Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Складской учет» (Построение моделей бизнес-процессов складского учета).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методологический анализ предметной области и постановка задачи
1.1. Экономическая характеристика деятельности Глэдис. Анализ бизнес-процессов предприятия Глэдис
1.2. Оценка бизнес-процесса складского учета компании Глэдис
1.3. Основные проблемы складского учета компании Глэдис и подходы к их решению в мировой практике
1.4. Постановка задачи моделирования бизнес-процесса складского учета компании Глэдис
1.5. Выбор инструментального средства для моделирования бизнес-процесса
Глава 2. Построение моделей бизнес-процессов складского учета и его экспериментальные исследования
2.1 Моделирование бизнес - процессов приема товара на складе торговой компании
2.2. Моделирование бизнес – процессов комплектации и отгрузки товара торговой компанией
2.3. Моделирование бизнес-процессов контроля и инвентаризации запасов на складе компании
Таблица 1.2
Примерный объем документов
№ п/п |
Наименование документа |
Объем, документ |
Частота |
Список деталей для заказа |
1-2 |
неделя |
|
Накладные (вх.) |
5-10 |
неделя |
|
Накладные (вых.) |
20-30 |
день |
|
Чек |
20-30 |
день |
|
Каталог марок и моделей |
1 |
полгода |
|
Каталог деталей |
1 |
месяц |
Как видно из таблицы 1.2, самым частыми документами являются накладные и товарные чеки для клиентов – их объем может доходить до 30 в день и в прогнозе даже превышать это значение.
Менее частыми являются входные документы – список деталей для заказа и накладные на поставку, так как заказ деталей производится не чаще 1 раза в неделю: детали группируются по поставщикам и делается один единый заказ.
Самыми редко обновляемыми являются каталоги. Их обновление происходит в среднем раз в месяц и раз в полгода.
Таким образом, в первой главе работы был приведен теоретические анализ понятия бизнес-процесса, выделены особенности логистического бизнес- процесса торговой компании. Рассмотрен процесс моделирования и основные этапы моделирования бизнес процесса. Завершается глава экономической характеристикой и анализом бизнес процессов компании Глэдис.
Проведенные теоретические исследования позволили перейти к непосредственной оценке бизнес – процесса складского учета компании Глэдис, чему посвящена вторая глава выпускной квалификационной работы.
1.2. Оценка бизнес-процесса складского учета компании Глэдис
Большей частью функциональные сферы логистики начинаются и заканчиваются складами. Склад функционирует на границе этих сфер и объединяет материальные потоки [14].
Методологические принципы формирования и оптимизации работы склада базируются на системном подходе и зависят от:
- цели, задач и функций оптового торгового предприятия и его места (функциональной сферы) в логистической системе;
- вида и характеристик материального потока;
- территориального расположения складской сети;
- взаимосвязей с внешней средой поставщиков и потребителей; характеристик используемых транспортных средств;
- состояния инфраструктуры сети;
- материально-технической базы самого предприятия;
- наличие информационной системы в складской сети.
Логистика складирования представляет собой комплекс взаимосвязанных функций, которые реализуются в ходе переработки материального потока в складском хозяйстве компании [5, 15].
С точки зрения системного анализа, склад является открытой системой, поскольку на складе осуществляется взаимодействие с внешней средой через материальные и информационные потоки.
Складу присущи три вида потоков:
- входящие, определяющий необходимость разгрузки, проверки грузов и документов (информационный поток);
- исходящие (загрузка транспорта, подготовка сопровождающих документов);
- внутренние (определяющие перемещение и размещение материалов (грузов, товаров) внутри склада).
Основной целью логистического процесса на складе является обеспечения полного согласования функций управления заказами, снабжения запасов, обработки грузов и физического распределения заказов.
Торговое предприятие Глэдис, которое имеет собственный склад, а не пользуется наемным складом, сталкивается с рядом логистических проблем как стратегического, так и оперативного характера. Учет и контроль над поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада. Грамотно сформированный склад позволяет оптимизировать затраты логистической системы, а процессы, связанные с функционированием складов, в итоговом результате являются важной составляющей совокупных затрат. Следовательно, правильное применение возможностей складской логистики дает возможность оптимизировать работу предприятия [6].
Следует заметить, что склад несет не только функцию хранения, но и сервисного обслуживания потребителей складских услуг: приближение запасов к местам потребления, формирование рыночного ассортимента, комплектование смешанных грузовых отправок и так далее. Таким образом, склад - как неотъемлемое звено в системе складской логистики, позволяет определить стратегические выгоды: экономические и сервисные. Логистический процесс на складе довольно сложный и требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает такие процессы, как [5, 16]:
- снабжение торгового предприятия запасами;
- контроль над поставками в торговое предприятие; - выполнение технологических процессов разгрузки и приемки товаров (автозапчастей); - организация процесса внутрискладской транспортировки товаров;
- непосредственная организация складирования и хранения грузов;
- комплектация заказов для клиентов и их отгрузка;
- организация транспортировки и экспедиция заказов до клиентов;
- организация сбора и доставки товароносителей;
- организация непрерывного контроля над своевременным и качественным выполнением заказов;
- организация процесса информационного обеспечения складского процесса;
- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).
Функционирование всех элементов логистического процесса на складе должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность складской службы торгового предприятия, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части: а) операции, направленные на координацию службы закупки; б) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией; в) операции, направленные на координацию службы продаж.
