Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентноспособности.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности организации
1.2. Конкурентные преимущества организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЕТК» АТОМГРУПП»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЕТК» АТОМГРУПП»
2.2. Анализ конкурентных преимуществ организации
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ ООО «ЕТК» АТОМГРУПП»
Конкурентное преимущество на основе чувствительности к изменениям. Влияние внешних изменений на конкурентное преимущество тесно связано со способностью фирмы реагировать на эти изменения. Необходимо уметь замечать появившуюся возможность для получения прибыли в связи с изменениями и быстро на нее реагировать. Согласно высказыванию Ричарда Румельта, «способность выявлять новые появившиеся возможности для создания бизнеса и их использование и называется предпринимательством».[3] То есть внешние изменения являются отличной возможностью для новых предпринимателей войти на рынок и завладеть конкурентным преимуществом, в случае, если существующие игроки не смогут вовремя на эти изменения среагировать. Особенно это актуально в нынешних условиях неустойчивости рынков. Стоит добавить, что способность реагировать включает в себя и умение прогнозировать изменения. То есть проходя через определенный жизненный цикл компаниям внутри отрасли нужно учитывать и предугадывать изменения потребительских предпочтений и моделей конкуренции, выстраивая и адаптируя свои стратегии с учетом изменения ключевых факторов успеха. Скорость реагирования при этом имеет решающее значение для конкурентного преимущества, так Джорж Сток утверждал, что «скорость, достигаемая за счет своевременного производства, продаж, дистрибуции и инноваций, является главным конкурентным преимуществом многих ведущих японских компаний»[4]. Таким образом, научившись прогнозировать, замечать и использовать возникшие возможности, фирма может увеличить свое конкурентное преимущество в отрасли.
Конкурентное преимущество на основе инноваций. Как уже было отмечено, изменения, порождающие конкурентное преимущество могут быть внешними и внутренними. Внутренние в первую очередь возникают из-за инноваций, которые внедряет фирма. При этом инновации не только создают конкурентное преимущество для внедрившей их фирмы, но и лишают других фирм возможности этим конкурентным преимуществом обладать. Стоит понимать, что инновация в бизнесе - это не только новая технология, продукт или процесс, но и новые подходы и идеи относительно ведения бизнеса, так называемые стратегические инновации. Обычно внедрение таких инноваций ведет к увеличению эффективности всего бизнеса и обретению фирмой конкурентного превосходства на рынке. Гарри Хэмэл в своей книге утверждает, что время постепенной эволюции подходит к концу, а мы вступили в эпоху революций. Под эпохой революции подразумевается, что на современных рынках успешными будут компании, которые предложат инновации в области создания концепций бизнеса и воплотят их в новых моделях бизнеса. «Инновационная концепция бизнеса - это способность представить себе совершенно иные концепции бизнеса или совершенно иные пути дифференциации существующих концепций бизнеса»[5]. Сейчас уже можно утверждать, что Гарри Хэмэл верно спрогнозировал тенденцию, и многие компании, которые сделали ставку именно на модель своего бизнеса, не обладая при этом инновационным продуктом или технологией, сейчас испытывают значительный рост, например, китайский холдинг Alibaba Group или американская компания Amazon, которые по сути занимаются обыкновенной дистрибьютерской деятельностью.
Рисунок 2. Макро- и микро- среда организации
В специализированной литературе по менеджменту можно встретить разные подходы к определению конкурентных преимуществ фирмы. При этом в основном схема стратегического анализа фирмы начинается с анализа внешней среды, а уже затем внутренней. Для компании ближайшая внешняя среда - это отрасль, на которой компания ведет свою деятельность. Так Артур А. Томпсонмл. и А. Дж. Стрикленд говорят о том, что отраслевая и конкурентная среда компании состоит из поставщиков, конкурентов, покупателей, новых компаний на рынке и производителей товаров-заменителей. При этом все компании в отрасли действуют в единой макросреде, где влияние оказывают экономика, общественные ценности, демографические изменения, нормативные и законодательные акты и также технологии, что изображено на рисунке 2. Эти факторы влияют на все существующие отрасли, но естественно, что на одинаковые изменения различные отрасли реагируют по-разному. Так, например, Роберт Грант приводит пример проблемы глобального потепления, которая не оказывает на большинство областей экономики значимого влияния в наши дни, однако является ключевой для компаний автомобильной промышленности из-за возрастающих налогов на производство и использование автомобилей с двигателям. Факторы внешней среды, которые по источнику происхождения делятся на политические, экономические, общественные и технологически, анализируются в составе классического PEST- анализа, который будет описан в следующей части Главы 1 данной работы.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЕТК» АТОМГРУПП»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЕТК» АТОМГРУПП»
Объектом исследования является ООО "ЕТК" АтомГрупп", предприятие является, торгово-строительной фирмой.
Предприятие ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождение, фирменные бланки и штампы с наименованием, собственную эмблему.
Участником Общества является генеральный директор, который вправе участвовать в управлении делами обществами в порядке определенным ФЗ и Уставом предприятия, получать информацию о деятельности Общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией, принимать участие в распределении прибыли, продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо её часть третьим лицам в порядке предусмотренном ФЗ и Уставом Общества.
Органами управления Общества являются:
- общее собрание участников Общества;
- генеральный директор.
Высшим органом Общества является Общее собрание участников, которое проводится ежегодно.
При регистрации предприятия, учредителями Общества был назначен генеральный директор, который осуществляет управление деятельностью и имеет право:
а) без доверенности действовать от имени Общества, представлять его интересы и совершать сделки;
б) выдавать доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
в) издавать приказы о назначении на должность работников общества, их переводе и увольнении, поощрять и налагать дисциплинарные взыскания;
г) осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным Законом и Уставом предприятия к компетенции Участника Общества.
Основной целью деятельности ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» является получение прибыли.
Основными задачами ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» являются:
- формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса потребителей;
- обеспечение высокого качества обслуживания потребителей;
- максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении организации, и обеспечение ее эффективного использования.
Миссия ООО «ЕТК» АТОМГРУПП»:
«Наилучшим образом удовлетворять потребности клиентов в высококачественных товарах, работах, услугах».
Видение звучит следующим образом:
«Мы стремимся вывести компанию на конкурентные позиции в отрасли, сделать нашу компанию известной, обеспечить благосостояние и перспективы профессионально роста сотрудникам».
Первоначально «ЕТК» АТОМГРУПП» занималась узкоспециализированной деятельностью: обследованием и реконструкцией объектов гражданского назначения, торговлей специализированным оборудованием, оказание и проведение строительных работ..
Основными партнерами компании являются:
- «Газпром»;
- «Роснефть»;
- «Русал»;
- МУП «Екатернебургские коммунальные системы»;
- Администрация города Екатерентург.
Также ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» выполняет широкий спектр работ в сфере монтажа, ремонта, реконструкции, модернизации оборудования химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих и взрывопожароопасных производств, котельного оборудования, металлургического оборудования и строительных конструкций, а также производит строительные работы с применением изоляционных материалов и бетона на монтажных площадках, в производственных и административных зданиях.
ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» выполняет следующие общестроительные работы:
- геодезические;
- изыскательные;
- сантехнические;
- инженерные;
- топографические;
- отделочные;
- теплоизоляционные;
- кирпичная кладка, бетонирование и т.д.;
- проведение подземных коммуникаций;
- монтажные работы;
- сварочные работы.
ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» выполняет следующие услуги:
- транспортные;
- по аренде оборудования.
Работы компания выполняет на базе выданных компетентными органами лицензий, сертификатов. При выполнении работ компания руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, строительными нормами и правилами, государственными стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами.
ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» является членом саморегулирующих организаций (СРО) в области проектирования и изысканий. Все виды деятельности ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» признаны (лицензированы) компетентными организациями.
