Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Сравнение налоговых систем России и США).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если выручка организации не превышает 156 000 евро без НДС (продажи, аренда жилых помещений) или 55 000 евро без НДС (касательно профессиональных услуг), предприятие освобождается от необходимости ведения бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности и составления годового бухгалтерского отчета – в данном случае достаточно будет подать налоговую декларацию с приложением формы № 2033-A.

Как и при стандартной системе налогообложения, применение упрощенного режима позволяет вычесть из налогооблагаемой базы фактически документально подтвержденные расходы на деятельность предприятия. Более того, использование упрощенного стандартного режима дает право на «сверхупрощенный», либо на облегченный бухгалтерский учет при оценке товарных запасов в конце фискального года и при применении вычета некоторых расходов. К примеру, командировочные расходы и расходы на топливо могут рассчитываться с помощью шкалы фиксированных ставок; некоторые расходы, такие как стоимость парковки, подарки и другие мелкие расходы, могут учитываться без документального подтверждения в размере 1 евро на каждые 1000 евро выручки без НДС, с минимумом в 150 евро.

Возможна уплата налогов по вмененной системе, условия применения данного режима указаны ниже:

Таблица 2

Условия применения вмененного налогового режима во Франции

Показатель

Торговля

Оказание услуг

Профессиональная

деятельность

Максимальная выручка за год

€ 82 200

€ 32 900

€ 32900

Размер льготы

71%

50 %

34 %

Если годовая выручка налогоплательщика не превысила указанное значение, то налогооблагаемая база при расчете налогов и взносов уменьшается на указанную величину льготы. Для субъектов малого бизнеса данный режим является наиболее предпочтительным.

1.3. Ответственность за нарушение налогового законодательства в зарубежных странах

Во всех странах мира одной из существенных проблем, вне зависимости от уровня экономического развития и государственно-правового устройства, является уклонение от уплаты налогов и другие налоговые правонарушения и преступления.


В мировой практике можно выделить несколько основных подходов к организации системы налоговых расследований. В некоторых странах законодательством предусмотрено наделение отдельных подразделений налоговых органов правом расследования дел об уклонении от уплаты налогов (Швейцария, Израиль, Япония, Болгария, Канада). Так, например, в Швейцарии в состав Управления прямого федерального налога входит Специальная служба налоговых расследований, которой дано право осуществлять расследование, привлекать к уголовной и административной ответственности виновных в уклонении от уплаты налогов.

В других государствах созданы самостоятельные правоохранительные органы налоговой полиции (милиции). Так, например, в Германии налоговые расследования возложены на Налоговый розыск — Штойфа, а в США — Генеральное управление налоговых расследований службы внутренних доходов. Так, в частности, подразделение налогового розыска Германии — Штойфа расследует налоговые преступления и правонарушения и защищает фискальные интересы государства. В ходе своей деятельности сотрудники Штойфы должны выявлять сокрытые доходы и принимать комплекс достаточных мер, необходимых для уплаты с них налогов, пеней и штрафов. Данное подразделение не является самостоятельным федеральным ведомственным, подразделения налогового розыска включены в структуру финансовых органов земель, которые регламентируют и организуют их деятельность и предоставляют сведения и справки о предметах преступлений, объектах преступных посягательств и лиц, их совершивших. В законодательстве определены требования к сотрудникам Штойфа — возраст не менее 27 лет, соответствующий уровень образования и квалификации и опыт работы в налоговой службе. В этом подразделении проходят службу и уникальные специалисты, которые, например, могут имитировать лай собак, для выявления неучтенных домашних животных (собак) немецких налогоплательщиков.

В США функция выявления и расследования налоговых преступлений возлагается на отдельное подразделение Службы внутренних доходов — Генеральное управление налоговых расследований (General Department of Fiscal Investigations — GDFI). Главная задача этого органа — выявление лиц, которые уклоняются от уплаты налогов. Входящее в его состав Управление расследований (состоит из оперативных служб, лаборатории криминалистических исследований и судебно-медицинской экспертизы, информационно-аналитических и обеспечивающих отделов) выполняет основную работу по расследованию фактов умышленного нарушения налогового законодательства[20].


Сотрудники Управления расследований проводят идентификацию и исследование документов, дактилоскопические исследования, проверку с использованием полиграфа и другие мероприятия. В соответствии с действующим законодательством США Генеральное управление внутренних доходов и Управление расследований наделены широчайшими полномочиями. Все финансово-кредитные учреждения США обязаны предоставлять информацию обо всех подозрительных лицах, сделках, вкладах, а также операциях с наличными денежными средствами. Кроме этого, должностные лица, проводящие расследование, имеют право самостоятельно оценивать законность финансовых сделок и без предварительного судебного решения (в случае незаконности операции) накладывать арест на все активы любого налогоплательщика — физического или юридического лица, в случае если по их субъективному мнению есть факт уклонения от уплаты налогов. Не случайно именно в этой стране появилась поговорка — «В жизни неизменны две вещи: смерть и налоги».

