем процента ссуды;

• предоставление права пользования транспортом фирмы;

• питание во время работы и другие расходы.

Участие сотрудников в прибылях и акционерном капитале имеет для них большое значение. Объяснение этому можно дать не только в связи со стремлением к социальной гармонии, но и возможностью ухода от налогов.


Еще одним видом вознаграждения, которым руководитель может воспользоваться по своему усмотрению, - премиальные выплаты, или по-другому еще - это бонусы. Они могут быть как плановыми, то есть ежегодные премии к определенной дате, так и внеплановыми, связанными с результатами работы сотрудника и являющимися особым стимулом, так как неожиданное поощрение сотрудника помогает ему почувствовать свою определенную значимость в организации. Может проявляться в форме премии ко дню рождения сотрудника, премии, связанные с получением организацией дополнительной прибыли и другое. При распределении среди сотрудников части прибыли используются эти два вида мотивации: вызывается чувство сопричастности с делами компании посредством материального вознаграждения. Привязка размера премий к результатам бизнеса позволяет сотрудникам увидеть связь между своей работой и достижениями компании, а, следовательно, и величиной своей премии.

2.2.Нематериальные методы стимулирования.

Вопрос стимулирования персонала к труду во все время был актуальным вопросом. Современный руководитель должен без перерывов поощрять ценность работника для коллектива, наличие у него творческого потенциала, положительных сторон, хороших качеств или достигнутые результаты. Эта оценка должна быть максимально объективна и опираться не на общие впечатления, а на конкретные, точные показатели и данные.

Так как разработка системы стимулов в условиях рынка в России является одним из наиболее важных резервов управления компаниями, следует помнить, что материальные факторы далеко не всегда выходят на первый план у современного человека и могут быть не единственной формой вознаграждения за труд. Главное в привлекательности труда, его творческий характер. Вот именно эту привлекательность и следует создавать менеджеру, именно на нее надо делать основной упор, постоянно обновляя содержание труда каждого сотрудника.

«Нематериальные стимулы очень многообразны и делятся на три группы:

•социальные;

•моральные;

•социально-психологические.»[19]

Только используя их в комплексе, можно добиться высокой эффективности от мотивации.

Социальные стимулы – это потребность в самоутверждении, с их стремлением занимать определенное общественное положение, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы характеризуются возможностью участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения, перспективы продвижения по карьерной лестнице, возможностью заниматься престижными видами труда. Безусловно, подразумевается, что в связи с этим работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, им делегируются обязанности и ответственность.


Моральные стимулы опираются с потребностью человека в коллективном уважении, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть как личным, так и публичным.

Личное признание означает особо, что отличившиеся работники будут отмечены в специальных докладах высшему руководству организации. Они могут быть представлены лично руководителю. Им гарантируется право подписи в документах, в разработке которых они принимали участие. Такие работники по случаю праздников и юбилейных дат персонально поздравляются администрацией.

Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах («Досках почета»), в награждении особо отличившихся людей специальными знаками, грамотами. Нередко публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т.д.

К моральным стимулам относятся похвала и критика.

Социально-психологические стимулы подразумевает за собой очень важный фактор в жизни человека - общение. Именно общение с людьми является основной потребностью и нормальным условием для жизнедеятельности человека. Поэтому именно климат в коллективе, который как раз и обеспечивает удовлетворение этой потребности, позволяет самореализоваться человеку и является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.

Между двумя этими мотивациями, материальной и нематериальной, существует очень тесная связь. Деньги, которые получает сотрудник в виде заработной платы, влияет на оценку и самооценку работника, которая удовлетворяет его потребности в признании, уважении от окружающих, самоуважении, самоутверждении, т.е. материальный стимул выступает одновременно и как социальный, моральный, психологический. Но если использовать исключительно только материальный стимул, не воспользовавшись моральным, социальным или же творческим стимулом, то вся система стимулирования перестанет выполнять поставленные перед ней функции в полной мере, что может привести к преобладанию экономических стимулов в ущерб социальным, моральным, психологическим и нравственным.

Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга.