Файл: Общая совместная собственность супругов (Юридическая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представляется, что для решения данных проблем необходимо изменять действующее семейное законодательство.

Рассмотрев генезис имущественных отношений супругов в России, можно констатировать, что с древнейших времен супруги обладали имущественной автономией, были равны, но вопросы равенства по-разному толковались в различные эпохи. В дореволюционный период принцип равенства супругов в имущественных отношениях проявлялся в раздельности имущества супругов, в равной возможности супругов иметь свое личное имущество и самостоятельно распоряжаться им. В советский период было с точностью до наоборот: равная возможность супругов стать собственниками совместного имущества, нажитого во время брака, практически независимо от наличия и размера собственного дохода (исключение составляли лишь случаи отсутствия уважительных причин, по которым супруг не имел самостоятельного дохода, но при этом исчерпывающего перечня таких случаев закон не содержал).

Вследствие «нового», «революционного» толкования данного принципа утрачено традиционное для России понимание цели заключения брака — создание семьи, где общность интересов раскрывается в первую очередь не сквозь имущественную составляющую, а в контексте неимущественных благ (брак — это единение душ, а не капиталов).

Модель современной российской семьи предполагает равное участие супругов в обеспечении потребностей семьи. Женщина в настоящее время редко ограничена в своих возможностях по получению самостоятельного дохода, да и ведет домашнее хозяйство отнюдь не всегда исключительно самостоятельно. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности дальнейшей «защиты» ее интересов путем закрепления в семейном законодательстве законного режима имущества супругов в виде совместной собственности. Может быть, пора вернуться к истокам и рассмотреть в рамках совершенствования семейного законодательства РФ возможность закрепления принципа раздельности супружеского имущества в качестве законного режима имущества супругов, который был в России на протяжении многих веков?

И. Г. Оршанский писал: «Одна из наиболее характерных особенностей русской жизни сравнительно с западноевропейской, бесспорно, заключается в оригинальном положении женщины по закону. Иностранцев всегда поражало то сравнительно более выгодное положение, в которое поставлена как законом, так и общественными нравами и обычаями русская женщина, несмотря на общую отсталость нашего законодательства в делах гарантий личных прав граждан. В своем увлечении этим либеральным явлением иностранные писатели наговорили много вздору... Но за этими и им подобными фразами кроется факт реальный и неоспоримый: существенно прогрессивный характер нашего законодательства


об имущественных и личных правах женщин сравнительно с кодексами всех других стран. Ни одна цивилизованная страна не дошла еще до сих пор до того, чтобы признать возможным самостоятельность замужней женщины в имущественных отношениях».

Если же говорить о защите интересов экономически более слабого супруга (в случае, если он по уважительным причинам не мог иметь самостоятельного дохода и участвовать в формировании совместного имущества супругов во время брака), то здесь более уместным был бы усовершенствованный механизм алимен-тирования со стороны второго, более обеспеченного супруга. Но это уже тема дополнительного исследования.

Подводя итог, хотелось бы привести высказывание профессора В. Н. Синюкова: «Ценность права в русском правосознании не в обеспечении формальной законности, а в достижении его тождественности с глубинным образом собственного жизнепонимания».

1.3.Брачный договор в РФ.

Статьей 40 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) регламентировано понятие брачного договора, в соответствии с которым брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Институт брачного договора является полноценной частью современного гражданского законодательства в области семейного права. При этом, исходя из анализа судебной и нотариальной практики, брачный договор остается достаточно редким явлением.

Впервые институт брачного договора появился в семейном праве РФ в 1994 году, а современная формулировка определения данного договора была закреплена в 1996 году.

Шигонина Людмила Александровна — преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Российский государственный университет правосудия, крымский филиал Тихомирова Ирина Юрьевна — студент, Российский государственный университет правосудия, крымский филиал

По мнению А. В. Мыскина, введению в действие института брачного договора предшествовало несколько факторов[2]. Одним из них является закрепление в Конституции Российской Федерации института частной собственности, что, в свою очередь, повлекло необходимость возникновения законодательных методов регулирования правоотношений подобного рода. С возникновением института частной собственности возникла также необходимость наличия гарантий на право владеть, пользоваться и распоряжаться указанной собственностью без нарушения прав и свобод третьих лиц.


Вторым фактором, повлиявшим на возникновение института брачного договора в семейном праве, является развитие договорных отношений, в том числе попытки регулирования большей части общественных и межличностных, в том числе брачных, отношений договорным путём. Данный фактор, согласно позиции Г. Н. Павлова, повлек за собой возникновение конструкции для осуществления имущественных отношений с помощью договора, в том числе — имущественные отношения супругов[3].

