Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Складской учет».pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов
1.1. Бизнес-процессы в современных организациях
1.2. Понятие и сущность моделирования бизнес-процессов. Этапы моделирования бизнес-процесса
Глава 2. Методологический анализ предметной области и постановка задачи
2.2. Оценка бизнес-процесса складского учета компании Арсенал Авто
2.4. Постановка задачи моделирования бизнес-процесса складского учета компании Арсенал Авто
2.5. Выбор инструментального средства для моделирования бизнес-процесса
2.6. Построение моделей бизнес-процессов складского учета и его экспериментальные исследования
2.6.1 Моделирование бизнес - процессов приема товара на складе торговой компании
2.6.2. Моделирование бизнес – процессов комплектации и отгрузки товара торговой компанией
2.6.3. Моделирование бизнес-процессов контроля и инвентаризации запасов на складе компании
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. В современной экономике движущей силой инновационных преобразований в торговых предприятиях все чаще выступает процесс оптимизации бизнес-процессов, который создает все необходимые предпосылки для эффективности управления торговым предприятием путем всеохватывающего и постоянного применения инновационных технологий менеджмента, маркетинга и информационных технологий. Данный механизм актуальный для любой сферы функционирования предприятия, но в последнее время начинает использоваться в логистике. Оптимизация логистических бизнес-процессов предусматривает применение подхода системной интеграции, который наиболее целесообразно реализовать путем использования моделирования бизнес-процессов, ведь это разрешит одновременно усовершенствовать такие подсистемы как поставку, производство, сбыт, транспортировка и складирование. В свою очередь, это создает условия для повышения надежности логистической системы предприятия в целом благодаря более надежного функционирования отдельных ее логистических бизнес-процессов, обеспечивая достижение синергетического эффекта.
Объектом в данной работе является проектирование реализации операций бизнес-процесса «Складской учет».
Предметом исследования является построение модели бизнес-процесса складского учета торгового предприятия Арсенал Авто.
Для достижения цели работы сформулируем задачи работы:
- рассмотреть и теоретически обобщить понятие бизнес – процессов в современном торговом предприятии, выделить особенности логистических процессов, протекающих в торговых компаниях;
- раскрыть понятие и сущность моделирования бизнес-процессов, выделить этапы моделирования бизнес-процессов;
- провести анализ и дать экономическую характеристику деятельности торговой компании Арсенал Авто;
- выделить основные проблемы складского учета компании Арсенал Авто и подходы к его решению по результатам анализа лучших мировых практик;
- выполнить моделирование бизнес- процесса складского учета компании Арсенал Авто.
Теоретической базой выполнения курсовой работы являются работы отечественных и зарубежных специалистов по менеджменту и стратегическому управлению А. Виханского, М. Мескона, Г. Альберта, Ф. Хедоури, Р. Дафта, специалистов по логистике - Г. Азаренкова, В. Николайчука, М. Окландера, Б. Аникина, Д. Бауерсокса, Й. Беккер,а А. Гаджинского, Л. Миротина, А. Некрасова, Д. Стока, Дж. Хескетта. В области управления изменениями и методологической базы управления реинжинирингом бизнес - процессов основными работами являются работы таких зарубежных ученых, как И. Ансофф, P. Акофф, А. Ван Де Вен, Рамперсад Х., Фламгольц Э., И. Адизес, Е. Хьюз, М. Хаммер.
В работе используются такие исследовательские приемы и методы как: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция - для идентификации проблемной области исследования, выделение элементов механизма осуществления логистической деятельности, логистических подходов и обеспечения их согласованности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литератур.
Глава 1. Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов
1.1. Бизнес-процессы в современных организациях
Анализ литературных источников свидетельствует, что наиболее распространеное понятие бизнес-процесс (БП) приведен в работах [1, 2]: "Процесс - это устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая соответствует определенной технологии трансформирует входы в выходы, которые имеют ценность для потребителя". Он, как отмечается в работе [2], является отображением стандарта ИСА 9000:2000 и имеет довольно общее понятие.
