Файл: Проектирование ИС по учету товарно-материальных ценностей ювелирного завода ООО «Грант».pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Технико-экономическая структура предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
1.2 Используемые классификаторы и системы кодирования
1.3 Характеристика результатной информации
1.4 Характеристика базы данных
1.5 Описание программных модулей
Введение
В современных условиях повышение эффективности управления предприятиями, в частности ювелирным заводом, является одной из ключевых задач, стоящих перед руководством предприятия. Постоянное увеличение объемов и интенсивности потоков информации приводит к необходимости использования информационных систем и технологий для повышения оперативности и адекватности ее восприятия и обработки обычными пользователями информационных систем.
Успех решения основных задач, стоящих перед динамично развивающимся производством ювелирных изделий, напрямую зависит от тех инструментов и возможностей, которые предоставляет информатизация предприятия для повышения эффективности и оптимизации бизнес-процессов.
Целью настоящей курсовой работы является проектирование и разработка информационной системы (ИС)[4] учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Спроектированная ИС является многомодульной системой и не ограничивается только учетом ТМЦ. В разработанной системе предусмотрен функционал бухгалтерского учета, обусловленный важной составляющей учета движения сырья, товара и пр., требования которого обусловлены требованиями законодательства РФ.
В условиях стремительного развития электронного учета и документооборота наличие подобных ИС является важной составляющей ведения бизнеса и достаточно востребованы. Поэтому многочисленные ИТ компании предлагают готовые базовые продукты-учетные системы для ведения бизнеса. По различным причинам, например, каких-либо специфических требований компании, использовать готовые решения не всегда предоставляется возможным. В связи с чем компания использует индивидуальный проект по разработке ИС, что позволяет получить адаптивное решение, а также гибкость ее развития.
Следует отметить, что кроме учета ТМЦ, важное место в ИС занимает блок отчетности, статистики и анализа[10]. С учетом того, что данный блок, зачастую, является важной бизнес-составляющей и имеет стратегическую ценность, доступ к агрегированной информации в ИС предполагает разграничение доступа пользователей, с учетом выполняемых ими бизнес-функций.
Основное бизнес-требование при поставке задачи по разработке информационной системы организации заключается в получении эргономичной учетной системы, обеспечивающей мобильное управление бизнесом для успешного функционирования предприятия[6]. А именно: учет сырья, товара, ведение бухгалтерского учета, формирование отчетов и статистики, оперативного доступа руководства к статистическим данным и отчетам.
Важное место в разрабатываемой системе занимает наполнение первичный ввод информации, которая создают базу данных, которые подлежат учету. Задача состоит в минимизации ручного ввода данных за счета применения технологий создания и считывания данных QR-кодов, штрих-кодов и пр.
Для обеспечения разграничения доступа к данным системы потребуется изучение структуры организации, функционала отдела, пересечение функционала, создание матрицы доступов и определение ролевой модели пользователей в системе.
Также неотъемлемой частью при проектировании системы требует тщательного изучения бизнес-процесса предприятия, для которой разработана информационная система, в целях максимально полного автоматизированного решения.
Ввиду того, что не все пользователи учетной системы являются продвинутыми пользователями персональных компьютеров, при разработке пользовательского интерфейса, заказчиком поставлена задача реализовать несложный, дружелюбный, интуитивно-доступный пользовательские экранные формы для работы в системе.
В первой главе было знакомство с компанией и поставлена задача, которую необходимо решить в ходе реализации ИС.
Вторую главу занимает информационная модель. Отображены информационные потоки в БД.
В третьей главе уже идет реализация поставленных задач. Создается er-модель БД[17], определяются таблицы и типы данных записей в данных таблицах. Представлены сценарий диалога программы и дерево функций. Все компоненты ИС взаимосвязаны и оставлены только самые необходимые.
Четвертая глава посвящена демонстрации уже реализованной программы пользователя для ИС. В ней на скриншотах представлено приложение с графическим интерфейсом.
