Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Сравнение налоговых систем России и США).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от объекта налогообложения все налоги Германии можно разделить на три группы, а именно: налоги на владение, налоги на операции в сфере обращения и налоги на потребление. К налогам на владение относятся налоги на доход, это подоходный налог, налог на корпорации и налоги на имущество, включающие налог на имущество и налог с наследства[12]. Такие налоги, как промысловый и церковный, частично являются налогами на имущество. Налоги на владение – это прямые налоги. Их доля в совокупных налоговых поступлениях составляет более чем 55%. Подоходный налог взимается с физических лиц. Причем если они постоянно проживают в ФРГ, а экономическую деятельность осуществляют за пределами Германии, то платят его и с доходов, полученных в других странах. Этот налог дает немногим менее 40% всех налоговых поступлений. Им облагаются трудовые доходы, а также все доходы от промышленной и сельскохозяйственной деятельности, владения капиталом, сдачи в аренду какой-либо собственности[13].

К налогам на операции в сфере обращения относятся налог с оборота, налог с оборота при импорте, налог на автомобили, отчисления казино, налог на страхование. Самым важным в этой группе налогов является налог с оборота. Иногда под этим термином подразумевается налог на добавленную стоимость. НДС включен в цену и взимается с конечного потребителя в обход производителя. Очевидно, что оплачивается он только в случае действительной конечной реализации товара. Ставка налога едина на все товары и услуги.

С 1993 г. в связи с «гармонизацией налогов» в странах Европейского союза ставка этого налога в ФРГ повысилась с 14 до 16%. Реализация немногих товаров, например, книг, облагается по льготной ставке. Порядок взимания налога с оборота при импорте аналогичен порядку взимания НДС.

Налог на автомобили, 1,7% в общей сумме налогов, имеет ярко выраженный стимулирующий характер. Сказанное относится к использованию автомобилей с бензиновыми моторами или дизельными, но с низким выбросом загрязняющих веществ, а также катализаторов. Сегодня в Германии сумма налога на автомобили зависит от двух факторов: от объема цилиндра, то есть мощности двигателя, и наличия либо отсутствия, катализатора. Так, при объеме цилиндра двигателя 100 кубических дециметров владелец автомобиля должен уплатить сумму налога в три раза меньше, если на его машине будет установлен катализатор. Владельцы менее мощных машин, оснащенных катализатором, от налога освобождены.


Налоги на потребление – это акцизы. Характеристика акцизов, уплачиваемых в Германии, выглядит следующим образом. В этой стране акцизами облагаются подакцизные товары, которые находятся в обороте и потребляются на налоговой территории. Налоговая территория – это вся территория ФРГ и свободные порты. Не входят в нее территория Бюзинген и острова Хелголанд.

Налоговые инспекции являются финансово-налоговыми органами федеральных земель. По поручению федерации они администрируют налоги на собственность и налоги с оборота, целиком или частично поступающие в федеральный бюджет, а также налоги, причитающиеся федеральным землям, и ряд муниципальных налогов[14]. В функции налоговых инспекций входит также исчисление единой нормативной стоимости земельных участков в Германии. Эта стоимость используется, например, при расчете земельного налога.

Налоговые инспекции осуществляют выплату государственных премий согласно Закону о премиях в жилищном строительстве. Кроме того, они занимаются претворением в жизнь норм Закона об образовании собственности и имущества и Закона о премиях горнякам. В их ведение также передано предоставление льгот согласно Закону об инвестиционных льготах и Закону о содействии Берлину. Главные таможни являются федеральными финансовыми органами. Они администрируют таможенные пошлины, акцизы, регулируемые федеральным законодательством, включая импортный НДС и акциз на пиво, поступающий в бюджеты федеральных земель, а также обязательные платежи в рамках Евросоюза. Помимо этого, они отвечают за таможенный контроль перемещения товаров через границу и за пограничный контроль, в первую очередь на «зеленой» границе и многочисленных пограничных переходах. В числе возложенных на таможни функций также: контроль за внешнеэкономической деятельностью; принудительное исполнение публично-правовых денежных требований федерации со стороны федеральных фондов социального страхования (медицинского и пенсионного страхования, страхования от несчастных случаев, страхования от безработицы); борьба с нелегальной трудовой деятельностью, включая злоупотребления, связанные с получением государственных пособий; контроль за осуществлением кассовых операций на территории федерации; участие в надзоре за рыболовецкими зонами, континентальным шельфом, судоходством, а также в проверке качества овощей и фруктов.

Налоговая система Французской республики несколько сложнее, однако, как считают английские ученые: «Чем проще правила, тем менее они справедливы, потому что игнорируют реально существующие различия. Чем более они сложны, тем более они справедливы. Чем они сложнее, тем труднее их понять и претворять в жизнь, поэтому они менее определенны и, следовательно, как можно утверждать, опять-таки менее справедливы».


Законы о налогах принимаются Национальным собранием, а это нижняя палата Французского парламента. Вопросы налоговой политики находятся в ведении министерства финансов. Непосредственно управлением налогообложения и сбором налогов, в Республике, занимается Генеральное управление налогов, входящее в состав министерства финансов.

Косвенные налоги, взимаемые во Франции, дают около 60% налоговых доходов бюджетной системы государства, из них налог на добавленную стоимость обеспечивает около 50% налоговых доходов бюджетной системы страны.

