Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Сравнение налоговых систем России и США).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика налоговых систем зарубежных стран
1.1. Сущность и особенности налоговых систем зарубежных стран
1.2. Специальные налоговые режимы в налоговых системах зарубежных стран
1.3. Ответственность за нарушение налогового законодательства в зарубежных странах
Глава 2. Сравнение налоговой системы России и зарубежных стран
2.1. Сравнение налоговых систем России и США
2.2. Сравнение налоговых систем России, Германии, Японии и Франции
Глава 3. Совершенствование налоговой системы России с учетом опыта зарубежных стран
Введение
Актуальность. Научно доказано, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика, действенность налоговой системы наблюдается лишь в первое время, а затем начинается ее постепенное снижение. В результате этого явления происходят невосполнимые потери из государственного бюджета, связанные с тем, что одна часть налогоплательщиков становятся банкротами, другая часть прекращает свою деятельность, а третья пытается найти всевозможные пути обхода уплаты налогов.
Кроме того, налогоплательщик, умудрившийся найти такой путь, уже не будет готов платить налоги в полном размере. В связи с этим возникает проблемная задача, заключающаяся в построении и улучшении налоговой системы страны.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и платежей различных форм, принципов и способов их установления или отмены, а также ответственность за несоблюдение налогового законодательства. Вопрос о налогообложении в России является актуальным из-за введения новых налогов на федеральном и региональном уровне. Но перед тем, как говорить о высокой налоговой нагрузке в Российской Федерации, стоит обратиться к опыту зарубежных стран.
Цель работы – исследование системы налогообложения в развитых зарубежных странах; проведение сравнительного анализа налоговых систем России и зарубежных стран.
Задачи работы:
- исследовать налоговые системы зарубежных стран;
- исследовать особенности применения специальных налоговых режимов в зарубежных странах;
- рассмотреть ответственность за нарушение налогового законодательства в зарубежных странах;
- сравнить налоговые системы России и США;
- провести сравнение налоговых систем России, Германии, Японии и Франции;
- определить пути совершенствования налоговой системы России с учетом зарубежного опыта.
Предмет исследования – налоговая система и ее роль в финансовой системе государства.
Объект исследования – налоговые системы зарубежных стран.
Научно-методической основой работы являются теоретические и практические материалы по налогообложению, в том числе учебные пособия, монографии, публикации.
Глава 1. Характеристика налоговых систем зарубежных стран
1.1. Сущность и особенности налоговых систем зарубежных стран
Одним из непременных условий независимости нации является способность властей облагать налогами своих граждан[1].
Чтобы налоговая система работала эффективно и помогала правительству решать важнейшие задачи, не будучи при этом обременительной для народа, она должна теоретически удовлетворять двум требованиям. Во-первых, приносить государству необходимые финансовые средства[2]. Многие промышленно развитые государства, в частности такие, как Германия и США, обладают достаточно сложной социальной структурой и поэтому их правительства вынуждены активно участвовать в общественной жизни, отзываясь на такие нужды, как помощь гражданам, которые не способны самостоятельно себя обеспечить, в том числе и материально, содействовать приоритетным направлениям развития национальной экономики, оказывать помощь неблагополучным областям. Кроме того, правительства таких стран, как правило, финансируют целый ряд экологических, коммерческих, образовательных и других программ. Во-вторых, налоговая система должна быть, что называется справедливой, а именно, она должна иметь ярко выраженную социальную направленность[3]. В странах со свободной рыночной экономикой налоговая система по-разному соотносится с разными социальными группами[4].
С точки зрения теории налогообложения, она может быть выстроена двумя способами. В США, например, чем больший доход получает индивид, тем большую его долю он обязан отдать в качестве подоходного налога. То есть чем выше доход, тем большая его доля должна поступить государству в качестве налога. Это первый тип налоговой системы. Некоторые считают, что такой подход к налогообложению несправедлив по отношению, в первую очередь, к богатым людям. Именно такая система принята в США, поскольку пенсионеры здесь составляют одну из самых многочисленных социальных групп. Одновременно и как избиратели они составляют мощную политическую силу. Получая пенсии из государственных средств, они обладают достаточным влиянием, чтобы потребовать учета своего мнения при выборе системы налогообложения[5].
Суть налоговой системы Соединенных Штатов Америки сводится к следующему: это федеральные налоги, налоги на доходы и налоги на имущество. То есть налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти: налоги, поступающие в федеральный бюджет, поступающие в бюджеты штатов и местные бюджеты[6].
Полная классификация американских налогов включает восемь позиций: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоговые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги на наследства и дарения, акцизные сборы, таможенные пошлины, налоги с розничных продаж потребительских товаров, налоги на движимую и недвижимую собственность.