Вместе с тем самое понятие технологии имеет расхождение с понятием оператора системы, которое, например, используется в системном анализе. Таким образом, применение системного подхода относительно определения системы БП приводит к необходимости более детального толкования БП как продукта самой организации и как объекта управления с точки зрения типов трансформаций и видов ресурсов, которые в них используются для получения результата БП. Для управления процессом или БП нужно определить цель, руководителя согласно стандарта БП, ресурсы, входы, которые превращаются в выходы, и информационные потоки. Таким образом, получим общую схему управления процессом, которая приведена на рис. 1.1.
Рисунок 1.1 – Концептуальная схема управления бизнес – процессом
Характерной особенностью этого изображения есть то, что фактически процесс представляет "черный" ящик, который использует входы, выходы, ресурсы, обратную связь с клиентами процесса и его владельцем, который выполняет функции управления. На схеме (рис. 1.1) есть потоки продуктов и ресурсов, информации и управленческих решений, таким образом, бизнес - процесс включает потоки, которые фактически отделяют, управленческие решения от основных процессов для получения продукта как результата деятельности предприятия. Также она иллюстрирует взаимосвязь горизонтальных и вертикальных потоков, которые "пронизывают" его организационную структуру. Процессы могут быть выделены как в подразделениях, так и в пределах всего предприятия.
Далее в соответствии с объектом и предметом исследования рассмотрим особенности логистических бизнес-процессов торговой компании. До недавнего времени ни одна из областей менеджмента, не занималась детальным изучением процесса управления движением товаров и материалов. Считалось, что изучение этих процессов в рамках отдельной дисциплины не является целесообразным, поскольку некоторые участки движения товарно-материальных ценностей изучались в общем менеджменте или менеджменте организаций - это, например, управление запасами и складами [3, 4, 5].
Тем не менее, уже в 60-70 - х годах XX ст. в экономически развитых странах широкое использование получила наука логистика, основным предметом которой есть в самый раз управления материальными и связанными с ними информационными потоками с целью сокращения затрат производства и обращения. В настоящее время логистику начали выделять в отдельный предмет, а также в отдельный вид деятельности.
Логистика изучает также:
- операции, связанные с оформлением заказа;
- операции, связанные с транспортно-экспедиционным обслуживанием;
- определение оптимальных транспортных маршрутов, мест хранения материальных средств, размера запасов;
- операции по организации производственного процесса.
Использование логистических подходов в управлении дало возможность поиска и использование новых производственных и экономических резервов, связанных с сокращением срока прохождения материального потока по маршруту от производителя до потребителя, уменьшением затрат на их складирование и транспортировку, а также со снижением уровня себестоимости продукции и комплексным улучшениям качества производства и обращения товаров.
Обеспечивая чрезвычайно широкий спектр работ, логистика объединяет в себе достижение других научных дисциплин: менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета, математического моделирования, экономического анализа, контроллинга. Поэтому, логистику можно рассмотреть как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.
Логистика на предприятии реализуется через последовательное применение процессов (бизнес – процессов) логистики.
Все программы оптимизации логистических бизнес-процессов объединяют три общие свойства.
Во-первых, цель заключается в повышении уровня интеграции некоторых или всех аспектов рассмотренной деятельности. Аналитическими основаниями интеграции являются принципы системного анализа.
Во-вторых, очень важным элементом реорганизации является критическое сравнение имеющейся системы с лучшими образцами отраслевой практики и восприятие передового опыта.
В-третьих, для достижения нужного эффекта интеграции следует провести декомпозицию соответствующих видов деятельности. Для этого необходимо рассчитать оценку эффективности и затрат по видам деятельности. Также оптимизация логистических бизнес-процессов предполагает постоянную работу над повышением их качества [3, 4, 6].