Основными видами налогов во Франции признаны три категории: налоги на имущество, налоги на доходы и налоги на сделки. Налоги на имущество предполагают взимание налогов с недвижимого имущества на уровне местных органов власти. Это такие налоги, как налог на жилые помещения, земельный налог и налог со строений. Ставки для этих налогов устанавливаются местными властями самостоятельно. Обычно это ставки в пределах 1,5% стоимости объектов недвижимости. С общей суммы имущества граждан, включая такие виды имущества, как земля, строения, доли в капитале предприятий, акции, взимается, так называемый, налог на состояния, здесь установлена ставка от 0,5 до 1,5%. Предусмотрен необлагаемый минимум до 80 000 евро. Налоги на доходы включают в себя подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль крупных компаний, в России они называются юридическими лицами. Подоходный налог с физических лиц взимается с общей суммы доходов налогоплательщика, полученных в отчетном году. Необлагаемый минимум составляет около 3,5 000 евро. Далее применяются прогрессивные ставки обложения, наивысшая из них 56,8% для доходов, превышающих 45 000 евро. Подоходный налог и налог на состояние не могут составлять более 85% дохода налогоплательщика в соответствующем отчетном году[15].

Операции с недвижимостью и ценными бумагами облагаются особыми налогами. Продажа единственного жилья, а также объекта недвижимости со сроком владения более 30 лет от налога освобождается. Остальные виды сделок с недвижимым имуществом облагаются налогом по прогрессивным ставкам.

Доходы от операций с ценными бумагами облагаются налогом по ставке в 16%, при необлагаемом минимуме. Доходы от продажи произведений искусства облагаются налогом по ставкам от 4 до 7%, от сделок с драгоценными металлами – по ставке 7%. Доходы от инвестиций облагаются особым налогом, который для резидентов Франции засчитывается в счет обязательств по подоходному налогу, в порядке налогового кредита[16].


Крупные компании, юридические лица, облагаются налогом на прибыль. Объектом обложения признается чистая прибыль. В авансовом порядке должно быть уплачено не менее 90% общей суммы окончательного налога. Ставки налога прогрессивные и составляют в зависимости от величины облагаемой прибыли от 10 до 42%, при стандартной ставке в 34%. Кроме того, предприятия платят налоги в фонд оплаты труда. Ставки этих налогов составляют 0,6% – на обучение новых работников, 1,5–2,3% – на переподготовку кадров и 0,65% – на строительство жилья. Предприятия также обязаны платить специальный налог с фонда заработной платы, который направляется в фонды социального страхования. Его ставки составляют от 4,5 до 13,6%[17].

Налоги на сделки включают в себя налог на добавленную стоимость, во Франции он введен впервые в мире в 1954 г. Стандартная ставка 18,6%, повышенная ставка взимается с оборота драгоценных металлов, ювелирных и меховых изделий в размере 22%, при продаже автомобилей 28%. В отношении основных продовольственных товаров и медикаментов применяется пониженная ставка. Она составляет 5,5%[18].

1.2. Специальные налоговые режимы в налоговых системах зарубежных стран

Одним из наиболее действенных способов поддержки малого бизнеса является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое положение существующих малых предприятий и стимулировал бы развитие малого бизнеса. В связи с этим во многих развитых государствах помимо общей системы налогообложения используют специальные налоговые режимы.

Под специальным налоговым режимом (СНР) принято понимать особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, который применяется в определенных случаях и в порядке, установленном налоговым законодательством. Необходимо отметить, что в сложившейся международной практике специальные режимы применяются в отношении субъектов малого бизнеса, он в свою очередь играет в экономике зарубежных стран более весомую роль, чем в России. Так, по данным статистики, доля малого бизнеса в ВВП США, Японии в 2017 г. составляла более 50 %, в странах ЕС – около 70 %, в КНР, Бразилии – около 60 %, а в России лишь 20% (такая тенденция прослеживается на протяжении 15 лет).


За рубежом малый бизнес наиболее развит благодаря многим факторам, таким как эффективность системы налогообложения, целостное налоговое законодательство и предоставление государством налоговых преференций.

Для развития малого бизнеса в России безусловно полезен зарубежный опыт налогообложения малого и среднего бизнеса. В связи с этим рассмотрим практику функционирования специальных налоговых режимов на международном уровне.

Одним из государств, применяющих СНР, является Великобритания. В данной стране применяется специальный налоговый режим для организаций, занимающихся добычей нефти и газа в Северном море. Данные организации уплачивают налог на прибыль по повышенным ставкам, представленным в таблице 1, а также несут обязанность по уплате еще двух дополнительных налогов: для месторождений, которые были открыты до 16 марта 1993 г., выделен налог на нефтяные доходы (petroleum revenue tax), после – дополнительный взнос (supplementary charge).

Таблица 1

Ставки корпоративного налога в Великобритании, ф. ст.

Условия применения

Основная ставка

Ставка для добывающих компаний

Компании с доходом до 300 000

19 %

20%

Компании с доходом свыше

300 000

30%

21%

Совокупная ставка налогов на доходы от деятельности, связанной с нефтегазодобычей, достигает 62 % и 81 %[19]. Такое тяжкую налоговую нагрузку правительство объясняет тем, что организации, попадающие под данный специальный режим, стремятся к снижению значительной части своих доходов от основной деятельности благодаря учету прочих расходов и чрезмерных процентных платежей.

К странам, практикующим специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса, также относится Франция.

Французское законодательство о налогах и сборах предусматривает применение упрощенного и вмененного режима для малых предприятий, в зависимости от величины оборота налогоплательщиков.

При годовой выручке в пределах определённого нижнего и верхнего порогов организация имеет право на упрощенный режим налогообложения.

Пределы данных порогов:

− от 32 600 до 234 000 евро без НДС для организаций, осуществляющих деятельность в сфере услуг.

− от 81 500 до 777 000 евро без НДС для организаций, занимающихся арендой жилых помещений, а также куплей-продажей товаров и продуктов питания.