Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
Контроль уплаты акцизов осуществляется таможенными органами в соответствии с настоящим разделом и таможенным законодательством.
Глава 3. Проблемы и особенности возврата налога по акцизам. Совершенствование налогового сбора по акцизам
Фирмы, которые осуществляют операции с подакцизными товарами, то есть производство, переработка, ввоз и вывоз на территорию Российской Федерации, обязаны уплачивать специальный налог – акциз.
При расчете суммы, уплачиваемой в бюджет государства, фирмы в праве применять налоговые вычеты, которые данную сумму уменьшают, а также в праве при соблюдении, установленных налоговым законодательством, а именно главой 22 НК РФ, получить возврат акциза. Условия устанавливаются статьями 200-203 главы 22 НК РФ.
Согласно законодательству предприятия, имеют право получить возврат акциза, если общая сумма всех налоговых вычетов превысила сумму акциза за определенный налоговый период. Однако, если у предприятия имеются задолженности перед бюджетом, то сумма, которая должна была быть возвращена на счет организации, зачисляется в счет уплаты задолженностей перед бюджетом.
Суммы, подлежащие возврату, оплачиваются через три налоговых периода.
Предприятие имеет право не оформлять возврат акциза, а зачесть сумму к возврату в пользу следующего налогового платежа по акцизам.
Также по закону устанавливаются различные условия для получения возврата, которые будут зависеть от формы примененного налогового вычета. Например, при операциях экспортных требуется подтверждающий список документов. Также налоговые вычеты могут налагаться на товары, которые ввозятся в качестве подакцизного сырья для производства подакцизного товара, в других ситуациях, которые строго регламентированы статьей 200 НК РФ.
Так законодательство содержит множество условий, от которых зависит возврат акциза, поэтому рассмотрим основные ситуации. В ситуации, когда предприятие использует этиловый спирт для производства другого подакцизного товара (алкогольной продукции), то суммы, ранее уплаченные за акцизы по этиловому спирту, подлежат возврату. Для этого потребуется предоставить подтверждающие документы в налоговый орган: договора купли-продажи такого товара, платежные документы, которые подтверждают оплату, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, акты списания товара в производство.
Также, если покупатель возвращает подакцизный товар, а сумма налога уже была уплачена, то такие суммы могут подлежать возврату. Для этого также полагается предоставить подтверждающие документы и провести корректировку возвратов в системе бухгалтерского учета.
Так при ввозе давальческого сырья (материалов), сырья, предназначенного для производства подакцизных товаров, предполагается возврат акциза.
Для этого требуется предоставить документы в налоговую службу по месту регистрации фирмы, подтверждающие такие операции (расчетные документы, счета-фактуры, таможенные декларации, копии контрактов, копии транспортных документов или другие документы, которые могут подтвердить ввоз товаров). При этом к возврату принимаются только те суммы, которые были уплачены ранее при ввозе товаров; предоставить налоговую декларацию по акцизам; предоставить заявление, в котором указывается цель представления документов, реквизиты для причисления средств, которые должны быть возвращены из бюджета. ожидание решения налогового органа о возврате акциза, которое должно поступить в письменной форме через пять дней после принятия такого решения.
Стоит отметить, что при отказе в возврате, предприятия вправе обращаться в суд.
В антитабачной концепции, проект которой разработал Минздрав Российской Федерации на 2017-2022 гг., рассматриваются вопросы, связанные с постепенным увеличением налогового бремени на производящие табачные изделия организации. Налог предполагается довести до средних показателей стран Европы, а также планируется утвердить экологический налог на сигареты.
В документе говорится об эффективности будущих мер и выгоде для государства, которые заключаются в снижении объемов потребления табачных изделий, уменьшении затрат на устранение последствий употребления табака и увеличении отчислений налогов в бюджет.
Несомненно то, что большинству потребителей табачной продукции экономить будет очень сложно. По данным статистики, ежедневно курильщик расходует около 15% своих средств на сигареты, а если доход равен минимальному, то около 23%. Рассматривая розничную стоимость сигарет можно увидеть, что она состоит из таких частей:
-цена производителя сигарет – 40 %;
-акциз (налог) – 40 %;
-НДС – 20 %.
Стоимость одной единицы табачной продукции сразу же повышается, если происходит увеличение какой-либо из этих частей. Эксперты предполагают, что на рынке возрастет количество контрафактной продукции из стран СНГ, т.к. покупатель вредную привычку не бросит, а начнет поиски более дешевого варианта, пусть и невысокого качества. В настоящее время на рынке продукции из табака более 37 % принадлежит дешевым маркам сигарет. Для Российской Федерации это довольно высокая цифра, учитывая, что идет борьба за здоровье населения и ведется пропаганда здорового образа жизни.
Таким образом, усиление функциональной роли косвенных налогов в регулировании социально-экономических процессов в Российской Федерации приводит к необходимости переосмысления и уточнения их сущностного содержания и выполняемых функций. Проблема акцизного налогообложения на табачную продукцию в последние годы замыкается на решении вопросов соответствия его экономического содержания социальному назначению, а также выявления особой роли акцизов в системе косвенного налогообложения. В связи с этим, необходимо совершенствование механизма налогообложения, что представляет закономерный процесс, связанный с происходящими в стране социально- экономическими процессами в рамках динамично меняющихся факторов внутреннего и внешнего развития. В условиях внешних рисков и внутренних ограничений в экономической и бюджетно-налоговой сферах необходимо продолжить развитие системы налогообложения, в том числе косвенного налогообложения, на основе реализации антикризисных налоговых мер, налогового стимулирования инвестиций и импортозамещения, повышения качества налогового администрирования.
Согласно данным, представленным в приложении №2 наиболее крупные поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации приходятся на налог на прибыль организации (4 100,00 млрд. руб.), что составляет 19,22% от суммы поступлений, налог на добавленную стоимость (3 761,2 млрд. руб.), что составляет 17,64% от общей суммы поступлений, налог на доходы физических лиц (3 653,00 млрд. руб.), что составляет 17,13% от общей суммы поступлений.
В качестве акцизных платежей в бюджет поступили 1 493,2 млрд. руб., что составляет 7% от общей суммы поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России в консолидированном бюджете Российской Федерации. В том числе в Федеральный бюджет в качестве акцизов поступило 860,7 млрд. руб., что составляет 7.22% от общей суммы поступлений в Федеральный бюджет. В консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации поступили платежи по акцизным сборам на сумму 632,4 млрд. руб., что составляет 6.73% от общей суммы поступлений в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации.
По сравнению с 2017 годом в консолидированный бюджет Российской Федерации в качестве налогов, сборов и иных платежей поступило на 23% больше денежных средств. При этом сумма платежей по акцизам в 2018 году, составила 98,2% от суммы, полученной бюджетом в качестве акцизного сбора в 2017 году. В Федеральный бюджет платежей по акцизам поступило 96,4% от платежей, поступивших в 2017 году. В консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации в 2018 году поступило 632,4 млрд. руб. акцизных платежей, что на 3,4% больше, чем в 2017 году.
Наибольшее снижение поступлений, отмечается по акцизам на спирт и алкогольную продукцию – в результате досрочной уплаты акцизов в декабре 2017г. и уменьшения в январе-ноябре 2018г. объемов розничной реализации алкогольной продукции.
Уменьшились поступления по акцизам на бензин автомобильный, в связи с увеличением объемов реализации бензина автомобильного на экспорт (ставка акциза при реализации на экспорт равна 0%), что и повлияло на уменьшение поступлений акцизов на бензин автомобильный в 2018 году.
Поступления акцизов на дизельное топливо увеличились – в связи с увеличением объемов производства в январе-ноябре 2018г.
Согласно данным приложения №3 задолженность по акцизам на 01.01.2019г. составляла 13,7 млрд. руб., что составляет 1,7% от общей задолженности по налогам, сборам, пеням, налоговым санкциям. При этом самая высокая задолженность наблюдается по налогу на добавленную стоимость, она составляет 249,7 млрд. руб. или 31,5% от общей задолженности по налогам, сборам, пеням, налоговым санкциям.
Недоимка по акцизам на 01.01.2019г. составила 10,5 млрд. руб. или 1,8% от общей суммы недоимки, которая составляет 599,9 млрд. руб. Самый высокий показатель недоимки отмечается по налогу на добавленную стоимость, он составляет 185,3 млрд. руб. или 30.9% от общей суммы недоимки.
Показатель урегулирования задолженности по налогам и сборам составляет 167,9 млрд. руб., из них урегулированная задолженность по акцизам составляет 5,2 млрд. руб. или 3,1%. Наибольшую долю в урегулированной задолженности по налогам и сборам на 01.01.2019г., составляет налог на добавленную стоимость, сумма урегулированной задолженности составляет 72,3 млрд. руб. или 43,1%.
