Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приобретенный или заслуженный авторитет основывается на поведении руководителя. В частности:

  • демонстрация личного примера по соблюдению действующих на предприятии правил и указаний;
  • болеет за свое предприятие и связывает себя с его целями и контролирует их выполнение;
  • забота о своих подчиненных и условиях их работы;
  • правильно использует данные ему полномочия;
  • берет ответственность на себя за принимаемые решения.

6. Поддерживает и совершенствует уровень профессиональных знаний у себя и у подчиненных.

Неразрывное единство формального и приобретенного авторитета - залог успеха руководителя.

Укрепляя авторитет менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не сковывал инициативу подчиненных. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху; в результате появляется мнимый или, ложный, авторитет: псевдоавторитет:

  • авторитет расстояния – руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он «дальше» от подчиненных и держится с ними официально;
  • авторитет доброты – «всегда быть добрым» – таков девиз данного руководителя. Такая доброта снижает требовательность. Бывает добрый руководитель оказывает подчиненному «медвежью» услугу;
  • авторитет педантизма – в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым сковывая их творчество и инициативу;
  • авторитет чванства – руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;
  • авторитет подавления – менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепляют его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность.

2. ЛИДЕРСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ

2.1 Лидерство в системе менеджмента – исторический аспект

Тема лидерства в менеджменте в последнее десятилетие переживает неоднозначные и противоречивые времена. С одной стороны, все больше авторов находят практические примеры из жизни значительных людей и выстраивают теорию успеха на этом основании в своих книгах. С другой стороны, не успевает тираж этих книг разойтись, как герои из них оказываются низвергнуты практикой, и другие исследователи уже препарируют печальный опыт вчерашних героев. В свое время, когда идея лидерства только начала формироваться, мало кто задумывался о том, что лидерство в менеджменте окажется местом интеграции наиболее серьезных проблем современного управления.


Для того, чтобы качественно рассматривать лидерство в системе менеджмента и проблематику, связанную с ним, необходимо подойти к этому вопросу методологически грамотно – и начать с определения предмета исследования.

Здесь можно сразу обнаружить занимательный языковой феномен. С одной стороны, «лидерство» – это процесс, с другой положение в группе.

Таким образом:

- Лидерство – положение индивида в группе, определенное признанием высоких результатов деятельности другими членами группы;

- Лидерство – процесс внутреннего управления, основанный на инициативе членов группы.

Из представленных определений, чтобы добиться лидерства в менеджменте, вытекают следующие положения:

а) достигать высоких результатов деятельности относительно других членов группы;

б) заставить остальных членов группы признать ценность этих результатов;

в) постановка общих групповых целей по собственной инициативе.

На практике это выглядит следующим образом: рядовой член группы добивается высокой индивидуальной результативности в достижении мотивирующих группу целей, после этого доносит информацию об этом под предлогом работы на общее благо, и заявляет о новых общих групповых целях во благо группы. Все, лидерство в системе менеджмента захвачено!

История преподносит нам много личностей, которых можно назвать лидерами. Попытки описать их успех с точки зрения личных качеств, приводили исследователей и биографов к сильной путанице и неразберихе.

Например, Суворов и Кутузов представляются нам лидерами, но набор их личных качеств можно назвать антагонистичным.

Собственно, переход от исследования личных качеств к исследованию целевого поведения привел к серьезному прорыву в этой области и появлению «двухмерного подхода» к анализу поведения лидера.

Такой инструмент получил название «управленческой решетки» Блейка – Моунтон (рис. 1).

Данная «решетка» представляет из себя две оси:

- горизонтальная ось – внимание к результатам;

- вертикальная ось – отношение к людям и между ними.

Рисунок 1 - «Управленческая решетка» Блейка – Моунтон:

1.9 – Управление в стиле загородного клуба, означает скурпулезное удовлетворение потребностей участников группы, приводит к созданию комфортной и дружелюбной атмосфере;

9.9 – Групповое управление, производственные успехи обусловлены преданными своей работе сотрудниками, взаимосвязь через общее стремление к организационным целям ведет к созданию новых взаимоотношений, основанных на доверии и уважении;


1.1 – Обедненное управление, приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов, достаточных для сохранения членства в организации;

9.1 – Власть-подчинение, эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени.

Однако и эта на первый взгляд полноценная модель оказалась недостаточной и обнаружила свои недостатки. Один из них – идея о существовании абсолютно идеального стиля лидерства в системе менеджмента.

Следующей попыткой создать всеобъемлющую теорию лидерства в системе менеджмента, стала работа Ф. Фидлера. В ней он предлагает новые идеи:

1) стиль лидерства в менеджменте отражает мотивацию лидера;

2) конкретные формы поведения лидера зависят от ситуационных факторов;

3) 1 и 2 сочетаясь, создают эффективную деятельность лидера.

Однако, и в теории Фидлера по-прежнему прослеживаются признаки лидерских качеств. Несмотря на это, он вводит принципиально дополняющую характеристику лидера – терпимость к наименее предпочтительным членам группы. Фидлер выстроил связь между этой «терпимостью» и эффективностью лидерства в системе менеджмента через степень контроля над подчиненными, состоящей из:

- отношений между лидером и подчиненными;

- силы позиционной власти лидера;

- степени структурированности задания.

