Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Сравнение налоговых систем России и США).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очевидно, что совершенно необходимо формирование налоговой культуры в российском обществе. Однако процессу формирования налоговой культуры препятствует ряд проблемам. Это проблема нестабильного налогового законодательств в Российской Федерации[33]. Это и недостаточная система информирования, консультирования граждан. Это низкий уровень качества исполнения налоговых процедур. Это недоверие со стороны населения по отношению к налоговым органам, а также проблема взаимной социальной ответственности между субъектами налоговых отношений. Это процесс глобализации как причина роста конкуренции фирм и вследствие этого – постоянный поиск хозяйственными субъектами способов минимизации налоговых платежей.

Налоговая система – важнейший инструмент в обеспечении экономического, социального и культурного развития страны. Нестабильность налогового законодательства страны выступает одной из самых острых проблем в развитии налоговой культуры. Правительство РФ предпринимает различные меры в области реформирования налогового института. Данные меры направлены на упрощение налогообложения и ужесточение налогового администрирования, но прогресса в развитии налоговой дисциплины и налоговой культуры не наблюдается. По нашему мнению, приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры могут являться определенные меры. Это может быть принятие мер по упрощению налогового законодательства РФ и совершенствованию механизма разрешения налоговых споров; существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками; повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ; внедрение схем по улучшению качества исполнения налоговых процедур; повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах[34].

Также нельзя не учитывать, что ментальность, в том числе и налоговая, имеет существенную особенность – она может быть одновременно устойчивой и изменяться. Исходя из этого основной целью деятельности налоговых органов должно стать противостояние закреплению в общественном сознании мысли о том, что уклонение от уплаты налогов представляет собой личную выгоду.

При этом сегодня исключительно важно сформировать не только положительный образ работника налогового органа, но и добросовестного налогоплательщика. Следует акцентировать внимание на том, что высокий результат не может быть достигнут при ориентации всех мер на субъектов налоговых отношений, иначе говоря, необходимо рассматривать весь комплекс отношений без выделения определенных единиц из него. Налоговый менталитет – целостная система взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. Неправомерные действия одной из сторон приводят к нестабильности всей системы и неэффективности применяемых мер.


В поведении налогоплательщиков отсутствует стереотип престижности исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, а значит, не наблюдается активного участия в экономической и социальной жизни общества, полноправным членом которого он является. Задача повышения уровня налоговой культуры достаточно сложна, поскольку само наличие высокой налоговой культуры требует существования определенной системы налогообложения, предполагающей и обеспечивающей высококвалифицированное профессиональное обеспечение, хорошо организованную службу отслеживания и контроля за уплатой налогов, высокой налоговой дисциплины[35].

Между тем физические лица во всех странах мира – самая трудно контролируемая категория налогоплательщиков. Но в целом нужно отметить, что налоговая система РФ в отношении налогоплательщиков физических лиц достаточно упрощена. Данная категория налогоплательщиков не исчисляет и не рассчитывает суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет, что значительно улучшает их положение в системе налогообложения. Таким образом, можно отметить, что данный фактор является стимулирующим моментом в отношении налоговой культуры.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что состояние налоговой культуры в стране зависит от уровня развития системы налогообложения. Высокий и эффективный уровень системы налогообложения можно достичь при высоком уровне развития экономики и высоком уровне налоговой культуры в обществе. Формирование налоговой культуры – сложный процесс, сочетающий в себе экономический, социальный, информационный, правовой аспекты. Налоговая культура должна выступать регулятором поведения не только каждого налогоплательщика, но и должностных лиц налоговых органов[36].

Налогоплательщик должен осознавать, что налоговые поступления в бюджет нужны для выполнения государством своих функций, в частности, содержание армии, флота, милиции, обеспечение получения достойного образования, оказание услуг в сфере здравоохранения[37].

Для увеличения уровня налоговой культуры необходимо разработать различные программы, улучшающие положения налогоплательщиков и предоставляющие им больше прав. Небольшие поощрения добросовестным налогоплательщикам увеличили бы налоговые поступления в бюджет. Развитие системы льгот субъектам малого и среднего бизнеса способствует увеличению налогового потенциала, как субъектов, так и государства в целом.


Различные оптимизационные схемы являются стимулирующим фактором для налогоплательщиков, что приведет к увеличению сумм поступающих в бюджет платежей и в дальнейшем развитию налоговой культуры и налоговой дисциплины.

Выводы

Полноценным процесс налогового регулирования может стать только тогда, когда будут ликвидированы все недоработки в налоговом законодательстве. Необходимо также учитывать, что упомянутые недоработки напрямую связаны с нарушением прав и свобод граждан в нашей стране, а значит, эта проблема должна быть разрешена незамедлительным образом, поскольку налогоплательщиками в нашей стране являются практически все граждане, в том числе и иностранные. Сегодня налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики.