Готовый продукт обладает удобным, простым и функциональным интерфейсом, который, в теории, рассчитан людей плохо знакомыми с вычислительной техникой.
Для реализации приложения пользователей ИС была выбрана RAD среда для разработки, а именно: C++ Builder XE. За программную часть серверной стороны выбрана СУБД MySQL.
Итак, настоящая курсовая работа предполагает создание новой информационной системы учета товарно-материальных ценностей с индивидуальными требованиями. Задача состоит в проектировании и реализации нестандартной ИС в базовом ее проявлении с целью автоматизации учета данных, которая будет являться неким плацдармом для последующий максимальной автоматизации и упрощения управлением предприятия. Например, адаптивная версия ИС для различных мобильных устройств, интеграция модуля бухгалтерского учета с банковскими приложениями дистанционного обслуживания, встроенный электронный документооборот с применением электронной подписи документов и др.
Глава 1. Технико-экономическая структура предприятия
1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
Ювелирный завод «Грант» начал свою историю с небольшой частной мастерской, которая была основана Станиславом Мазурчиком в 1999 году на берегах города над вольной Невой — Санкт-Петербурге. Сейчас партнерами завода является большинство Торговых Домов и Индивидуальных предпринимателей в России, показывая высокий уровень продаж в периоды межсезонья и Нового года.
Начиная с 2015 года, компания сотрудничает с представителями таких стран как Беларусь, Казахстан и другие. Ассортимент сразу же занял лидирующие позиции по реализации, показав высокий объем продаж в месяц. Предприятие несет полную ответственность за качество выпускаемой продукции, а также за её оборачиваемость у партнеров.
«Грант» предлагает обручальные и помолвочные кольца, гарнитуры, а также печатки и пуссеты, заколки, браслеты, броши и другую ювелирную продукцию на заказ. Ежегодно появляется более сотни новых моделей. Ведется статистика по продажам.
Завод специализируется на изготовлении малотиражных ювелирных изделий с бриллиантами. Каждый камень отобран вручную специалистом геммологом. Весь ассортимент изготавливается по уникальным эскизам штатных художников, украшения проходят через руки мастера и строгий контроль качества на каждом этапе обработки. Продукция долго сохраняет первоначальный вид – без помутнений и царапин, благодаря сочетанию использования ручного труда и высоких технологий.
На участках производства отсутствует принцип конвеерности. Каждое изделие, будь то кольцо, или серьги, подвергается ручной шлифовке, а затем полировке. Благодаря этому удается достичь качества, которое было бы достойно радовать потребителей. По данным пробирной инспекции, в 2017 году, ювелирный завод «Грант» является лидером по выпуску изделий с драгоценными вставками по Северо-Западному федеральному округу.
Миссия компании – Создавать высококачественные ювелирные изделия с использованием новейших технологий и ручной обработки, соответствующие лучшим традициям Российского ювелирного производства. Стремиться к долговременному сотрудничеству с партнерами из всех стран и регионов страны, благодаря индивидуальному подходу и высокой ликвидности украшений, сделанных на заводе.
Основные технико-экономические показатели представлены в таблице ниже.
Таблица 1.
Технико-экономические показатели предприятия
№ п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя в 2018 году |
1 |
Сумма доходов, руб. |
17082000 |
2 |
Сумма расходов, руб. |
11854000 |
3 |
Уплаченные налоги, руб. |
44609 |
4 |
Чистая прибыль, руб. |
5183391 |
5 |
Среднесписочное кол-во сотрудников, чел. |
24 |
6 |
Сырье: желтое золото 750 пробы, гр. |
2500 |
7 |
Сырье: белое золото 750 пробы, гр. |
3000 |
8 |
Сырье: платина 950 пробы, гр. |
1200 |
9 |
Сырье: серебро 925 пробы, гр. |
2400 |
В абсолютном большинстве постоянные клиенты завода - это розничные магазины ювелирных изделий, которые моделируют свои эскизы изделий и согласовывают их с мастером-ювелиром завода. В связи с этим в краткосрочных планах было принято решение выстроить агрессивный маркетинг, ориентированный на привлечение частных лиц. Так же на предприятии необходимо сформировать новый небольшой отдел дизайна, готовый спроектировать ювелирные изделия для клиентов, который будет учитывать все пожелания и прихоти заказчика.
В долгосрочной перспективе планируется расширить штат сотрудников до 30 человек. В связи с этим потребуется увеличение производственной площади и закупку оборудования для новых рабочих.
Еще в планах на будущее есть мысли об изготовлении миниатюрных скульптур и других небольших драгоценных изделий отличных от типичного представленного ассортимента по индивидуальным чертежам.
Организационная структура правления предприятием
Штат сотрудников предприятия достаточно небольшой. На рисунке 1 ниже приведена схема организационной структуры ювелирного завода.
Как видно из рисунка, напрямую взаимодействуют с директором его заместитель, отдел продаж и отдел бухгалтерии. Отдел продаж состоит из 4 человек. В их обязанности входит непосредственно продажа готовой продукции и привлечение новых клиентов. Они взаимодействуют с отделом маркетинга через директора, так, как только глава завода принимает все ключевые решения в развитии предприятия. Для полноты картины директору необходимы бухгалтерские документы, которые он напрямую получает от отдела бухгалтерии, в составе которой находится 2 человека. Функция отдела – это ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской статистики и отчетности, эти документы представляют наибольший интерес для главы предприятия. Отдел продаж и бухгалтерии не имеют своих начальников, они являются равноправными сотрудниками своего сектора. Это сделано для более эффективной работы внутри одного процесса. В случае возникновения спорных рабочих моментов решение принимает человек, стоящий над ними в организационной иерархии, а именно - директор.
С заместителем директора свободно контактируют начальник отдела маркетинга, в подчинении которого есть три человека, цеха и отдел товарно-материальных ценностей, состоящий из двух сотрудников. Задачи, которые стоят пред отделением маркетинга заключатся в составлении и выборе тактики стратегии продвижения товара, которую они передают заместителю директора и, далее,
доходит до отдела продаж через директора. Наибольший интерес для курсовой работы является отдел товарно-материальных ценностей. В нем два человека. Первый сотрудник, который учитывает товарно-материальные ценности, второй закупает необходимый материал для производства ювелирных изделий. Закупщик контактирует с заместителем директора и с внешними поставщиками драгметаллов и камней, ищет наиболее качественное сырье. Информационная система будет разрабатываться для сотрудника, задачи которого - учет этих материалов для производства[14].
В цеху есть начальник. У него в подчинении сотрудники контроля качества готовой продукции, исполнения работы и сами мастера-ювелиры. Семь мастеров-ювелиров, которые производят продукцию, находятся под пристальным наблюдением сотрудника контроля качества исполнения работы, в чьи обязанности входит контролирование процесса создания ювелирных изделий. Если данный сотрудник не нашел замечаний в ходе выполнения работы мастеров, это еще не значит, что ювелирное изделие готово для последующей продажи. После изготовления товара изделие тщательнейшим образом проверяется другим участником надзорных функций в цеху – сотрудником контроля качества готовой продукции. Только после его одобрения продукция готова к реализации. Отчитываются два сотрудника надзорной деятельности цеха его директору. Директор цеха, в свою очередь, отчитывается о процессах, происходящий в цеху заместителю начальника и поддерживает целостное функционирование своего подразделения.
Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов
На рисунке 2 после текста представлена модель TO-BE диаграммы IDEF0[1].
Важность процесса, выбранного для автоматизации, достаточно велика для выбранного предприятия. Ведь, если будут не состыковки реального материального имущества с информацией в бухгалтерских документах, это может повлечь за собой проблемы с законом, поскольку государство посчитает, что ему