Проведем разработку модели бизнес-процесса, применив функциональное моделирование бизнес-процесса с использованием нотации IDEF0 и CASE-средства для автоматизированного проектирования All Function Process Modeler 7.3. [17, 18]
Процесс складского учета в торговой компании можно разделить на три подпроцесса:
1. на этапе учета поступлений деталей производится ввод данных обо всех деталях, поступивших на склад торговой компании. В том числе учитываются данные накладных, а именно, когда, от кого была поставка, номер документа, дата и время поставки и т.д.;
2. на этапе учета выдачи деталей фиксируется факт выдачи и производится списание количества деталей с указанием даты, времени выдачи, количества и другой информации;
3. на третьем этапе производится расчет показателей, например, частота заказа детали, средний срок поставки детали. На основе этих данных и данных о поступлении и выдаче деталей, рассчитывается минимальный остаток, по достижении которого деталь необходимо заказать.
Оценка и анализ показателей процесса являются важнейшими средствами, которые разрешают улучшить процессы. Процесс могут характеризовать группы показателей:
- показатели процесса;
- показатели продукта процесса;
- показатели удовлетворенности клиентов процесса.
Показатели процесса могут быть определены как числовые величины, которые характеризуют ход самого процесса и затраты на него, а именно: временные, финансовые, ресурсные, человеческие. Они могут быть абсолютными и относительными, то есть приведенными к объему продаж торговой компании, сезонных колебаний, тарифных изменений и других внешних факторов, которые не зависят от управления процессом, который проверяется.
Показатели продукта (услуги) - числовые величины, которые характеризуют продукт (услугу) как результат выполнения процесса, а именно: абсолютный объем услуг, объем услуг относительно заказанного или необходимого, количество ошибок и сбоев при предоставлении услуги, номенклатура предоставленных услуг, номенклатура предоставленных услуг относительно необходимой.
Показатели удовлетворенности клиентов процесса - числовые величины, которые характеризуют степень удовлетворенности потребителя результатами процесса, то есть выходом, услугой.
Количественные показатели процесса делятся на две группы: абсолютные и относительные. К абсолютным показателям относятся показатели времени выполнения процесса, технические показатели и показатели стоимости и качества. Относительные показатели могут рассчитываться на основе абсолютных показателей процесса путем формирования разных отношений между ними. Показатели времени выполнения процесса включают: среднее время выполнения процесса в целом; среднее время простоев; среднее время выполнения отдельных функций процесса.
Сведем оценку бизнес – процесса складского учета компании Глэдис в таблицу 1.3.
Таблица 1.3
Оценка бизнес – процесса складского учета
№ п/п |
Наименование показателя |
Фактическая оценка показателя |
Требуемая оценка показателя |
Время обновления информации о запасах на складе |
4 часа |
10 мин. |
|
Время учета новой единицы товара |
5 мин. |
20 сек. |
|
Время поиска товара для выдачи |
10 мин. |
3 мин. |
|
Время подготовки консолидированного отчета о поступлениях/выдачах |
8 часов |
10 мин. |
|
Время сверки остатков |
8 часов |
30 мин. |
|
Среднее время комплектации и выдачи заказа |
30 мин. |
10 мин. |
|
Средняя стоимость одной складской операции |
400 руб. |
150 руб. |
|
Удовлетворенность клиентов (0-1) по результатам отзывов |
0,85 |
0,9 |
Анализ оценки выделенного бизнес – процесса складского учета позволил отметить, что большинство проблем лежит в плоскости информатизации и автоматизации работы склада, чему и посвящен следующий параграф выпускной квалификационной работы.
1.3. Основные проблемы складского учета компании Глэдис и подходы к их решению в мировой практике
Рассчитаем основные показатели работы склада торгового предприятия Глэдис. К основным показателям объема работы склада необходимо отнести [7, 19]:
Среднесуточная грузопереработка, которая рассчитывается по формуле:
Qсут=Qп.сут+Qо.сут+Qв.сут (2.1)
где:
????п.сут− средний суточный грузопоток прибытия т/сут.
????о.сут− средний суточный грузопоток отправления т/сут.
????в.сут− средний суточный грузопоток переработки на складе т/сут.
Подставим соответствующие данные:
????п.сут=????п.год.Тп∙Кнер.п.=320365∙1,35=1,184 т/сут.
????п.сут=????о.год.Тп∙Кнер.о.=312,3365∙1,5=1,283 т/сут.
????в.сут=(????п.сут+????п.сут)∙Кпер=(1,184+1,283)∙1,12=2,763 т/сут.
Коэффициенты в вышеприведенных формулах учитывают неравномерность потока отправления (1,5) и прибытия (1,35), а также внутрискладские перевалки (1,12). Такой коэффициент внутрискладских перевалов является довольно хорошим, что свидетельствует об эффективно организованных процессах складской логистики.
Показатели складского товарооборота за год в натуральном выражении составляют 35 млн. руб.
Рассчитаем ряд показателей эффективности работы склада анализируемого предприятия:
1) годовой грузооборот склада Г (т).
Г=Т0/Сср (2.2)
где Т0 - товарооборот за год, руб.;
Сср - средняя стоимость 1 т груза, руб./т;
Годовой грузооборот склада равен 0,32 тыс. тонн.
2) себестоимость складской переработки (руб./т)/
С=Рэ/Г, (2.3) где Рэ - сумма эксплуатационных расходов за год, руб.;
Г - грузооборот, т;
С=1450000/320=4531,25 руб./тонн.
3) коэффициент использования складской площади: ????=????пол.????общ.=127179=0,71
4) коэффициент использования средств механизации ????=????мех????общ=51%
5) оборачиваемость склада как отношение отгруженных товаров (т) к общему количеству продукции, которую можно разместить на складе: ????=????????общ=32010,5=3,05
6) коэффициент использования объема склада: ????=????пол.????общ.=40,6480,55=0,501