Файл: Корпоративная культура в организации (Основные подходы в понимании сущности и роли корпоративной культуры в научной литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретико-методологические аспекты изучения понятия «корпоративная культура»

1.1. Основные подходы в понимании сущности и роли корпоративной культуры в научной литературе

1.2. Российская корпоративная культура

2. Анализ функционирования и развития корпоративной культуры организации на примере АНО ДО «Детство» в детском саду № 53 «Искорка»

2.1. Характеристика организации АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка»

2.2. Анализ корпоративной культуры АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка»

3. Предложения и рекомендации по совершенствованию управления корпоративной культурой АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка»

3.1. Разработка алгоритма построения корпоративной культуры организации АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка»

3.2. Совершенствование управлением корпоративной культуры организации АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Важную роль в формировании российской хозяйственной культуры как необходимой составляющей института корпоративной культуры сыграло авторитарное государство с централизованной системой управления, целенаправленно подавляющей конкуренцию в обществе. По мнению Аверьяновой А.А., уравнительный подход необходим для функционирования российской системы управления, так и самой сущности этой системы [2, с.345].

Следовательно, российская трудовая и хозяйственная культура в силу природно-климатических, конфессиональных особенностей, а также формы государственного устройства и управления приобрела мобилизационный, экстремальный характер. Под давлением внешней необходимости и по вдохновению идеологических лозунгов российский работник способен к сверхинтенсивному, самоотверженному труду в кризисные моменты истории. Экстремальный подъем трудового энтузиазма недолог и не постоянен, он сменяется застоем, а только внешние стимулы к интенсивному труду пропадают [7, с.89].

В России немало руководителей, которые считают реализацию стратегии, основанной на использовании более качественных трудовых ресурсов, затратной. Но если проанализировать результаты проведенных работ по формированию и совершенствованию института корпоративной культуры, то на самом деле мы увидим, что именно такая стратегия обеспечивает долговременную успешность бизнеса [6, с.19].

Современный подход к культуре основывается и базируется на моделях стран с развитой рыночной экономикой, где основное внимание уделяется факторам духовной культуры, что связано с высоким уровнем обеспечения материальными элементами культуры. Но такой взгляд не вполне адекватен российской действительности, где сильны различия в экономических, политических, правовых и других условиях существования предпринимательства, внутренней и внешней среды предприятий [6, с.21].

В России организации обладают четко закрепленным восприятием культуры руководителя и подчиненных в сознании россиян, включая такой факт, как историческое значение администрации. Данный вывод обусловлен слабым развитием HR в России. Индивидуализм в России относительно умеренный, отдается предпочтение коллективным решениям, с тем, чтобы избежать, например, слишком большой личной ответственности. В индивидуалистической культуре отношения между работодателем и работником построены исходя из личных соображений (отношения интереса), в то время как в развитых странах Европы основой являются доверительные отношения [2, с.346].


В целом, можно говорить о том, что российская корпоративная культура имеет как свою национальную специфику, обусловленную особенностями культурно-цивилизационного развития страны, но вместе с тем, она не является статичной системой и в силу постсоветских и глобальных мировых процессов подвергается трансформации.

Вывод по 1 главе

Корпоративная культура предполагает формирование целей и задач предприятия, а также то, как они будут восприниматься коллективом в целом и каждым работников в частности.

Эффективное и соответствующее выбранному плану развития управление корпоративной культурой, позволяет экономить время и ресурсы, необходимые для внедрения новой стратегии. Корпоративная культура является мощным стратегическим инструментом, способным ориентировать все подразделения на решение поставленных задач.

2. Анализ функционирования и развития корпоративной культуры организации на примере АНО ДО «Детство» в детском саду № 53 «Искорка»

2.1. Характеристика организации АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка»

Детский сад № 53«Искорка»– структурное подразделение Автономной Некоммерческой организации дошкольного образования «Детство» г. Калуги, имеет группы общеразвивающей направленности приоритетным осуществлением деятельности по познавательному направлению развития детей.

Функционирует на основе нормативно – правовых документов в сфере образования РФ, а так же Устава АНО, Положения о детском саде №190, локальных нормативных актов.

Режим работы: с 06.30 до 18.30 часов (выходные дни: суббота, воскресенье). В детском саду функционирует 12 групп: – 2 группа раннего возраста (с 2 до 3 лет), 10 групп дошкольного возраста (с 3-8 лет) [4].

Управление детским садом осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Исполнительным органом считается руководитель (заведующий), который осуществляет текущее руководство деятельностью детского сада.


В детском саду сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся: Общее собрание работников, Педагогический совет, Методический совет, Совет родителей. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются Уставом АНО и локальными актами.

Управляющая система состоит из двух структур:

I структура – общественное управление: Общее собрание работников, Педагогический совет, Методический совет, Совет родителей.

II структура – административное управление, которое имеет линейную структуру:

I уровень – заведующая детским садом.

Управленческая деятельность заведующего обеспечивает материальные, организационные, правовые, социально-психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом[12, с.309].

Объект управления заведующего – весь коллектив.

II уровень – заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе. Объект управления управленцев второго уровня – часть коллектива согласно функциональным обязанностям.

III уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами и обслуживающим персоналом.

Объект управления – дети и родители (законные представители).

