Файл: Корпоративная культура в организации (Основные подходы в понимании сущности и роли корпоративной культуры в научной литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретико-методологические аспекты изучения понятия «корпоративная культура»

1.1. Основные подходы в понимании сущности и роли корпоративной культуры в научной литературе

1.2. Российская корпоративная культура

2. Анализ функционирования и развития корпоративной культуры организации на примере АНО ДО «Детство» в детском саду № 53 «Искорка»

2.1. Характеристика организации АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка»

2.2. Анализ корпоративной культуры АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка»

3. Предложения и рекомендации по совершенствованию управления корпоративной культурой АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка»

3.1. Разработка алгоритма построения корпоративной культуры организации АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка»

3.2. Совершенствование управлением корпоративной культуры организации АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Корпоративная культура, являясь ресурсом организации, имеет бесценное значение. Она представляет собой эффективное средство управления персоналом, а также является незаменимым инструментом маркетинга. Развитая корпоративная культура формирует не только имидж компании, но и единым целым процесса выстраивания бренда.

Тесно работая с персоналом в организации, возникает надобность сформировать единую систему ценностей, норм и правил, другими словами, - корпоративную культуру. Она позволяет достичь единства целей и задач в построении организации, мотивировать в верном направлении работу персонала, чтобы каждый имел возможность самореализовать свой внутренний потенциал в нужном направлении.

Актуальность данной работы состоит в том, что знания о выстраивании корпоративной культуры на предприятии в дальнейшем смогут пригодиться в профессиональной деятельности любому сотруднику независимо от того, в какой сфере они работают. Следует помнить, что корпоративная культура одновременно являясь и имиджем предприятия и эффективным инструментом стратегического управления бизнеса, имеет огромное значение для общества в целом.

Не маловажно и то, что верно формируя корпоративную культуру предприятия, не следует забывать о том, что корпоративная культура тесно взаимосвязана с инновациями, направленными на достижение целей предприятия, что значительно повышает его конкурентоспособность на рынке труда.

Корпоративная культура представляет собой сложное явление и имеет многогранную структуру, которая состоит из мировоззрения, организационной ценности, стилей поведения, норм и психологического климата.

В условиях жесткой конкуренции и интенсивно меняющейся ситуации на рынке труда, корпоративная культура предприятия может стать одним из ключевых ресурсов, способствующим системному ее развитию на протяжении длительного времени.

Следует отметить, что задачей каждого современного российского предприятия является способствование формированию собственную организационной культуру, обретение своего лица «имиджа», оздоровление внутреннего климата.

Целью данного исследования является исследование особенностей корпоративной культуры в АНО ДО «Детство» в детском саду «Искорка».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать основные подходы в понимании сущности и роли корпоративной культуры в научных источниках.


2. Изучить особенности корпоративной культуры российских предприятий.

3. Охарактеризовать и описать организацию АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка».

4. Проанализировать корпоративную культуру АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка».

5. Создать алгоритм построения на основе организации АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка» корпоративной культуры.

6. Определить способы усовершенствования корпоративной культуры организации АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка».

Объект данного исследования является корпоративная культура предприятия.

Предметом исследования - корпоративная культура в государственном учреждении системы дошкольного образования.

В данном исследовании нами были использованы материалы книги Питера Друкера «Эффективный руководитель», где широко освящена тема эффективности умственного труда руководителей предприятия, если в силу своего должностного положения или знаний они отвечают за работу, которая прямо пропорционально влияет на способность данной организации функционировать и добиваться результатов.

Следующим известным автором в данном направлении является Спивак В.А., который в своей книге «Корпоративная культура» расставляет акцент на стиле руководства, психологическом климате в коллективе, сложившимся имидже организации. Это пособие содержит ответы практически на все ключевые вопросы, которые возникают в процессе создания целостного корпоративного духа предприятия и внутриорганизационных отношений.

Для проведения данного исследования нами были использованы следующие методы исследования: комплекс общенаучных и частных методов познания социально-правовых явлений, которые конкретизируются в виде таких методов, как, системный, логический, методы анализа и синтеза собранной информации.

Практическая значимость данного исследования состоит в использовании результатов нашего исследования в создании корпоративной культуры в государственном учреждении системы дошкольного образования.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключении, списка литературы и двух приложений.

1. Теоретико-методологические аспекты изучения понятия «корпоративная культура»


1.1. Основные подходы в понимании сущности и роли корпоративной культуры в научной литературе

Современная научная литература представляет обширное количество определений термина «корпоративная культура». Стоит отметить, что, как и множество других определений организационно-управленческих дисциплин, этот термин нельзя истолковать в общем виде. Рассмотрим наиболее распространенные:

Иванова С. В. своей статье «Корпоративная культура - эффективное средство мотивации сотрудников» понимает данное понятие как систему вещественных и внутренних ценностей, проявлений, которые взаимодействуют между собой, свойственных определенной организации, которая определяет ее неповторимость и понимание себя и других в общественной и материальной среде, выражающуюся в поведении, согласованности, понимании себя и окружающей среды [6, с.18].

Несколько по - другому трактует данное понятие Абрамова С.Г., которая считает, что корпоративная культура - это система ценностей, традиций и принципов, которые позволяют всем в организации продвигаться в едином курсе как единого целого [1, с.33].

По мнению Колесников А.В., корпоративной культурой является комплект особо значимых положений, которые приняты членами предприятия и сформулированы в заявляемых ценностях предприятия, которые задают сотрудникам направления их поступков и поведения[7, с.38].

Шекшня С.В. считает, что корпоративная культура – это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях [14, с.72].

Но корпоративная культура – это еще и убеждения, круг интересов и ценности, которые разделяют все в организации. В данную группу включены навыки, традиции, опыт, процессы принятия решений и коммуникации, страхи, мифы, ожидания и устремления, надежды, действительно познанные сотрудниками организации, т.е. это сформировавшийся психологический климат деятельности в организации и т.д. [5, с.113].


Все вышеприведённые определения и понятия позволяют вывести новое видение корпоративной культуры. Уточним и дополним категорийный аппарат понятия «корпоративная культура». По нашему мнению, корпоративная культура представляет собой особый комплекс ценностей и традиций, систему убеждений и профессиональной этики, устоявшийся психологический климат и имидж компании, поддерживаемый всеми сотрудниками и направленный на достижение общих целей организации.

На сегодняшний день корпоративная культура является мощнейшим рычагом повышения конкурентоспособности любого предприятия. Это основано на том, что персонал, объединённый единым духом, едиными традициями и целями, подкрепленными компанией, трудятся наиболее эффективно и достигают поставленных целей, в отличие от разобщенного коллектива[9, с.82].

В современных обстоятельствах управления, когда направление экономической деятельности в существенной форме определено конкурентоспособностью организации, собственно с укрепления корпоративизма начинается подъем организации. При этом организация как субъект права не выпускает из виду целесообразность определения «коллектив» (от лат. collectivus – собирательность). Коллектив как «общественное единство людей, сплоченная на основании общественно существенных целей, коллективных ценностных направлений, коллективной работы и общения» – это часть организации, занятие которой устанавливается в рамках конкуренции [8, с. 87]

В ходе нескольких двух последних десятилетий можно наблюдать возрастающий интерес к разработке и реализации корпоративной политики в области этики (Corporate Ethical Policies) с целью содействия этическому поведению всего персонала компании или предприятия. Рассмотрим ряд факторов, оказывающих влияние на такой возрастающий спрос и интерес к корпоративной политике компании, среди которых: повсеместное недоверие к деятельности предпринимателей; ориентирование на более высокий уровень жизни населения; стремление и необходимость того, чтобы администрация не действовала только ради собственной выгоды; растущая и увеличивающаяся мощность корпораций и важность регулирования работы определенных групп интересов; возрастающий общественный интерес к этим вопросам и большая осведомленность в них [9, с.83].

Любая корпоративная политика в основе своей содержит определенные корпоративные документы (корпоративный кодекс культуры, ценности и миссия, методы и способы ведения бизнеса), определяющие философию организации и ценности и / или кодекс поведения для обозначения правил работы с определенными дилеммами в ходе бизнеса, которые могут возникнуть на рабочем месте.


Таким образом, создание и внедрение корпоративной политики является значимым социальным явлением в большинстве компаниях.

Кодекс корпоративной этики является основополагающим и важным элементом, входящим в состав корпоративной политики. Еще одной мерой, входящей в корпоративную политику компании является принятие во внимание этических норм в процессе подбора сотрудников, аттестации и организации карьеры [7, с.69].

Важность корпоративной культуры заключается в том, что она даёт возможность без административного нажима, естественными способами отобрать самые эффективные межличностные отношения, направленные на достижение внутрикорпоративных целей, и соответствующие модели поведения сотрудников. Превознося такие ценности как творческая направленность, компетентность, способность к внутренней и внешней образовательной конкуренции, к коллективной работе, развитие гордости за образовательное учреждение, корпоративная культура увеличивает сплоченность персонала компании, координирует согласованность в их поведении [3, с.160].

Следовательно, корпоративная культура представляет собой такой стержень, вокруг которого организуется жизнь компании [1, с.48]. Сущность корпоративной культуры и её аспекты оказывают влияние на все стороны жизни предприятия – начиная от процедуры и способов принятия управленческих решений, заканчивая взаимоотношениями персонала в организационной сфере

Так Шекшня С.В. отмечает, что: «Корпоративная культура - это комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем» [14, с.80].

По мнению А.А. Радугина можно обозначить пять основных компонентов корпоративной культуры, таких как: целеполагание; отношение власти; организационная структура; исполнение работы; человеческие отношения между работниками[10, с.245].

1.2. Российская корпоративная культура

По мнению исследователей, в России сложилась собственная культурно-цивилизационная модель корпоративной культуры. Эта модель является результатом длительного исторического развития страны и тех социальных процессов, которые оказывали ключевое влияние на общество в определенные периоды.