При том, что доля поступления акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году составляет 7,22%, доля задолженность по акцизам на 01.01.2019г. составляет 1,7% от общей задолженности по налогам, сборам, пеням, налоговым санкциям. Доля урегулированной задолженности в общей задолженности по акцизам 39,96%, что свидетельствует о том, налоговое администрирование в области акцизов осуществляется на высоком уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире довольно часто мы можем встретить термин «акциз». Этот термин употребляется при характеристике налогообложения ряда видов товаров.
Акциз – это косвенный налог на ряд видов продукции, ставка которого включена в цену единицы товара. Акцизы вводятся государством на те продукты, производство которых невозможно или нецелесообразно запретить. Как правило, это продукты с низкой себестоимостью, высокой рыночной ценой и низкой эластичностью спроса. Другими словами – это высокорентабельная продукция, которая не является продукцией первой необходимости. Встречается объяснение, что акциз – это штрафной налог на производство продукции, которая наносит ущерб здоровью ее потребителям непосредственно или через ухудшение состояния внешней среды. Но на самом деле, благодаря высокой доходности и низкой эластичности спроса, подакцизные товары обеспечивают огромные поступления в бюджет. Можно также сказать, что акцизом облагаются те товары, на которые государство хочет установить нерыночную цену (в теории, как в плюс, так и в минус).
В то же время, сохраняется определенная неясность в проведении необходимых и неизбежных преобразований акцизного налогообложения нефтепродуктов, алкогольной продукции и табачных изделий. До сих пор не удалось создать эффективную систему взимания акцизов на указанную продукцию. В первую очередь необходимо отметить, что установленная система акцизного налогообложения в Российской Федерации является сложной и трудной в администрировании. Одновременно с этим, как показывает опыт ее функционирования, она недостаточно эффективна не только с фискальной точки зрения, но и зачастую с позиций налогоплательщика. Не случайно данная глава НК РФ изменяется в последние годы практически ежегодно, а нередко переписывается заново.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (редакция от 03.08.2018)// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 6.
- Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 05.12.2017 N 362-ФЗ / Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 1. - Ст. 3.
- Федеральный Закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». «Российский налоговый курьер», 2003, № 23 // Консультант плюс
Научная литература
- Бехтерева Е.В. Налог на прибыль. Взаимосвязь системы бухгалтерского и налогового учета. – М.: Экзамен, 2017. – 192 с.
- Брызгалин А. В. Этюды о налогах. Прогулки по миру налогов с Аркадием Брызгалиным/ А. В. Брызгалин. – Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2013. – 135 с.
- Булавина Л.Н., Кулиш Н.В., Костюкова Е.И., Ревегук О.А. Финансовые результаты. Бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 320 с.
- Захарова И.В. Бухгалтерский учет. – М.: Экзамен, 2015. – 256 с.
- Захарьин В.Р. Все о налоговых вычетах. – М.: Налоговый вестник, 2017. – 320 с.
- Захарьин В.Р. Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета. – М.: Омега-Л, 2016. – 208 с.
- Касьянова Г.Ю. Учетная политика. Бухгалтерская и налоговая. – М.: АБАК, 2017. – 160 с.
- Ланина И.Б. Отпуска. Документальное оформление, бухгалтерский учет, налогообложение. – М.: Омега-Л, 2017. – 144 с.
- Макарьева В. И., Макарьева А.А. 100 проблем и примеров определения объекта налогообложения. – М.: Журнал "Горячая линия бухгалтера", 2015. – 208 с.
- Медведев М.Ю. Учетная политика. Бухгалтерская и налоговая. – М.: ФБК-Пресс, 2017. – 328 с.
- Под общей редакцией В.В. Семенихина. Амортизация. Особенности бухгалтерского и налогового учета. – М.: Эксмо, 2007. – 112 с.
- Попова Л.В., Константинов В.А., Маслова И.А., Коростелкин М.М. Налоговый учет. – М.: Дело и Сервис, 2017. – 224 с.
- Пушкарева В. М. Налоговая система Союза ССР (1921 – 1930)/В. М. Пушкарева. – М.: ИНФРА-М, 2011- 196 с.
- Рассказова-Николаева С.А., Бушмелева Н.В. Новые правила отражения в учете и отчетности расчетов по обязательствам, выраженным в иностранной валюте. – М.: Экономика и жизнь, 2017. – 160 с.
- Смирнова С.А. Новое в учете основных средств. – М.: Бухгалтерский учет, 2017. – 272 с.
- Трусов А. Бухгалтерский, налоговый учет и делопроизводство. – СПб.: Питер, 2018. – 224 с.
- Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/#