IV уровень субъектами являются дети и их родители. Стратегические направления деятельности коллектива детского сада в 2016-2017 учебном году были определены в рамках реализации программы развития детского сада, которая содержательно отражает основные линии развития современного образования.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с ООП детского сада адаптированной к требованиям ФГОС[4].

Обязательная часть реализуется с учетом содержания программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. В соответствии с ФГОС ДО, участники образовательного процесса обеспечивают развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях с учетом современных технологий. Вариативная часть ООП реализуется с учетом содержания парциальной программы «Чаша жизни», авторами-составителями которой являются Т.П. Дегтярева, О.Г.Цветкова, Л.А.Морозова, О.А. Вашурина.

Развитие воспитанников с учетом региональной специфики, социокультурной, природной и экологической среды, осуществляется участниками образовательного процесса в соответствии с программой «Путешествие в родную старину». Автор-составитель данной программы А.Х. Тинникова.


Для достижения поставленной цели работа была направлена на:

-повышение профессиональной компетентности педагогических кадров;

-реализацию мер, направленных на сохранение, укрепление физического, психического и социального здоровья детей;

-осуществление деятельности по оптимизации системы развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников;

-внедрение и использование современных образовательно- оздоровительных технологий, форм, методов и приемов работы с детьми;

-внедрение интерактивных форм взаимодействия с семьями на основе принципа дифференцированного подхода.

В детском саду № 53 «Искорка»обеспечены условия для повышения профессиональной компетентности 70% педагогических кадров через курсовую подготовку; 36% педагогов через различные формы непрерывного профессионального образования; увеличилась до 67% доля аттестованных педагогических работников. Реализован комплекс мероприятий, направленных на развитие инновационной инфраструктуры детского сада, через обеспечение деятельности творческой группы, работы методического совета для сопровождения инновационной деятельности педагогического коллектива; увеличения доли педагогов (до 45%) – участников в мероприятиях различного уровня [4].

В детском саду «Искорка» создана материально-техническая база для последующего внедрения новых образовательных технологий и организации образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования. Созданы условия для расширения сферы информационного взаимодействия с населением: создание сайта детского сада и получения обратной связи на разном уровне посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Важнейшим аспектом анализа деятельности любого предприятия является анализ его основных организационных и экономических показателей деятельности. Исходя из специфики организации, её видов деятельности и структуры, можно рассматривать и анализировать разнообразные показатели деятельности [8, с.90].

Детское образовательное учреждение является бюджетной организацией[4].

Представим графическую интерпретацию организационно- экономических показателей АНО ДО «Детство» ДОУ № 53«Искорка» на рисунке 1.

2015 2016 2017

Рисунок 1 – Динамика производительности труда и среднегодовой заработной платы работающего [4]

Динамика таких показателей как производительность труда и среднегодовая заработная плата показывает, что заработная плата в 2016 года выросла по сравнению с 2015 годом почти в той же мере, что и производительность труда. Небольшое превышение темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда стимулирует рост производительности труда, но в такой ситуации также существует угроза инфляции. Руководству организации следует уделить особое внимание сохранению связи между затратами труда и его оплатой для поддержания производительности труда сотрудников на нужном уровне. Как правило, внедрение мероприятий, направленных на улучшение использования рабочего времени и совершенствование организации труда, позволяет сохранить рост заработной платы примерно в той же мере, что и рост производительности труда [11, с.90].


В 2016 году произошло небольшое снижение общего количества дошкольников по сравнению с 2014годом с 243 человек до 240 человек.В последующем, начиная с 2017 года и по сегодняшний день, наблюдается стремительное увеличение общего количества дошкольников детского образовательного учреждения. Так, в 2017 году, общее количество дошкольников увеличилось на 29 человек и достигло показателя 269 человек[4] (см.Рис.2).

2015 2016 2017

Рисунок 2 – Изменение общего количества дошкольников детского образовательного учреждения

Это может свидетельствовать о благоприятной демографической ситуации в городе, а также о повышении престижа и востребованности в услугах данного дошкольного учреждения. Кроме того, можно сделать вывод о том, что исследуемое дошкольное учреждение пользуется спросом не только со стороны родителей, но и тех потенциальных сотрудников, которые хотели бы работать в данном коллективе.

2.2. Анализ корпоративной культуры АНО ДО «Детство» детского сада № 53 «Искорка»

Приступая к работе с практическими аспектами корпоративной культуры, прежде всего, необходимо оценить ее реальное состояние в организации; нужно в простой и системной форме представить, что являет собой корпоративная культура. В данном случае, предоставленные компоненты надлежит принимать и поддерживать всем сотрудникам учреждения коллектива (или простым большинством).

Элементами корпоративной культуры являются: система ценностей, стандарты поведения; девизы, лозунги, символы; мифы, легенды, герои; ритуалы, традиции, мероприятия [13, с.79].

Изучив наличие корпоративной культуры в детском саду № 53 «Искорка» мы пришли к выводу, что в ДОУ имеется логотип и сайт, который ведется не регулярно, данные в нем пополняются раз в три-четыре месяца [4].

Чтобы результативно управлять образовательным учреждением, нужно признать равноценность двух элементов: детский сад очень важен для сотрудников и сотрудники очень важны для детского сада.

Диагностическими инструментами стали опросы сотрудников учреждения, наблюдения за работниками ДОУ, анализ документов по перестановке и текучести кадров.

Была исследована результативность проводимых за год действий администрации ДОУ, которые были направлены на: