Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Сравнение налоговых систем России и США).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика налоговых систем зарубежных стран
1.1. Сущность и особенности налоговых систем зарубежных стран
1.2. Специальные налоговые режимы в налоговых системах зарубежных стран
1.3. Ответственность за нарушение налогового законодательства в зарубежных странах
Глава 2. Сравнение налоговой системы России и зарубежных стран
2.1. Сравнение налоговых систем России и США
2.2. Сравнение налоговых систем России, Германии, Японии и Франции
Глава 3. Совершенствование налоговой системы России с учетом опыта зарубежных стран
В России же несколько иначе: до существенного доказательства о правонарушении фактически налогоплательщик считается заведомо виновным, о чём свидетельствует возможность налоговых органов списывать задолженность со счетов налогоплательщика в принудительном порядке. Безусловно, налогоплательщику направляется требование об уплате налога, однако, нередки случаи судебных споров на предмет незаконности остановки движения денежных средств по счетам и бесспорного списания задолженности. Факт национального менталитета «играет» важную роль в построении открытых и правомерных отношений между государством, налоговыми органами и налогоплательщиками[29].
Отличительной особенностью налоговой системы Японии является гибкая, дифференцированная налоговая политика, где налогам уделяют особое внимание как правительство, так и население.
Издается множество бесплатных книг и брошюр, которые можно найти на прилавках супермаркетов, где подробно рассказывается о налогообложении страны, чтобы граждане были в курсе изменений в налоговом законодательстве, и были уведомлены куда направляются уплачиваемые ими налоги. В современное время обсуждается вопрос о тяжести налогового бремени рядового гражданина Японии.
Однако, несмотря на высокие ставки налогов, государство предоставляет значительный необлагаемый минимум, который учитывает семейное положение гражданина. Средства, которые граждане тратят на лечение не облагаются налогами. В современной Японии приветствуются семьи, в которых работают оба супруга примерно с одинаковыми доходами – им предоставляются дополнительные льготы. В итоге хотелось бы отметить, что в Японии жёстко централизованная система сбора налогов, так как в строгом порядке соблюдаются такие принципы, как: уважение и доверие к законопослушному налогоплательщику, стабильность и доступность налоговой системы, чего не хватает налоговой системе Российской Федерации. Система Японии считается сложной, по сравнению с Россией: огромное количество налогов и сборов, причем один и тот же налог может взиматься как на региональном и муниципальном уровнях, так и на общегосударственном[30].
И наконец, рассмотрим важные аспекты налоговой системы Франции. Интересной характерной чертой является ежегодный пересмотр и утверждение парламентом ставок по налогам с учетом экономической ситуации и направлении экономико-социальной политики государства, но в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения апеллирует стабильность. Государственный бюджет Франции состоит преимущественно за счет косвенных налогов, доля налоговых доходов в бюджете – около 90%. Кроме косвенных налогов и прямых, взимаются гербовые сборы – это налоги, наложенные на документы или публикации. Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в государственный бюджет, то есть налоговую систему Франции можно отнести к двухуровневой. Во Франции НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели в России. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Отличительной чертой является освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом по сравнению с конкурентами той же отрасли. Любопытная особенность НДС проявляется в возможности его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции.
НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет, что говорит о его значимости.
Таблица 8
Процентные ставки по наиболее значимым налогам с юридических лиц Франции и РФ
Налог |
Франция |
Россия |
Налог на прибыль |
34 |
20 |
Налог на доходы физических лиц |
0-58 |
13;15;30;35 |
НДС (Налог с продаж) |
5,5; 18,6 |
0;10;18 |
Налог на имущество физических лиц |
0-1,5 |
0,1-2 |
Что касается подоходного налога, то во Франции он представляется отличительным от российского налога явлением. Значительные отличия можно объяснить его сущностью, которая состоит не в привлечении денежных средств в бюджет в максимальном объеме, как в Российской Федерации, а в первую очередь в проведении определенной социальной политики.
Таблица 9
Различия между налоговыми системами России и Франции
Россия |
Франция |
|
1.Тип налоговой системы |
трехуровневая |
двухуровневая |
2.Наличие специальных режимов |
упрощенная система; единый налог на вмененный доход; сельскохозяйственный налог |
отсутствуют |
3. Ставка НДС |
20% |
5,5% 18,6% |
4.Ставка налога на прибыль |
20% |
34% |
5.Ставка налога на доходы физических лиц |
плоская шкала 13;15;30;35 |
прогрессивная шкала 0 - 58% |
6. Налоговые органы |
Федеральная налоговая служба; управления службы по субъектам РФ; межрегиональные инспекции службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, инспекции службы межрайонного уровня налоговая полиция. |
Государственная налоговая дирекция; местные налоговые центры. Налоговые органы входят в состав Министерства экономики и финансов. |
Если в России действует горизонтальная шкала налога на доходы физических лиц, то во Франции – прогрессивная, как и в Германии, о чем уже было сказано выше.