Логистический бизнес-процесс – взаимосвязанная совокупность операций и функций, которые переводят ресурсы предприятия (при управлении товарными и сопутствующими потоками) в результат, задающийся логистической стратегией компании [4, 7]. То есть логистические бизнес-процессы - это процессы, которые сосредоточены на планировании движения материалов, закупки, производства и поставки товаров потребителям. Учитывая то, что объектом логистического управления являются потоки, поточные процессы, любые процессы, которые связаны с перемещением чего-нибудь, управление логистическими бизнес-процессами можно определить как интегрированное управление бизнес-процессами по продвижению продукции и сопутствующих потоков от источника их возникновения к конечному потребителю с целью достижения максимальной эффективности деятельности предприятия [7].
Существенное значение для эффективного управления преобразованиями с помощью реинжиниринга логистических бизнес-процессов сыграют планирование руководством, предпочтения руководства, опыт управления, готовность и способность управлять финансовыми ресурсами.
Для разработки гибких логистических систем в компаниях, которые оперативно будут реагировать на изменение рыночных условий, будут управлять партнерскими отношениями с поставщиками, чтобы достичь быстрого реагирования на требования потребителя и обеспечить беспрерывное улучшение продукции, важным является проведение реинжиниринга по каждому ключевому процессу:
- закупок и хранения товаров (со всеми сопутствующими процессами);
- транспортировки;
- распределения;
- организации логистического сервиса.
Для того, чтобы определить логистический процесс, требующий реинжиниринга, необходимо ввести понятие его качества. Если логистический процесс не соответствует заданному уровню качества – его нужно изменять.
Качественный подход в вопросах логистического управления предприятия должен основываться на том, что качество является одновременно и самым эффективным средством удовлетворения потребностей, и средством снижения издержек. Качество - понятие субъективное. Существует множество трактовок и терминологических подходов к его определению. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке логистического процесса.
Для измерения качества логистического процесса используется ряд методов, присущих квалиметрии. К основным методам измерения качества относятся: - статистические методы; - экспертные методы.
К показателям качества логистического процесса следует отнести несколько групп:
- показатели результативности выполнения процесса в составе частных показателей (точность процесса, возможности процесса (показатель стабильности); надежность процесса; производительность процесса; гармоничность процесса; управляемость процесса; безопасность процесса; эргономичность процесса; экологичность процесса). Степень соответствия фактических показателей процесса плановым (установленным) с учетом фактора риска несоответствия может быть принята как оценка результативности выполнения процесса.
- показатели результативности управления процессом. Для логистических процессов, находящихся под управлением системы менеджмента качества, должны быть сформулированы цели в области качества. Данные цели должны соотноситься с политикой в области качества и как минимум ставить задачи повышения результативности. Степень улучшения показателя качества процесса (например, из перечисленных выше показателей) – показатель результативности управления процессом.
– показатели эффективности процесса. Показатели эффективности процесса отражают его «коэффициент полезного действия». Именно прямые показатели эффективности процессов могут дать наиболее ценную фактическую основу для принятия управленческих решений высшим руководством.
Рассмотренные выше группы показателей качества процесса определяют три уровня управления процессом:
- управление результативностью выполнения процесса;
- управление результативностью управления процессом;
- управление эффективностью процесса.
Цели процесса структурируются в соответствии с данными уровнями управления. Выполнение целей имеет определенную последовательность (рис. 1.2): в первую очередь необходимо обеспечить результативность выполнения процесса, на следующем этапе – обеспечить результативность управления процессом, только после этого можно говорить об эффективности. Но это справедливо преимущественно на этапе становления системы менеджмента качества. После того как были поставлены цели первых двух уровней, они становятся одинаково обязательными для достижения, а достижение целей уровня 3 может быть еще в перспективе. То же самое происходит и в случае, когда поставлены цели всех трех уровней – все они становятся одинаково обязательными.