Для выполнения работ ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» имеет высококвалифицированные кадры с многолетним опытом работы, необходимую производственную и информационную базу. Производилось оснащение производственных процессов современным оборудованием и программами.
На 01.01.2018 в ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» работает 630 работников, из них квалифицированные монтажники и ремонтники, высококвалифицированных сварщики, имеющие необходимые допуски к сварке специального оборудования и трубопроводов, а также высококвалифицированный инженерный состав и состав рабочих специалистов.
Для изготовления трубных узлов и металлоконструкций на предприятии ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» имеет охраняемый, утепленный «Цех трубных заготовок» площадью 4200 м, имеющий следующее оснащение:
- токарные и расточные станки;
- сверлильные станки;
- кран-балки;
- вальцовочное оборудование;
- металлорежущее оборудование (гильотины);
- аппараты полуавтоматической сварки;
- роликоопорные стенды для полуавтоматической сварки труб с регулируемым электрическим приводом;
- шлифовальные станки;
- аппараты для ручной аргонно-дуговой сварки;
- оборудование для термообработки (индукционной и радиационной);
- оборудование для прокладки труб из полимерных материалов (в т. ч. бестраншейная прокладка).
Цех имеет участок для грунтовки и покраски изделий, а также для их маркировки. Рядом с цехом находится охраняемая бетонная площадка для складирования узлов и конструкций. Также ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» имеет специальный утепленный ангар для хранения материалов для тепло и огнезащиты, площадью 920 м2. ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» имеет большой парк автотранспорта, механизмов и иной спецтехники. На территории ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» имеются оборудованные боксы и гаражи для парковки машин, хорошо оснащенные ремонтные мастерские (участки), имеется моторный цех, аккумуляторная мастерская, выполняющие текущий и средний ремонт автотракторной механизации, также имеются самоходные топливо заправщики. Наличие боксов, ремонтных мастерских и собственных автозаправщиков позволяет всегда поддерживать исправность механизмов и их полную готовность к работам.
Динамика основных экономических показателей работы за 2016-2018 годы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика основных экономических показателей работы ООО «ЕТК» АТОМГРУПП» за 2016-2018
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Абсолютное изменение (±) |
Темп роста (%) |
|||||||||
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
|||||||||||
1 Выручка, тыс.руб. |
200000 |
228828 |
648293 |
28828 |
419465 |
114,4 |
283,3 |
|||||||
2 Себестоимость, тыс.руб. |
194000 |
222435 |
622037 |
28435 |
399602 |
114,6 |
279,6 |
|||||||
3 Валовая прибыль, тыс. руб. |
6000 |
6393 |
26256 |
393 |
19863 |
106,5 |
410,7 |
|||||||
3 Численность работников, чел. |
542 |
567 |
630 |
25 |
63 |
104,6 |
111,1 |
|||||||
4 Выработка, тыс.руб./чел. (п.1/п.4) |
369 |
403 |
1029 |
34 |
626 |
109,2 |
255,3 |
|||||||
5 Фонд заработной платы, тыс.руб. |
139960 |
148364 |
165440 |
18404 |
117076 |
106,0 |
111,5 |
|||||||
6 Среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. (п.6/п.4/12) |
21520 |
21805 |
21883 |
285 |
78 |
101,3 |
100,3 |
|||||||
7 Прибыль от продаж, тыс.руб. |
5220 |
5503 |
25355 |
283 |
19852 |
105,4 |
360,7 |
|||||||
8 Чистая прибыль, тыс.руб. |
2976 |
1956 |
6671 |
-1020 |
4715 |
65,7 |
241,0 |
|||||||
9 Рентабельность продукции, % (п.8/п.1х100) |
2,6 |
2,4 |
3,9 |
-0,2 |
1,5 |
93,3 |
162,5 |
|||||||
10 Рентабельность производства, % (п.8/п.2х100) |
2,7 |
2,5 |
4,0 |
-0,2 |
1,5 |
92,6 |
160,0 |