Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентноспособности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современных условиях развития экономики все более актуальным становится вопрос о стабильном развитии производства. Однако следует отметить, что актуальные вопросы функционирования экономики Республики Беларусь предполагают развивать не просто производства, а в первую очередь конкурентоспособные производства. Развитие конкурентоспособности производства продукции - не только актуальная задача самих предприятий, но и задача развития экономики страны в целом. Инструментом развития системы повышения конкурентоспособности является комплексный подход к определению и разработке мероприятий по совершенствованию системы повышения конкурентоспособности предприятия. Каждое предприятие стремится создать наиболее верную в условиях его функционирования конкурентоспособную стратегию. Именно верно спрогнозированное поведение предприятия на рынке может стать предпосылкой для его успешного функционирования.

Прежде всего, отметим многовариантность самого понятия «конкурентоспособность». Многие ученые, такие как М. Портер, Р.А. Фатхутдинов, Дж. Харт и другие, исследовали данную категорию, но единого мнения по данному вопросу на сегодняшний день нет. Поэтому актуально создание комплексной концепции конкурентоспособности, которая позволит выявить особенности конкурентоспособности продукции исходя из уже существующих различных подходов определения данной категории.

Целью данной работы является разработка системы управления конкурентными преимуществами фирмы, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности организации;

- изучить конкурентные преимущества организации;

- рассмотреть методы оценки конкурентных преимуществ организации;

- дать организационно-экономическая характеристика ООО «ЕТК» АТОМГРУПП»;

- провести SWOT-анализ и РЕСТ-анализ ООО «ЕТК» АТОМГРУПП»;

- провести анализ конкурентных преимуществ организации;

- разработать пути совершенствования формирования конкурентных преимуществ;

- провести экономическую оценку разработанных предложений.

Объект исследования - ООО «ЕТК» АТОМГРУПП».

Предмет исследования - система управления конкурентными преимуществами фирмы.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области маркетинга, материалы периодических изданий сети Интернет.


Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по повышению конкурентных преимуществ компании на примере ООО «ЕТК» АТОМГРУПП».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности организации

Понятие «конкурентоспособность предприятия» является многозначным. Ученые высказывают различные мнения относительно него. Это связано с[1]:

- рассмотрением конкурентоспособности на разных уровнях: на региональном, национальном или мировом рынках;

- отождествлением конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности продукции;

- заменой одного понятия другим;

- характеристикой любой составляющей конкурентоспособности предприятия.

Многозначность понятия конкурентоспособности характеризуется теоретической сложностью и необходимостью анализа с различных позиций для применения полученных результатов при формировании стратегии и тактики деятельности предприятия.

Конкурентоспособность предприятия является понятием относительным, поскольку ее можно обнаружить среди группы предприятий соответствующей отрасли. Согласно этому конкурентоспособности предприятия характерны определенные свойства, а именно: сопоставимость и динамичность. Сопоставимость означает, что показатель оказывается в условиях сравнения объектов. Динамичность показывает нам то, что показатель нельзя рассматривать как долгосрочную характеристику независимо от эффективности деятельности предприятия[2]. Конкурентоспособность проявляется лишь в условиях конкуренции и из-за конкуренции.

Лысенко Ю.Г. определяет конкурентоспособность фирмы как ее сравнительное преимущество относительно других фирм данной области. С.П. Ярошенко называет конкурентоспособностью возможность длительное время отстаивать свои преимущественные позиции в сфере благодаря наличию эффективной стратегии или способность действовать в долгосрочном периоде на рынке и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, поддержки продукции на высоком качественном уровне и стимулирования работников.


Лепа М.М. отмечает, что при определении конкурентоспособности предприятия теперь доминирующими параметрами являются техническое превосходство, качество и надежность, методы сбыта, характер услуг и гарантий, предоставляемых условий оплаты труда и т.д. . Селезнев Д.А. в своей работе "Оценка конкурентоспособности предприятия" рассматривает конкурентоспособность предприятия через призму условий конкурентоспособности; коммерческих и организационных.

Итак, можно сделать вывод о том, что разнообразие понятий конкурентоспособности обусловливает необходимость использования в каждом отдельном случае понятия, которое учитывает особенности конкретного объекта исследования, в частности продукции, предприятия и т.д. Таким образом, предлагаем уточненную трактовку экономического понятия "конкурентоспособность" - это обладание свойствами, которые создают преимущества для субъекта экономического соперничества, для достижения преимущества или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение потребностей в продукции и услугах.

Как показал обзор позиций ученых, несмотря на широкое использование категории "конкурентоспособность предприятия" в теории и на практике сегодня отсутствует системное универсальное толкование в этой сфере. В основном конкурентоспособность предприятия ассоциируется с параметрами продукции или с эффективностью функционирования, финансовым состоянием, определенной позицией на рынке. Итак, отслеживается преобладание одностороннего узкого видения этой категории, которое одновременно характеризуется многовекторностью, что не способствует однозначному и аналогичному его пониманию и восприятию различными субъектами внутренней и внешней среды.

С целью уточнения сущности конкурентоспособности предприятия выделим ключевые характеристики этой категории, а именно:

1. Относительность. Конкурентоспособность предприятия определяется относительно определенных конкурентов, поэтому по отношению к одним соперникам предприятие может быть конкурентоспособным, а по отношению к другим - нет. Итак, при определении конкурентоспособности любого предприятия важно правильно выбрать базу сравнения, в пределах которой должен фигурировать успешный на рынке конкурент.