Еще одна модель организации выявления налоговых преступлений заключается в наделении компетенцией по их расследованию финансовых органов — финансовой гвардии, финансовой полиции (Италия, Хорватия, Румыния, Киргизия, Казахстан, Беларусь, Грузия). Достаточно интересной представляется итальянская модель, где Финансовая гвардия — специальное полицейское подразделение (подчиняется и Министерству внутренних дел, и Министерству юстиции, и Министерству финансов — по своим направлениям деятельности), наряду с расследованием экономических (налоговых) преступлений осуществляет обычную полицейскую службу, выполняя даже функции патрульной службы.

Подразделение было основано в 1907 г. как правоохранительный орган по обеспечению безопасности границ, борьбе с контрабандой и уклонением от уплаты налогов. В последующем их полномочия существенно расширились, законодателем были добавлены и такие, как борьба с хищениями, оказание помощи населению в экстремальных ситуациях, проведение антикриминальных мер по поручению судебных инстанций. В состав Финансовой гвардии входят подразделение криминальной полиции, служба налогового контроля, служба оперативного вмешательства, штаб, служба пограничной охраны, служба охраны объектов.

Такие страны, как Греция, Франция, Швеция, Финляндия законодательно закрепили подобные полномочия за криминальной или экономической полицией. В частности, в Хорватии расследование фактов нарушений законодательства о налогах и сборах отнесено к компетенции финансовой полиции, структурно входящей в состав Министерства финансов. Ее возглавляет главный инспектор, который назначается на должность правительством Хорватии по представлению министра финансов. Это подразделение также осуществляет функции контроля за исполнением бюджетного законодательства в части расходования бюджетных средств и другими экономическими отношениями и наделено широкими полномочиями вплоть до временного запрета (до решения суда) физическому лицу или организации заниматься определенным видом деятельности.


Органы финансовых и налоговых расследований в большинстве стран мира не самостоятельны, а являются структурными подразделениями налоговых, финансовых или иных органов. В то же время выявление, предупреждение и, прежде всего, расследование налоговых преступлений проводятся ими как самостоятельно в соответствии с законодательно закрепленным правовым статусом, так и совместно с органами экономической или финансовой полиции.

Выводы

Суть налоговой системы Соединенных Штатов Америки сводится к следующему: это федеральные налоги, налоги на доходы и налоги на имущество. То есть налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти: налоги, поступающие в федеральный бюджет, поступающие в бюджеты штатов и местные бюджеты.

Налоговая система в Федеративной Республике Германии множественная, в ней насчитывается 45 видов налогов, она довольно разветвленная, имеет трехуровневую структуру. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги.

Основными видами налогов во Франции признаны три категории: налоги на имущество, налоги на доходы и налоги на сделки.

Глава 2. Сравнение налоговой системы России и зарубежных стран

2.1. Сравнение налоговых систем России и США

Наиболее привлекательным объектом для сравнения является налоговая система США, налоговые поступления которой, как в России, выступают основным источником доходов федерального и местных бюджетов. Доли федеральных, региональных и местных налогов в консолидированном бюджете США составляют соответственно 66,3%; 20,6%; 13,1%, а с учетом финансовой помощи – 49,7%; 28,3%; 22,0%. В отличие от российской практики, в доходах федерального бюджета США преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные.

Налоговая система США исходит из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития[21]. Уровни налогов достаточно твердо закреплены за относительно самостоятельными, формируемыми преимущественно за счет собственных источников бюджетами. Согласно законодательству, правом устанавливать собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, графствах, округах.


Таблица 3

Сравнительная характеристика налоговых систем России и США

п/п

Характеристика

США

РФ

1

2

3

4

1

Метод налогообложения

прогрессивный

пропорциональный

2

Преобладающий характер налогового изъятия

прямой

косвенный

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

3

Основное пополнение местного бюджета

Местные налоги (около 30%)

Федеральные

налоги

4

Возможность самостоятельно устанавливать налоги на региональном уровне

да

нет

5

Содержание перечня федеральных, региональных и местных налогов в законодательных актах

нет

да

Налог на прибыль корпораций взимается в 40 штатах. База налогообложения в большинстве штатов формируется так же, как и по федеральному налогу: налогообложение прибыли носит пропорциональный характер.

Таблица 4

Процентные ставки по наиболее значимым налогам с юридических лиц США и РФ

Налог

США

Россия

Налог на прибыль

5-34

20

Налог на доходы физических лиц

10-40

13;15;30;35

НДС (Налог с продаж)

0-15

0;10;20

Налог на имущество физических лиц

1-11,5

0,1-2

В США налогообложение интересно тем, что в действии находится федеральный налог и налог отдельного штата. В зависимости от размера облагаемого налогового объекта ставки колеблются от 15 до 39 %. Ставки налогов штатов различаются по стране, и могут носить характер, как и пропорциональный, так и прогрессивный. При этом действует система льготного налогообложения. Например, при начислении федерального налога база уменьшается на величину штатного налога. Действуют льготы, стимулирующие ускоренную амортизацию, инвестиции, НИОКР и охрану окружающей среды (предоставляются компаниям, использующим альтернативные виды энергии). Для данного исследования интересен налог на сверхприбыль, установленный для сверхрентабельных субъектов американской экономики (нефтяной бизнес, IT-технологии) [22].