Первые пять видов налогов взимаются в различных пропорциях на всех уровнях, таможенные пошлины поступают только в федеральный бюджет, а налоги последних двух категорий взимаются налоговыми службами штатов и местными органами власти. Федеральный подоходный налог с населения составляет основную часть федерального бюджета. Он взимается с физических лиц, а также с индивидуальных предприятий и партнеров, не имеющих статуса юридического лица. Ставки подоходного налога в зависимости от уровня полученного налогооблагаемого дохода составляют от 15 до 33%.
Что касается налогов на доходы, то обложение прибыли компаний осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов. Корпорационный федеральный налог взимается по прогрессивным ставкам. Прогрессивная ставка – ставка налога, возрастающая по мере роста дохода. Корпорационный налог, взимаемый на уровне штатов, основывается на той же расчетной базе, что и федеральный налог, но ставки этого налога существенно различаются между разными штатами: от 3% до 12%[7].
Взносы на социальное страхование уплачивают предприниматели и застрахованные по одинаковым ставкам в виде отчислений на социальное обеспечение и на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8% фонда заработной платы[8].
Роль акцизов снижается, что объясняется постепенной отменой некоторых акцизов или снижением их размера, например, на почтовые марки и спички. Ставки акцизов могут устанавливаться в двух видах: в процентах к цене товара и в долларах по отношению к определенному количеству, весу, объему товаров, стоимости услуг.
Налоги с наследства и дарений платят по ставке. Если стоимость имущества превышает 600 000 тысяч долларов. Их доля в общем объеме федеральных налоговых поступлений невысока – 1–2%.
Таможенные пошлины дают незначительную часть дохода федерального бюджета – 1,6%.
Ставки налогов на имущество существенно различаются по разным штатам от 0,5–5% оценочной стоимости земельных участков или строений.
Также на уровне штатов взимается налог на дары и наследства. Ставки налога дифференцируются по размерам наследуемого имущества и по степени родства наследодателя и наследников. Необлагаемый минимум может составлять до 600 000 тысяч долларов[9].
Организация налогообложения в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Людвигом Эрхардом: налоги должны быть по возможности минимальными; при налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога; налоги не должны препятствовать конкуренции; налоги должны соответствовать структурной политике; система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны; в системе должно быть исключено двойное налогообложение; налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе; величина налогов должна находиться в соответствии с размером оказываемых государством услуг. Аким образом, Эрхард сформулировал все те принципы налогообложения, на которых будет, впоследствии, построена налоговая система Соединенных Штатов Америки.
Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения, такие как порядок расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию, но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами[10].
Федеральный бюджет формируется за счет таких поступлений, как федеральные налоги, включающие таможенные пошлины, налог да добавленную стоимость, налог на доход от страховой деятельности, вексельный налог, солидарный налог, налоги, взимаемые в Европейском сообществе, акцизы, кроме налога на пиво; доли в совместных налогах; доли в распределении промыслового налога.
Земли получают доходы от: земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино; доли в совместных налогах; доли в распределении промыслового налога. К числу совместных налогов относятся: налог на заработную плату, подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость, включая налог с оборота ввозимых товаров.
Общины получают часть поступлений от местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов, налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений; доли в поступлениях от налога на заработную плату и подоходного налога; налоговых взносов в рамках земельного законодательства.
В этом также можно проследить сходство налоговой системы России и Германии, ведь в России так же налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают в разных пропорциях в различные бюджеты.
Церкви в ФРГ правомочны взимать налоговые сборы с верующих различных концессий в виде церковного налога.
Из вышесказанного следует, что налоговая система в Федеративной Республике Германии множественная, в ней насчитывается 45 видов налогов, она довольно разветвленная, имеет трехуровневую структуру. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги. В России трехуровневая налоговая система также построена на принципах множественности, насчитывается около 30 видов налогов, и разветвленности.
Современная налоговая система Германии несколько отличается от налоговой системы Соединенных Штатов Америки и сводится к следующим основным категориям.
Общие правила, действующие для всех видов налогов, взимаемых в ФРГ, приведены в Положении об отчислении, которое является аналогом российского Налогового кодекса. В этом документе определены налоги, налогоплательщики и основные принципы взимания фискальных платежей. В частности, принцип сохранения финансовыми органами налоговой тайны и принцип равномерности налогообложения.
Основными налогами в Германии являются: подоходный налог на физических лиц; налог на корпорации; налог на добавленную стоимость; промысловый налог; налог на имущество; поземельный налог; налог, уплачиваемый при покупке земельного участка; налог на наследство и дарение; автомобильный налог; налог на содержание пожарной охраны; акцизы[11]. Помимо этого, немцы уплачивают страховые взносы, таможенные пошлины и сборы, идущие на развитие добычи нефти на территории страны. Кроме того, существует еще церковный налог. Но финансовая статистика не учитывает его вместе с государственными налогами.
Общая сумма налоговых поступлений между бюджетами распределяется следующим образом: в бюджет Федерации – около 48%, в бюджеты земель – 34% и в бюджеты общин – 13%. Остаток средств направляется в Фонд выравнивания бремени и на финансирование доли Германии в бюджете Европейского союза.