2. Объектность. Предполагает, что конкурентоспособность определяется для конкретного объекта - предприятия, параметры которого основательно исследуются и сравниваются с конкурентами.

3. Динамичность. Параметры конкурентоспособности предприятия периодически изменяются под влиянием среды функционирования. Последний финансово-экономический кризис показал, что успешные и конкурентоспособные предприятия в кризисных условиях довольно часто разорялись и не могли выжить на рынке в неблагоприятных для них условиях.


4. Интегрированность. Нельзя отождествлять конкурентоспособность всего предприятия только по его отдельным элементам (продукции, финансовому состоянию, доле рынка и т.д.), поскольку в таком случае понимание этого понятия будет не полным и односторонним. Ведь конкурентоспособность предприятия должна полностью освещать все аспекты его деятельности, демонстрируя конкурентные преимущества.

5. Принадлежность к конкретному конкурентному рынку. Конкурентоспособность предприятия идентифицируется на соответствующем рынке в зависимости от масштабов и объемов деятельности предприятия (мировой, региональный (рынок страны, области, района, города, узко локальный)). При этом речь идет о конкурентных рынках, поскольку если рынок монополизирован или олигополизирован, то какими бы параметрам не характеризовалось предприятие, оно быстрее даже не сможет войти на такой рынок.

6. Необходимость целенаправленного формирования. Предприятие не может быть конкурентоспособным на соответствующем рынке, не прилагая к этому комплекс усилий в различных сферах (товарной, технологической, производственной, финансовой, инновационной, инвестиционной, маркетинговой и т.д.). Ведь конкурентоспособность является результатом успешно реализованных управленческих решений на всех уровнях системы управления.

7. Имманентность. Конкурентоспособность предприятия является внутренне обусловленной характеристикой, с помощью которой можно идентифицировать любое предприятие, действующее на конкурентном рынке.

8. Декомпозиционность. Когда речь идет о конкурентоспособности предприятия, то важно не только определить ее уровень, но и диагностировать, за счет каких сфер и составляющих деятельности сформированы конкурентные преимущества. Такая необходимость возникает ввиду того, что каждое предприятие должно иметь информацию о своих преимуществах и недостатках с целью обеспечения постоянного улучшения параметров собственной деятельности.

9. Унифицированность. Понимание конкурентоспособности должно быть идентичным у всех участников рынка и заинтересованных субъектов, которое исключит различные трактовки определенных оценок, выводов и показателей, а также сможет предотвращать сознательное манипулирование информацией и преувеличение параметров конкурентоспособности отдельных предприятий.

10. Адекватность. Речь идет о том, что конкурентоспособность должна отражать реальное положение на рынке, соответствовать действительности, а не иметь формальное значение.


В общем, конкурентоспособность нужно рассматривать как комплексную категорию. По нашему мнению, конкурентоспособность - это способность предприятия и его продукции в течение длительного срока успешно функционировать на рынке и доминировать в отдельных или всех аспектах своей деятельности перед конкурентами.

1.2. Конкурентные преимущества организации

Понятие конкурентных преимуществ, безусловно, тесно связано с понятием конкуренции на рынке. Согласно учебнику Гранта, конкуренция с одной стороны поощряет установление преимущества одной фирмы над другой, однако с другой стороны сама становится средством его разрушения. (Грант, 2008) Поэтому необходимо понимать особенности рыночной конкуренции для того, чтобы можно определить возможности получения конкурентного преимущества. Само понятие конкурентного преимущества чаще всего определяется ситуацией, когда на рынке есть несколько фирмы, однако одна из них получает большее количество прибыли из своей деятельности. Стоит отметить, что бывают и другие ситуации, когда, обладая конкурентным превосходством, компания отказывается от прибыли в пользу инвестиций в долю рынка, лояльности клиентов, технологий или дополнительных выплатысвоим сотрудникам.

Согласно теории Гранта (Грант, 2008), источники конкурентных измений бывают трех видов: внешние; приобретенные за счет чувствительности к изменениям; полученные на основе инноваций.

Внешние источники изменений. Конкурентные преимущества могут появляться у конкурирующих компаний в следствие разного уровня прибыльности, что возможно в случае, когда на рынке нарушается равновесие. Отсутствие такого равновесия связано с внутренними или внешними источниками изменений в отрасли. Так, например, внешнее изменение при неодинаковом воздействии на фирмы в виду их различий в ресурсах, способностях, особенностях позиционирования может создать конкурентное преимущество для одной фирмы и оказать противоположный эффект для конкурента. На рисунке 1 изображены источники появления конкурентного преимущества.

Рисунок 1. Источники появления конкурентного преимущества организации

Внешние изменения оказывают тем большее влияние на фирмы внутри отрасли, чем сильнее выражена неустойчивость окружающей среды в ней, чем больший масштаб этих изменений и чем менее схожи стратегии конкурирующих фирм. Таким образом, отрасль, которая не претерпевает значительных изменений долгое время, не зависит от технологий, моды или непредсказуемых изменений в интересах потребителей, менее подвержена внешним изменениям.