Выводы
Проведя сравнительный анализ по основным налогам в разных странах мира, мы видим несоответствие российской налоговой системы существующим экономическим реалиям и задачам развития экономики. Например, в развитых странах традиционная система прогрессивного налогообложения доходов дает импульс не только экономическому, но и социальному развитию общества. Необходимо ориентироваться на опыт развития налоговых систем экономически развитых стран и мировой практики в целом.
Налоговую систему Российской Федерации нельзя считать стабильной, но это касается и многих других зарубежных стран. Из-за постоянных изменений в связи с требованиями экономики наблюдается тяжелое налоговое бремя для налогоплательщиков России. Основной серьезнейшей проблемой на наш взгляд, которую стоило бы разрешить и в России, и во Франции – это уклонение от уплаты налогов. Никто не спорит, что главной ролью в становлении налоговой системы являются особенности развития экономики страны, характеристика налогов и налоговый контроль страны, но, например, Япония до середины XIX века находилась под властью американского капитала, который диктовал свои условия развития государства, но после революции правильное распределение функций налоговых отделов все же в некоторой степени повлияло на становлению экономики страны, а также на создание доверительных отношений между государством и налогоплательщиками.
Только сравнивая, можно понять истинную разницу, почему в одной стране налоговые ставки выше, но на граждан не производится очень явное налоговое давление, а в другой налоговые ставки не настолько высокие по сравнению с другими странами, но люди чувствуют дискомфорт в налоговом направлении, и стараются найти различные пути чтобы частично или полностью уклониться от их уплаты. В Российской Федерации множество существенных факторов, которые влияют на положение налоговой системы: налоговая дисциплина, кризис платежей, неразвитость рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность, неоднородность экономического развития отдельных отраслей экономики России. Возможно, налоговая система Японии может стать примером для нашей страны, так как в Японии весьма низкий уровень налогового бремени и жёстко централизованная система сбора налогов, так как в строгом порядке соблюдаются три основных принципа: уважение к законопослушному налогоплательщику, простота и доступность налоговой системы, примат доверия к налогоплательщику над стремлением к наказанию.
Глава 3. Совершенствование налоговой системы России с учетом опыта зарубежных стран
Система налогов и сборов, в сущности, представляет собой необходимое финансовое звено государственного строительства и управления.
В России уже давно действует обновленная система налогообложения. Несмотря на то что она была введена в переходный период, тем не менее, можно говорить о том, чего удалось добиться. Это, безусловно, нормативное обеспечение налоговой системы, когда наконец-то была принята первая часть Налогового Кодекса РФ. Нельзя не признать: нормативная база создавалась под сильным давлением текущих весьма неблагоприятных, исторически сложившихся обстоятельствах. На первый план выходила задача спасения бюджета, достижения хоть какой-то сбалансированности финансового положения государства. При этом вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения[31]. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо, поскольку незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.
Налоговая система России часто неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. Россия переживает не простой период – мы все еще проходим период становления, часто признаками такого этапа развития выступают различного рода кризисные явления. Практика российского налогообложения складывалась таким образом, что реакцией на подобного рода кризисы часто выступало повышение налоговых ставок, то есть увеличение налогового бремени, однако практика зарубежного опыта доказывает ошибочность и утопию подобного подхода. Невозможно, в период стагнации экономической системы, принимать такие методы, поскольку это грозит негативными последствиями как для самой налоговой системы, так и для налогоплательщиков, а значит, и для экономики государства в целом.
Как показало исследование зарубежной практики налогообложения, налоговая система государства должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества – предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка. Одновременно придет и решение проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту[32].
Именно по этой причине исследуемая тема представляет особый интерес и может рассматриваться через призму формирования и становления таких цивилизованных государств и их систем, как Германия, Франция, США и Великобритания. Значительный интерес, в связи с унификацией и реформированием налоговой системы России, может представлять собой система налогообложения Германии. Налоговая система ФРГ, в свое время, была заимствована и воспринята Россией, поскольку государственное устройство наших стран имеют много схожего. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда сформировалась тенденция постоянного поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти, а значит, и наличие богатого опыта.
Одна из самых острых проблем нашей экономики сегодня – это нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемый способ разрешения данной проблемы – это, конечно же, полноценное налоговое регулирование, которое представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы как важнейшего условия его осуществления.
Опыт, полученный на протяжении всей истории существования налогообложения, продемонстрировал необходимость наличия определенных условий, при формировании полноценной налоговой системы государства. Одним из таких условий является налоговое воспитание граждан, а значит, и создание института налоговой культуры, базовым элементом которой является налоговая дисциплина. В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, обусловленный достаточно низкой налоговой дисциплиной общества, недоверием физических и юридических лиц к налоговой системе, стремлением уклониться от уплаты налогов, что в своей совокупности составляет налоговую культуру. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.