Рисунок 2 – Ситуационная модель теории Фидлера

Бесспорно, в работе Фидлера есть и пионерность в реалистичности, но целенаправленная деятельность лидера в его ситуационной модели, оказывается далеко не в центре событий.

Следующей попыткой описать более полноценно вопросы лидерства в менеджменте было создание «следующего поколения» ситуационного лидерства в системе менеджмента Р. Хаузом в 1971 году.

Существенное новшество этой теории было «путь-цель», т.е. лидер выбирает из четырех стилей:

1. Директивный

2. Поддерживающий

3. Партисипативный

4. Ориентированный на достижения

А также лидер учитывает личность последователя (фокус внимания и личную эффективность) и на этих основаниях управляет достижением цели.

2.2 Лидерство: основные концепции изучения

Основными подходами к изучению лидерства являются: поведенческий, ситуационный и основанный на личностных качествах.


Рассмотрим каждый более подробно, выделяя теории, на которых они базируются.

Ф. Подход, основанный на личностных качествах лидера.

Концепция личных качеств основывается на идее существования определенного набора личных качеств, который является общим для всех лидеров.

Рассматривая подход, основанный на личностных качествах необходимо обратить внимание на теорию лидерских качеств Стогдила. В 1948 г. он пришел к выводу, что лидеру присущи пять главных качеств: ум, господство, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела. [10]

Однако стоит отметить, что личные качества не гарантируют успех в руководстве, на эффективность лидера в значительной степени влияют множество других факторов. Но не стоит забывать о том, что в рамках данного подхода была выстроена научная база для осуществления процесса приема на работу персонала и его дальнейшего продвижения по личным качествам.

Б. Поведенческий подход

Безусловно, личностные качества лидера играют огромную роль в его деятельности. Но все же важнее, не то, что представляет собой личность лидера, а то, как данная личность себя ведет и что делает. Вследствие данного утверждения, исследователями лидерства было предложено несколько теорий, описывающих поведение лидера, которое можно охарактеризовать как стиль лидерства.

Основными моделями лидерства, характеризующие поведенческий подход являются: теория «Х и Y» Д. МакГрегора, теория стилей лидерства К. Левина, континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта, управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутона, исследования стилей лидерства университета штата Огайо и др.

Рассмотрим лишь те, которые вызывают наибольший интерес в нашем исследовании.

Первым, кто дал определение и классификацию стилей лидерства был Е. Левин. Автор теории выделял три стиля: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль опирается на законные принуждения и возможность влиять на других людей. Порой такие лидеры ведут себя агрессивно по отношению к подчиненным. К характерным признакам авторитарного стиля также относятся строгий контроль и дисциплина, ориентация только на результат и отрицание социально-психологических факторов. Хотя данный стиль лидерства отлично подходит для кризисных ситуаций, постоянное его использование нерационально. [9]

Демократический стиль лидерства характеризуется коллегиальностью, то есть лидер разделяет со своими подчиненными процесс принятия решений, доверием, самодисциплиной, поощрением лидером своих подчиненных, инициативой и ответственностью. Данный стиль ориентирован не только на сам результат, но и на способы его достижения. [17]


Либеральный стиль лидерства можно охарактеризовать незначительным влиянием лидера на группу либо полным его отсутствием. Главным отличием от других стилей является то, что руководитель пассивен и предоставляет подчиненным полную свободу действий. [19]

Однако данная теория не получила широкого распространения. И были предприняты попытки усовершенствовать поведенческий подход к изучению лидерства.

Позднее У. Шмидт и Р. Танненбаум предложили модель «континуум лидерского поведения», которая показывает, что лидер имеет широкий спектр образцов поведения по отношению к своим последователям. Важной особенностью подхода Танненбаума-Шмидта был акцент на том, что стиль лидерства должен выбираться в зависимости от того, каков источник полномочий лидера. Если власть лидера основывается преимущественно на его личностных качествах, то поведение лидера в большей степени демократическое и ориентировано на отношения; лидер при этом предоставляет последователям большую свободу действий и считает, что они обладают способностью к самоуправлению в условиях правильного мотивирования. Авторитарный же стиль лидерства ориентирован на решения задач, последователям лидер предоставляет наименьшую свободу действий. [22]

А наибольшую популярность среди теорий в поведенческом подходе к изучению лидерства получила «Управленческая решетка» Р.Блейка и Дж. Моутона. «Управленческая решетка» представляет собой матрицу, горизонтальная ось которой отражает интерес лидера к производству (увеличивается по шкале от 1 до 9), а вертикальная – его интерес к людям (увеличивается от 1 до 9).

Наилучшем стилем управления в данной системе выступает групповое управление (9,9). Отношения при таком стиле управления строятся на доверии и уважении. Несмотря на это, изменения в организации могут потребовать смены стилей лидерства. И тогда перед нами возникает вопрос: чем же следует руководствоваться при выборе стиля лидерства? Ответить на него нам помогут теории ситуационного лидерства. [21]

В. Ситуационный подход

В ситуационном подходе к изучению лидерства полностью отвергаются личностные и поведенческие качества руководителя.

К основным теориям ситуационного лидерства относятся: модель руководства Ф. Фидлера, подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауза, модель ситуационного лидерства П. Херсеяи К. Бланшара (теория жизненного цикла), модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона и др. [12]. Для проводимого исследования наибольший интерес представляет теория жизненного цикла.