По мнению М. А. Паненковой, предпосылкой для закрепления в современном семейном законодательстве правовой конструкции брачного договора являлась необходимость определения правового режима совместно нажитого супругами имущества, а также иных имущественных взаимоотношений, которые возникли в течение периода брака, а также урегулирование указанных имущественных взаимоотношений в случае расторжения брака[4].

По нашему мнению, наиболее явной предпосылкой законодательного закрепления института брачного договора является попытка предотвращения имущественных споров после расторжения брака, а также максимальное сокращение временных и материальных средств при решении подобного конфликта. Такой способ регулирования отношений приобрел форму договора не только в связи с развитием договорных отношений, как указывает А. В. Мыскин, но и в связи с тем, что договор является оптимальной правовой конструкцией для закрепления взаимных обязательств между сторонами, и позволяет определить условия, которые существенно нарушают права одной из сторон для дальнейшего использования механизма признания такого договора недействительным.

Согласно законодательству, законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности[5], однако данный режим действует в том случае, если брачным договором не установлено иное.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 42 СК РФ брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности как на все имущество супругов, так и на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов (ст.42 СК РФ).


Зачастую брачный договор является дополнительным документом, который необходим для проведения правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию прав документов. Подобная ситуация может сложиться в том случае, если один из супругов примет решение о продаже или ином способе распоряжения своей долей в недвижимом имуществе третьему лицу.

Поскольку, исходя из смысла п. 3 ст. 35 СК РФ, для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Если условиями брачного договора предусмотрено раздельное владение недвижимостью, приобретенной в браке, согласие супруга для совершения сделки, в соответствии с которой доля, принадлежащая другому супругу, перейдет третьему лицу, не требуется. В данном случае предоставление брачного договора, которым установлен режим раздельной собственности супругов, будет являться подтверждением.

Помимо дополнительного документа, необходимого для правовой экспертизы, брачный договор также может играть роль правоустанавливающего документа, содержание которого порождает для сторон определенные права и обязанности, в том числе — возникновение права собственности.

В соответствии с действующим законодательством[6], правовой природой государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество является официальное подтверждение государством факта возникновения, изменения или прекращения права собственности на объекты недвижимого имущества. Вещные права на объекты недвижимости, включая право собственности, а также их возникновение, изменение или прекращение, регистрируются в соответствующем реестре. Процесс данной регистрации осуществляется уполномоченными органами в порядке, который установлен законодательством, в частности, п. 1 ст. 131 ГК РФ, а также подп. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости»[7].

Основанием для осуществления государственной регистрации являются сделки, в том числе договоры, предметом которых является недвижимое имущество.

Одним из ключевых вопросов при осуществлении государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество на основании брачного договора является момент возникновения права собственности на недвижимое имущество.


По общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Законодательством также предусмотрены исключения из данного правила. Так, в соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ №10/22 иной момент возникновения права собственности на недвижимое имущество установлен в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива (п. 4 ст. 218 ГК), в порядке наследования (п. 4 ст. 1152 ГК) и реорганизации юридического лица (абз. 3 п. 2 ст. 218ГК)[8].

Следовательно, брачный договор не является исключением из общего правила о моменте возникновения права собственности на недвижимое имущество.

При этом судебная практика складывается таким образом, что право собственности на объект недвижимости возникает у одного из супругов с момента нотариального заверения такого договора, несмотря на то что процедурно подобное заверение не влечет одновременную регистрацию права собственности и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Следует согласиться с мнением Л. А. Смолиной, что для решения проблем правового регулирования вопросов имущественного характера между супругами и бывшими супругами необходим комплексный подход[9].

Поскольку институт брачного договора представляет собой относительно новое явление в отечественном семейном законодательстве, а сам брачный договор как способ предотвращения или урегулирования имущественных отношений супругов не получил массового распространения на территории Российской Федерации, среди судебных решений, вынесенных в период с 1996 г. по 2011 г. отсутствуют прецеденты по разрешению споров касаемо момента возникновения права собственности на объект недвижимого имущества при заключении брачного договора.

И хотя в Российской Федерации отсутствует прецедентное право, однако многие судебные акты вызывают определенный интерес и при детальном изучении позволяют выделить проблемные вопросы и разработать механизмы их решения.

Основополагающим решением в данной категории судебной практики можно считать определение ВС РФ от 08.11.2011 г. №83-В11-5. Согласно материалам дела, истцом (супругой) был направлен иск об установлении факта наличия права собственности на недвижимое имущество. Нарушение права, по мнению истца, состояло в невозможности осуществления продажи принадлежащего ей недвижимого имущества в связи с необходимостью получения согласия второго супруга на совершение указанной сделки, поскольку данное имущество было нажито в период брака, и относилось к категории совместно нажитого. При этом не был учтен факт заключения между супругами брачного договора, в соответствии с которым право собственности на спорную недвижимость принадлежало истцу единолично.