Заключение

Проведенный анализ налоговых систем зарубежных стран показал, что суть налоговой системы Соединенных Штатов Америки сводится к следующему: это федеральные налоги, налоги на доходы и налоги на имущество. То есть налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти: налоги, поступающие в федеральный бюджет, поступающие в бюджеты штатов и местные бюджеты.

Налоговая система в Федеративной Республике Германии множественная, в ней насчитывается 45 видов налогов, она довольно разветвленная, имеет трехуровневую структуру. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги.

Основными видами налогов во Франции признаны три категории: налоги на имущество, налоги на доходы и налоги на сделки.

Проведя сравнительный анализ по основным налогам в разных странах мира, мы видим несоответствие российской налоговой системы существующим экономическим реалиям и задачам развития экономики. Например, в развитых странах традиционная система прогрессивного налогообложения доходов дает импульс не только экономическому, но и социальному развитию общества. Необходимо ориентироваться на опыт развития налоговых систем экономически развитых стран и мировой практики в целом.


Налоговую систему Российской Федерации нельзя считать стабильной, но это касается и многих других зарубежных стран. Из-за постоянных изменений в связи с требованиями экономики наблюдается тяжелое налоговое бремя для налогоплательщиков России. Основной серьезнейшей проблемой на наш взгляд, которую стоило бы разрешить и в России, и во Франции – это уклонение от уплаты налогов. Никто не спорит, что главной ролью в становлении налоговой системы являются особенности развития экономики страны, характеристика налогов и налоговый контроль страны, но, например, Япония до середины XIX века находилась под властью американского капитала, который диктовал свои условия развития государства, но после революции правильное распределение функций налоговых отделов все же в некоторой степени повлияло на становлению экономики страны, а также на создание доверительных отношений между государством и налогоплательщиками.

Только сравнивая, можно понять истинную разницу, почему в одной стране налоговые ставки выше, но на граждан не производится очень явное налоговое давление, а в другой налоговые ставки не настолько высокие по сравнению с другими странами, но люди чувствуют дискомфорт в налоговом направлении, и стараются найти различные пути чтобы частично или полностью уклониться от их уплаты. В Российской Федерации множество существенных факторов, которые влияют на положение налоговой системы: налоговая дисциплина, кризис платежей, неразвитость рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность, неоднородность экономического развития отдельных отраслей экономики России. Возможно, налоговая система Японии может стать примером для нашей страны, так как в Японии весьма низкий уровень налогового бремени и жёстко централизованная система сбора налогов, так как в строгом порядке соблюдаются три основных принципа: уважение к законопослушному налогоплательщику, простота и доступность налоговой системы, примат доверия к налогоплательщику над стремлением к наказанию.

Полноценным процесс налогового регулирования может стать только тогда, когда будут ликвидированы все недоработки в налоговом законодательстве. Необходимо также учитывать, что упомянутые недоработки напрямую связаны с нарушением прав и свобод граждан в нашей стране, а значит, эта проблема должна быть разрешена незамедлительным образом, поскольку налогоплательщиками в нашей стране являются практически все граждане, в том числе и иностранные. Сегодня налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики.


Список литературы

  1. Алексеева Л. Ф., Голубев В.Д. Мировой опыт применения специальных налоговых режимов//Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 44. С. 123-130.
  2. Анализ налоговых систем зарубежных стран [Электронный ресурс]: Налоговая система Франции. – 2017-2018. URL: https://studwood.ru/788970/ finansy/frantsiya. Дата обращения: 16.12.2019.

Бабенкова Е. О. Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран // Постулат. - 2017. - № 5-1 (19). - С. 112-120.

Базылев М. С. Налоговые системы Российской Федерации и Латвийской республики: сравнительный анализ // СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции. 2016. С. 311-313.

Бароян А. А., Гололобова М. А., Болычева Е. А. Сравнительный анализ особенностей налоговых систем РФ и зарубежных стран // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. Сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. 2019. С. 66-70.

Грекова В. И., Чуева Т. И. Особенности налоговой системы во Франции // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2017. С. 97-100.

Жерокова О. Р., Тлеужев А. Р., Кучменова М. Т., Эфендиева Г. А. Налоговые системы России и зарубежных стран: результаты сравнительного анализа // Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых: Перспектива-2019. 2019. С. 42-50.

Крайнова В. В., Никитина В. А. Сравнительный анализ налоговых систем России и США // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2015. № 43. С. 212-220.

  1. Кузнецов Л. Д. Правовая характеристика налоговой системы США // Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 9А. С. 222-230.

Лыкова Л. Н., Букина И. С. Налоговые системы зарубежных стран: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2016.

Мандрощенко О. В. Зарубежный опыт налогообложения прибыли и его использование в налоговой системе России // Стратегические направления развития науки, образования, технологий Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2017. С. 95-100.

Манушина О. В. Сравнительная характеристика налогового администрирования в России и за рубежом // НАУКА. ТЕХНОЛОГИИ. ИННОВАЦИИ Сборник научных трудов: в 9 частях. 2015. С. 254-256.